Иван - крестьянский сын и чудо-юдо. Народное - Иван – крестьянский сын и чудо-юдо Краткий пересказ сказки чудо юдо

У русского народа много сказок, одна из них - Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо. Как и многие русские народные сказки, данное произведение учит читателя доброте, смелости, ответственности, смекалке, внимательности, трудолюбию, любви к Родине.

Главным героем выступает Иван, самый младший сын родителей. Вместе со своими двумя братьями Иван решает отправиться в путь, к реке Смородине, к калиновому мосту для битвы с Чудом-Юдом. Чудо-юдо – это отрицательный персонаж сказки. Он нападает на русские города и села, сжигая все на своем пути.

Когда герои прибыли на место, они решили каждую ночь, по одному, выходить караулить Чудо-Юдо. Однако старшие братья отнеслись несерьезно к своему делу. Выходя в дозор, каждый из них засыпал крепким сном под кустом.

Младший, здесь, представляется самым ответственным, потому что, не спал, зная, что должен защитить родные земли. Он выходил поджидать злодея, вместо своих спящих родственников. Оказалось, что чудище не одно. Две ночи подряд Иван сражался с ними. В первую ночь с шестьюголовым, во вторую с девятьюголовым. На третью ночь был его черед выходить в караул, он понимал, что если чудо-юдо явится, то будет еще суровее, чем предыдущие. Он дал братьям указания, выпустить коня, когда они услышат свист, но братья опять спали. Иван чуть не погиб, но все же «достучался» до родственников и они отпустили коня на подмогу. Иван одолел чудовище с двенадцатью головами.

После победы Иван проявил бдительность и смекалку, опять-таки в отличие от старших братьев. Он подошел к жилищу злодеев и подслушал разговор жен и матери, благодаря этому герои смогли избежать гибели по дороге домой.

Любовь к труду русского народа описывается в начале и конце сказки. В начале, сказатель говорит о том, что герои живут, не ленятся и трудятся с утра до ночи, в конце сказки, снова упоминается о том, что герои пашут землю и сажают пшеницу.
Такие герои, как Иван, необходимы в нашей жизни. Мужество, отвага - главные качества характера каждого мужчины. Дети, прочитавшие сказку, должны ровняться на Ивана, именно такие персонажи необходимо превращать в кумиров. И, конечно, очень важная мысль – добро, которое побеждает зло.

Сочинение для 5 класса.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Царевна-лягушка 5 класс

    Сказка «Царевна-Лягушка» - это фантастическая история, в которой есть перевоплощение животного в человека. В произведении рассказывается о трех братьях, которые находятся в поисках супруги

  • Тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI в.

    Тема войны и всего, что с ней связано никого не оставит равнодушным. Данная тема была актуальна во все времена. Однако, когда эта тема касается лично тебя и твоих близких, всё воспринимается совершенно по-другому

  • Сочинение Можно ли оправдать месть? Итоговое декабрьское

    Месть – это чувство знакомое каждому человеку. Когда тебе сделали больно, причинили физический или моральный вред, так хочется ответить, сделать обидчику в несколько раз больнее. Можно ли оправдать месть?

  • Родители всегда повторяют, что надо учиться на ошибках других людей, а я считаю, что необходимо делать эти ошибки самому. Человеку необходимо набираться опыта самому, личный опыт – самый лучший учитель в жизни.

  • Герои произведения Сказка о мертвой царевне сочинение

    Главная героиня сказки Пушкина родилась в царской семье, но росла без материнской заботы. От того, что баловать девочку было некому, в царевне воплотились самые лучшие человеческие качества.

Название произведения: "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"

Число страниц: 38.

Жанр произведения: русская народная сказка.

Главные герои: старик и старуха, три сына, Иван-младший сын, Чудо-юдо, три жены чуда-юда, мать-змеиха.

Характеристика главных героев:

Иван - крестьянский сын. Отважный, сильный и находчивый.

Сообразительный.

Один справился со всеми чудищами.

Братья - ленивые и сонливые. Доверчивые.

Старая змеиха - коварная, находчивая и ловкая.

Краткое содержание сказки "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" для читательского дневника

У старика со старухой было трое сыновей, которые во всем им помогали.

Когда пронеслась молва про лихие деяния Чуда-юда, отец решил отправить старший сыновей расправиться с ним.

Но Иванушка - самый младший, не хотел оставаться дома и пошел вместе с братьями.

Когда они добрались до Смородиновой реки, то решили остановиться в заброшенном доме и по очереди караулить Чудо-юдо.

Первым пошел самый старший.

Ночью он уснул под кустом и не видел ничего, что произошло.

А произошло то, что Иванушка не смог уснуть, пришел к мосту и пока брат его спал, он встретился с Чудом-юдом и отрубил ему шесть голов.

На вторую ночь пошел в дозор средний брат и история повторилась.

Только у чудища уже было девять голов.

Но и с ними Иванушка справился и раскидал тело злодея в речку.

На третью ночь уже сам Иван пошел в дозор и приказал братьям прислушиваться к свисту.

Когда они его услышат, то должны прийти на помощь ему.

На этот раз у Чуда-юда уже было двенадцать голов и он чуть не втоптал парня в землю.

На свист братья не реагировали и крепко спали, пока Иванушка не кинул в избу шапку.

Братья спустили коня, пришли на подмогу и Иванушка сумел отрубить палец, который оживлял головы чудищу.

На утро Иванушка отправился к имениям Чуда-юда и подслушал разговор жен злодея и его матери.

Они хотели расправиться с братьями за то, что они погубили чудовище.

По пути домой парням встречается колодец, но Иван начинает рубить его мечом и это оказывается первая жена злодея.

Та же участь ждала и яблоню, и ковер посреди поля.

Тогда сама змеиха решила убить молодцев.

Братья скрылись в кузнице и чтоб ее открыть, змеихе надо было лизнуть двенадцать замков.

Когда она устала лизать замки, Иванушка убил ее.

Так Иван с братьями очистил родную землю от лихих чудищ.

План пересказа произведения "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"

1. Работящие сыновья старика и старухи.

2. Слух про чудо-юдо.

3. Старшие сыновья решают сразиться с чудом-юдом.

4. Иванушка отправляется вместе с братьями в дорогу.

5. Старая избушка и разговор со старухой.

6. Смородинова река и остановка в пустой избе.

7. Старший брат уходит на дозор и засыпает.

8. Иванушка не спит и приходит на мост.

9. Чудо-юдо останавливается посреди моста.

10. Иванушка вызывает на бой злодея.

11. Парень отрубил головы чудищу.

12. Средний брат уходит в ночь и засыпает.

13. Девять голов чуда-юда и победа Ивана.

14. Иван отводит братьев под мост.

15. Указания младшего брата.

16. Бой Ивана и брошенные рукавицы.

17. Братья просыпаются и спешат на подмогу.

18. Иван рубает чудищу огненный палец.

19. Парень подкрадывается к палатам злодея.

20. Хитрый план жен и старой змеихи.

21. Колодец и гнилая вода.

22. Иван рубит яблоню.

23. Ковер с подушками и злость братьев.

24. Братья кидают в старую змеиху солью.

25. Кузница с двенадцатью замками.

26. Иван разбивает змею об землю.

27. Иван с братьями приезжает домой.

Главная мысль сказки "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"

Главная мысль сказки заключается в том, что не только сила и храбрость нужны для того, чтоб одержать победу над врагом, но и изобретательность и хитрость.

Главный герой доказывает нам, что один человек способен справиться со злом, если действует умом и понимает, ради чего он борется.

Чему учит русская народная сказка "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"

Сказка учит нас рассчитывать только на себя и не бояться встретиться лицом к лицу с врагом.

Сказка учит нас тому, что всегда следует думать о дальнейшем и предугадывать действия соперника.

Сказка учит нас любить свою Родину и защищать ее от нападок лиходеев.

Сказка учит нас быть храбрыми, отважными, мудрыми и дальновидными.

Краткий отзыв о сказке "Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо" для читательского дневника

Сказка про Ивана и чудо-юдо мне очень понравилась.

Иван был самым младшим сыном, но оказалось, что самым смышленым и ловким.

Отправившись с братьями на бой с чудом-юдом, Иван в одиночку расправляется со злодеем, пока его братья мирно спят.

Я считаю, что Иванушка обладал не только огромной силой и храбростью, но был и умным, умел предугадывать действия своего врага.

Эти качества помогли ему не только расправиться с чудом-юдом, но и перехитрить его жен и мать-змеиху.

Так Иванушка спас всех людей от нападок чудовищ.

Братья юноши оказались не настолько смекалистыми, как он, и потому чуть не угодили в беду, когда хотели полежать на ковре с подушками.

Иван сумел вовремя их остановить и показать, что бы с ними произошло.

Какие пословицы подходят к сказке "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"

"Противник силен, пока не повален".

"Не всякие глаза видят врага".

"Где смекнет боец, там врагу конец".

"Врага убил - свою жизнь продлил".

"Чья храбрость, того и победа".

Отрывок из сказки, поразивший меня больше всего:

Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутки рубить.

Изрубил, разбросал в стороны и говорит:

Напрасно вы, братцы, ворчали на меня!

Ведь и колодец, и яблонька, и ковер этот - все чудо-юдовы жены были.

Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!

Неизвестные слова и их значение:

Пашня - вспаханное поле.

Котомки - дорожный мешок с лямками.

Слайд 2

Пересказ сказки

  • Беседа по содержанию:

а) К какому виду сказок относится эта сказка
б) Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?

Словарная работа:

  • Как вы понимаете слово герой? Сколько значений имеет это слово?

а) герой- это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
б) герой- человек, совершивший героический поступок.
в) Кого в сказке можно назвать героем?

  • Мы можем назвать героями, т. е. персонажами, всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат, Иван.
  • Слайд 3

    3. Почему сказку «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической?

    4. Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет?

    • Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье.
    • Сказка прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность.
  • Слайд 4

    Составление плана сказки:

    I. Сборы братьев в путь-дорогу.
    II. Встреча со старухой.
    III. Три ночи у реки Смородины.

    1. Дозор старшего брата. Первый бой Ивана с чудом-юдом.
    2. Дозор среднего брата. Второй бой Ивана с чудом-юдом.
    3. Дозор Ивана. Третий бой с чудом-юдом.

    IY. Подслушанный разговор.
    Y. Обратный путь братьев.

    1. Встреча с колодцем.
    2. Встреча с яблоней.
    3. Встреча с ковром и пуховыми подушками.

    YI. Счастливое спасение.
    YII. Возвращение домой.

    Слайд 5

    Вывод: сказка состоит из нескольких частей, главные из которых - сражения Ивана - крестьянского сына с чудами-юдами и обратный путь братьев.

    Слайд 6

    Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

    1.Беседа по вопросам учебника:

    • Чем занимались старик и старуха - родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке? (2-й вопрос.)
    • Кого встретили братья в сожженной деревне? Что убедило братьев, что не напрасно они покинули родную землю и поехали «с чудом-юдом сразиться»? (3-й вопрос.)
    • Как проявили себя братья в дозоре? (4-й вопрос.)
  • Слайд 7

    • Почему каждый новый бой с чудом - юдом для Ивана - крестьянского сына становится все тяжелее?
    • Проследите по тексту, как называют Ивана - крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? (5-й вопрос.)
    • Какие черты Ивана - крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? (6-й вопрос.)
    • Кто и когда помогал братьям?
    • Почему в конце сказки Иван возвращается домой, к отцу, к матери, чтобы «поле пахать, рожь да пшеницу сеять»?
  • Слайд 8

    Мораль сказки

    • Как можно сформулировать мораль сказки?
    • Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живёт народная мудрость:
    • В каком народе живёшь, того обычая и держись.
    • Своя земля и в горести мила.
    • Чужая сторона – мачеха, родима сторона – мать.
    • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
    • На Руси не все караси – есть ерши.
    • В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
  • Слайд 9

    Словесное рисование

    Если бы вы рисовали иллюстрации к сказке «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», какие эпизоды вы выбрали бы?

    Устно опишите одну из иллюстраций.

    Слайд 10

    Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки.

    Практическая работа:

    • Какие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»?
    • Еще одна особенность сказочной речи - это повторы(не путать с повторениями!): если мы читаем жили, значит, следующее слово будет были; если в сказке есть путь, то это обязательно путь-дорожка. Давайте поищем в сказке примеры таких повторов.
    • эпитет - это художественное определение предмета. Какие еще постоянные эпитеты вы встречали в сказках?
    • Формулы волшебных сказок. В «Царевне-лягушке» много слов и выражений, которые встречаются именно в русских народных сказках: диву дался, узорами мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать (см. рубрику «Обогащаем устную речь», с. 27). Благодаря этим выражениям сказка становится особенно красивой. Давайте поищем с вами такие выражения.
  • Слайд 11

    Самостоятельная работа

    Задание в парах. Выписать в тетрадь:

    1 ряд - постоянные эпитеты;
    2 ряд - повторы;
    3 ряд - сказочные формулы.

    Постоянные эпитеты:

    чудо-юдо поганое, мечи булатные, на добрых коней, живой души, старая старуха, добрые молодцы, на калиновый мост, черный ворон, острый меч, страшный бой, сыра земля, буйные ветры, добрых людей, беда неминучая.

    жили-были; в том царстве-государстве; города-села; затужили старик со старухой, загоревали; в путь-дорогу; с хлебом-солью; ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал; заснул крепко, захрапел громко; не спится ему, не дремлется; протирал да прочищал; огнем-пламенем пышут; огнем жжет-палит; одеваться-обуваться; яблоки спелые да румяные; ветер завыл, загудел; скакали-скакали; лизала-лизала.

    Слайд 12

    Сказочные формулы:

    • Жили они - не ленились... пашню пахали да хлеб засевали.
    • ...снарядили... в путь-дорогу.
    • Куда путь держите?
    • Ближние царства хоть шаром покати.
    • ...на дозор ходить...
    • ...все тихо, никого не видать, ничего не слыхать.
    • Как пошло время за полночь...
    • Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!
    • Возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пропищал.
    • ...по колена... в сыру землю вогнал.
    • На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать!
    • ...умыли, накормили, напоили и спать уложили.
    • Долго ли, коротко ли ехали...
    • Много ли, мало ли проехали...
    • ...ветер тот прах во все стороны развеял.
  • Слайд 13

    ПОСЛОВИЦЫ

    • Послушайте несколько предложений из сказки. Какой из малых жанров фольклора перед нами?
    • Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его.
    • Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!
  • Слайд 14

    Домашнее задание

    1) Подготовить рассказ об Иване-крестьянском сыне.
    2) К уроку внеклассного чтения подготовить выразительное чтение или пересказ русских народных сказок: о животных, бытовой или волшебной (по одной сказке).
    3) Нарисовать иллюстрации к выбранным сказкам.

    Посмотреть все слайды

    Русская народная сказка "Иван -крестьянский сын и Чудо-юдо"
    Анализ сказки для читательского дневника.

    Жанр: волшебная народная сказка.

    Главные герои сказки "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

    1. Иван - крестьянский сын, главный герой сказки, русский богатырь, которого очень боялись Чуда-Юды, смелый и решительный, умный и хитрый.
    2. Старшие братья Ивана, также смелые и отважные. но очень ленивые, а потому всю битву проспали.
    3. Чудо-Юдо, три змея с шестью,девятью и двенадцатью головами, пали в битве с Иваном
    4. Жены Чудов-Юдов и их мать, злые и мстительные, коварные.
    5. Родители братьев, старики
    6. Старик в лесу, указал путь к горе с мечами
    7. Старуха в деревне, единственная, кто уцелел после набега Чуда-Юда.

    План пересказа сказки "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

    1. Братья собираются в поход
    2. Иван идет с ними.
    3. Старик в лесу.
    4. Разграбленная деревня и старуха
    5. Река Смородина
    6. Бой с Чудом-юдой о шести головах
    7. Бой с Чудом-юдой о девяти головах.
    8. Наказ Ивана братьям
    9. Огненный палец
    10. Шапка Ивана
    11. Заговор жен и матери
    12. Колодец, яблоня и ковер
    13. Свинья.

    Кратчайшее содержание сказки "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" в 6 предложений для читательского дневника:

    1. Три брата отправляются на бой с Чудом-юдом
    2. Они достигают речки Смородины и Иван две ночи бьется с Чудом-Юдом
    3. Иван бьется с Чудом-юдом и в третий раз, но без помощи коня не может с ним справится
    4. Иван подслушивает речи жен и старухи-матери Чуда-юда
    5. Иван спасает братьев по дороге домой.
    6. Счастливое возвращение.

    Главная мысль сказки "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

    Только тем, кто смел и борется за свою Родину достается победа.

    Чему учит сказка "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

    Эта сказка учит нас не боятся врагов, как бы сильны они не были. Учит решительности и смелости, учит тому, что надо быть хитрым и находчивым, чтобы разоблачать козни врага.. Учит любить свою землю.

    Отзыв к сказке "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

    Сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" мне очень понравилась. У нее очень интересный сюжет со множеством приключений. Иван показал себя настоящим богатырем, заступником земли русской. Он смог справился с огромными чудищами и никакое коварство не помогло врагам. Эта сказка описывает торжество добра.

    Признаки волшебной сказки в сказке "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

    1. Зачин и концовка
    2. Волшебные существа - Чудо-юдо, жены, мать
    3. Волшебные превращения - ковер, яблоня, колодец, свинья
    4. Героический подвиг

    Пословица к сказке "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

    Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот - кто победу творит.

    Кто за правое дело стоит - тот всегда победит.
    Не узнал доброго молодца - нечего страмить его.

    Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо"

    Жили старик со старухой и было у них три сына. Но пришла беда на землю русскую, стало Чудо-Юдо жечь и убивать. Решили старшие братья на битву отправится, а младшего дома оставить. Да только Иванушка с ними пошел.

    Взяли братья дубины. Но в лесу встретился им старик и сказал, где мечи взять, ведь с дубинами Чудо-Юдо не одолеть.

    Приехали братья в деревеньку сожженную, а там только старуха одна живой осталась. Наказала она братьям извести супостата.

    Приехали братья на речку Смородину и решили у калинового моста дозор держать.

    Первым пошел в дозор старший брат, но скоро уснул. А Иван вышел в полночь и вовремя. Едет Чудо-Юдо о шести головах. Срубил Иван ему три головы, а потом и последние три отрубил.

    На следующую ночь история повторяется. Уснул средний брат. а Иван с Чудом-юдом бился. Только было у того девять голов и успел он Ивана по колено в землю вбить.

    Показал утром Иван братьям убитых чудищ и застыдились братья. Наказал Иван им не спать и помочь ему в битве.

    Ночью явилось Чудо-Юдо о двенадцати головах и бился с ним Иван. Срубит три головы - Чудо-юдо огненным пальцем их на место приделает. Бросил Иван левую рукавицу братьям, спят братья, не просыпаются. Чудо-Юдо уже Ивана по пояс в землю вбивает.

    Бросил Иван правую рукавицу - спят братья. По плечи его змей забил.

    Бросил Иван шапку и проснулись братья, коня выпустили. Конь Чудо-юдо отвлек, а Иван палец ему огненный отрубил и самого голов лишил.


    «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка»,- так зачаровывает слушателя и вводит его в свой мир прекрасная русская народная сказка. Передаваясь из уст в уста, сказки постоянно совершенствуются, достигают необычайной выразительности. В самом деле, народная сказка свидетельствует о кропотливом поиске совершенства содержания и формы; в ней нет случайных эпизодов и диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие. Обратим внимание, что даже имя героя дается лишь в том случае, когда подчеркивается его особая роль. Выборочный пересказ «О подвигах Ивана - крестьянского сына» начинается со слов Ивана: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтобы чудо-юдо через калиновый мост не пропустить…» Последние слова Ивана позволяют школьникам сделать вывод о том, что именно он больше всех других братьев понимает ответственность. Далее читатели выбирают и оценивают именно те фрагменты текста, которые свидетельствуют о героических поступках Ивана - крестьянского сына, превосходящего своего противника не только по физической силе и находчивости, стойкости и терпеливости, но, главное, по силе духа, которую дает ему сознание правого справедливого дела защиты родной земли. Важно иметь в виду, что каждая часть сказки требует во время пересказа и беседы общего и детального ее рассмотрения. Интересен и такой вопрос: каких людей прославляет сказка, а каких порицает? Или: почему три брата покинули родной дом и отправились в опасную дорогу? Как выполнил каждый из них свое обещание биться насмерть с чудищами? Вопрос «Что заставило трех братьев покинуть родной дом?» и ответ нас, пересказ фрагмента сказки, связанного с ее началом, предполагают одновременное и дополнительное рассматривание деталей этого фрагмента. Чем объяснить, что по имени назван только Иванушка? Как описывается мирный крестьянский труд? («…Не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали…») Чем страшна весть, которая разнеслась в царстве-государстве? («…Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить».) Обратим внимание нас, что братья не раздумывая решаются идти на бой и биться насмерть с врагом, что родители не стали «удерживать да отговаривать… Снарядили… всех троих сыновей в путь-дорогу». Рассказывая о том, как братья приехали в деревню, все верно замечают, что все увиденное братьями в деревне как бы укрепляет их решение, удваивает их силы. Решение братьев подкрепляется и словами старухи: «…за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал!» После этого братья еще больше заторопились в путь-дорогу. С самого начала, как уже было сказано, именно Иван относится к делу серьезнее других братьев, глубоко чувствуя ответственность перед родной землей. С момента начала первого боя с чудом-юдом автор-народ называет уже главного героя не Иванушкой и не Иваном, а Иваном - крестьянским сыном, как бы отдавая ему дань народного уважения. Читатели не всегда замечают эти будто бы небольшие изменения, Читатель должен их подчеркнуть. Отвечая на вопросы: «Почему каждый бой становился для Ивана все тяжелее и опаснее? Почему важно было показать, что каждый новый бой становится все тяжелее?», пересказывая эпизоды каждого боя в отдельности, читатели сопоставят поведение чуда-юда и Ивана - крестьянского сына. Наса отмечают, что в отличие от чуда-юда Иван - крестьянский сын не хвалится и врага за похвальбу упрекает; серьезным и справедливым делом считает он бой, речь его пересыпана пословицами, поговорками, которые как бы объединяют его со всем народом, за который он пришел биться с чудом-юдом - врагом родной земли. Анализируя текст по вопросам: «Чем отличается третий бой от первых двух? Как показывается нарастание опасности для Ивана - крестьянского сына?», читатели, должны стремиться показать, как преувеличенно, гиперболически показываются опасности каждого нового боя и как возрастают сила духа, терпение, наблюдательность, смелость, стойкость главного героя, который побеждает врага. «Нелегко было выиграть Ивану - крестьянскому сыну эти три боя, но он все-таки их выиграл, победил чудо-юдо поганое,- говорят все,- потому что он ведь/пришел. насмерть биться, чтобы добрых людей от чуда-юда избавить… Себя он не берег, о себе не думал, говорил: «бей, руби, себя не береги…» Он боролся за справедливое дело». А вот ответ одного читателя на вопрос «Каким предстает Иван - крестьян^ ский сын в последних эпизодах сказки?»: «В последних эпизодах Иван - крестьянский сын не только смелый и мужественный, но и находчивый, смекалистый… Он перехитрил чудо-юдовых жен, целым и невредимым вместе с братьями возвращается домой поле пахать да пшеницу сеять…» Помогая щкольникам раскрыть характер Ивана - крестьянского сына или рассказать о нем, полезно использовать и такое задание: прочитайте пословицы: «Вороне соколом не быть», «Кто скоро помог, тот дважды помог» и др. Какими пословицами мы можем воспользоваться, чтобы охарактеризовать Ивана - крестьянского сына, а какими - людей, похожих на его братьев? Беседа, как и сама сказка, идет на постоянном сопоставлении, вернее, противопоставлении слов и поведения Ивана и чуда-юда в бою и перед боем (скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство и пр.), поведения Ивана и его братьев, их отношения ко всему окружающему. Сами качества при этом нигде не называются, до них читатель должен додуматься, заметить их. Главный герой терпелив, бьется с врагом насмерть, не говорит о победах до поры, сам урезонивает своего хвастливого противника. Его речь спокойна и полна “человеческого достоинства, она изобилует похожими на пословицы краткими изречениями («Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его»), делающими речь героя сильнее и убедительнее, и еще раз подчеркивает его тесную связь с народом, народность его характера. Кроме того, нам представляется чрезвычайно важным выяснить, понимают ли читатели, кто помогает Ивану - крестьянскому сыну в бою, кто вдохновляет его на подвиги. Именно эту мысль, как одну из важнейших, полезно провести через все уроки, посвященные этой сказке. Обратим внимание нас, что трех братьев благословляют на ратные подвиги родители; разоренные, разграбленные села и разговор со старухой наполняют сердца братьев горечью и желанием преградить чуду-юду путь на родную землю, кузнецы спасают братьев от мести змеи, т. е. герой на протяжении всего пути встречает поддержку, которая питает его мужество, вдохновляет на подвиги во имя Родины. Иван действительно предстает сыном своего народа, крестьянским сыном, его частью и честью, его защитником. Отсюда его чудодейственная сила и несгибаемость. Авторы учебника настраивают на включение в работу пословиц, предлагая охарактеризовать Ивана-крестьянского сына и его братьев, используя пословицы: «Кто скоро помог, тот дважды помог», «Смелый там найдет, где робкий потеряет», «Работа - не медведь, в лес не убежит», «Тому тяжело, кто помнит зло», «Хвастать - не косить, спина не заболит» и т. д. Это важная работа, которая полезна практически при изучении любой темы.