Открытое занятие по логопедии. Конспект логопедического занятия в начальной школе Открытый урок логопеда

Лексические

  • активизация и обогащение словаря по теме «Наземный транспорт»;
  • уточнение и закрепление знаний об основных назначениях транспорта (пассажирский, грузовой, специальный);
  • повторение значения сигналов светофора;
  • актуализация слов, обозначающих составные части грузовой машины.

Грамматические

  • развитие навыков построения высказываний-рассуждений;
  • упражнение в образовании существительных множественного числа, закрепление умения согласовывать числительное с существительным.

2. Коррекционно — развивающие:

  • развитие мыслительной деятельности детей;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие у детей смекалки и сообразительности;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие координации речи с движением;
  • развитие диалогической речи (умение отвечать на вопросы учителя).

3. Воспитательные:

воспитание самостоятельности и активность на занятии.

Оборудование:

  • демонстрационный материал - рисунки с изображением наземного транспорта;
  • круги из цветного картона: ЖЁЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ;
  • грузовичок из картона для повторения «Шутки» с использованием плаката;
  • плакат с изображением составных частей грузовой машины;
  • фломастеры.

Лексический материал:

Наземный транспорт: легковая машина, автобус, троллейбус, трамвай, электричка, грузовик, экскаватор, пожарная машина, машина скорой помощи

Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация»

Ожидаемый результат (для учителя-логопеда): Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о наземном транспорте.

Ожидаемый результат (для обучающихся): Закрепить знания о наземном транспорте, совершенствовать грамматическую сторону речи на материале данной темы.

Время занятия – 30 минут

Ход занятия:

I. Организационный момент

Цель: Активизировать субстантивный словарь по теме «Транспорт».

Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а чему оно посвящено, вы скоро поймёте сами. Сегодня вы будете не просто учениками, вы водители автомобилей! Возьмите по одной перевёрнутой карточке и садитесь в свои машины (садятся за парты, сзади на стульях изображения наземного транспорта).

Логопед: Теперь по очереди будем называть у кого что изображено на картинке. Я начну. У меня грузовик…(Дети продолжают по цепочке.) Как же называется всё это, одним словом?
Дети: Машины, транспорт.

Логопед: Верно, вот вы и назвали сами тему занятия, это транспорт! Именно о нём мы и поговорим.

II. Основная часть

Беседа с детьми по теме «Виды транспорта»

Цель беседы: Повторить основные виды транспорта.

Логопед: На прошлом занятии я рассказала вам о видах транспорта. Какие из них вы запомнили? Я помогу: транспорт, который передвигается под землёй какой? — подземный; транспорт, который передвигается по воде какой?, по небу? — воздушный, по земле? – наземный.
Дети: Наземный, воздушный, водный и подземный.

Логопед: Молодцы, вы постарались вспомнить все виды транспорта, но мы сегодня поговорим об одном из них, который окружает нас каждый день — о наземном транспорте.

Логопед: Итак, ребята, транспорт, который передвигается по земле — наземный. Назовите наземный транспорт, который вы видите каждый день на улицах нашего посёлка.

Дети: Легковые и грузовые машины, автобусы и т.п. Какой ещё наземный транспорт вы знаете? Те, кто затрудняются ответить, посмотрите на ваши стульчики, там находятся подсказки!

Дети: троллейбусы, трамваи и т.п. (при затруднении демонстрируются изображения).

Логопед: Молодцы, ребята, вы были внимательны и точны. Итак, мы с вами назвали: легковой и грузовой автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус.

Физкультминутка «Машина»

Цель: Упражнять в координации речи и движения.

Логопед: Давайте встанем у своих мест и повторяйте за мной.

Не летает, не жужжит, (Два раз руки выдвигаем вперёд, затем ставим на пояс.)
Жук по улице бежит. (Дважды руки выдвигаем в стороны, затем ставим на пояс.)
И горят в глазах жука (Два раза выдвигаем руки вверх и ставим на пояс.)
Два блестящих огонька (Присесть.)

Логопед: Подумайте и скажите, для чего нужен транспорт?
Дети: Он перевозит людей и грузы.

Логопед: Молодцы, мы каждый день встречаем на улицах разный транспорт, который перевозит грузы и людей. Но машины создаются не только для того, чтобы на них ездили или перевозили грузы. Есть автомобили, которые созданы для оказания помощи в различных ситуациях. Их называют специальным, или служебным транспортом. Мусоровозы убирают мусор, снегоуборочные и поливальные машины чистят дороги, «скорая помощь» помогает людям, попавшим в аварию, или тем, кому требуется помощь врача и т.д. Чтобы нам вспомнить некоторые такие машины, я предлагаю угадать транспорт, который я зашифровала для вас. Двум желающим нужно будет переставить буквы на доске в обратном порядке, а остальные проверяют!

Специальная техника:

ЪЩОМОП ЯАРОКС Скорая помощь
АНИШАМ ЯАНРАЖОП Пожарная машина

Сигналы светофора

Логопед: Вы отлично справляетесь с заданиями. А сейчас мы с вами повторим сигналы светофора. Вы знаете, что обозначает красный сигнал? Дети (…) А жёлтый, зелёный? (Дети отвечают).
Логопед: Правильно. Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! Жёлтый: Жди сигнала для движенья. Зеленый свет нам путь открыт.

Логопед: Ребята, представьте себя на несколько минут шофёрами. Вращая руками воображаемый руль, мы будем быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то налево, то направо. И вы, как шофёры, должны правильно реагировать на зелёный, красный, жёлтый сигналы. Когда я показываю красный кружок — вы «застываете» (можно вызвать ведущего)

А в конце нашего занятия для того чтобы лучше запомнить транспорт, я предлагаю вам соединить нарисованную машину и её контур (предлагаются индивидуальные карточки, на которых предлагается соединить рисунки транспорта и их силуэты линиями)

III. Итог

Логопед: О чем мы говорили сегодня?
Дети: О наземном транспорте.

Логопед: На какие еще группы по назначению можно разделить транспорт?
Дети: На пассажирский, грузовой и специальный.

Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи.
Тема: Парные звонкие и глухие согласные

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель-логопед специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Гремячинска
Описание: Овладеть грамотным обозначением парных звонких и глухих согласных в словах - задача не из легких. Эффективность ее решения зависит от множества факторов, в том числе от сформированности у учащихся умений фонетико-графического характера. К ним относятся: 1) умение верно соотносить звук и букву; 2) умение проводить последовательное разграничение парных звонких и глухих согласных (во время коррекционной работы осуществляется тактильно - вибрационный контроль, используются пиктограммы); 3) умение определять положение (позицию) звука в слове и качество звука (звонкость или глухость) в разных позициях. Материал будет полезен логопедам, учителям начальных классов, родителям.
Цель: Закрепление программной темы: «Звонкие и глухие согласные»;
Задачи:
Образовательные:

1.Формировать умение анализировать звуки по плану;
2.Активизировать и обогатить словарь детей через ответы на поставленные вопросы;
3.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.

Коррекционные:
1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие голоса
4. Развитие общей моторики

Воспитательные:
1. Формирование самоконтроля за речью детей.
2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему.
3. Воспитание уважения к людям труда.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас.
Чтобы наша речь была красивой, правильной мы должны запомнить очень важное правило:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
Все вместе повторяем правило вслух. (слайд 1)

2. Объявление темы занятия. Целеполагание.

Логопед: Посмотрите внимательно на таблицу, догадайтесь, над какой темой мы будем работать. Скажите, что вам известно по этой теме? (Выслушиваются все ответы учащихся). (слайд 2)
Логопед: Тема занятия – «Парные звонкие и глухие согласные». (слайд 3)
Наше занятие будет проходить празднично, интересно в форме ярмарки.
Петрушка (кукла на руке):
Почтенные господа! Пожалуйте все сюда!
Народ собирается, Ярмарка открывается!
У Петрушки на голове колпачок, я нарядно одета, давайте, и вы наденете колпачки. (слайд 4)
У вас на парте лежат карточки. Читаем их вслух. (Первые три карточки зачитываем индивидуально, четвертую карточку читаем все вместе.)

1. Научимся различать и правильно произносить звонкие и глухие согласные. (слайд 5
2. Будем говорить правильно и красиво. (слайд 6)
3. Узнаем много интересного о ярмарке. (слайд 7)
Об этом мы поговорим на занятии и сделаем маленькие открытия.
4. Сочиним маленькое стихотворение о ярмарке. (слайд 8)

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику. «Сказка о веселом язычке»
Жил – был веселый язычок в своем домике. Губы – это первые дверки у домика. Зубы – это вторые дверки у домика. (слайд 9)
Выполняем упражнение: «Улыбочка и заборчик»
И потолок в этом домике есть, он называется небо. (слайд 10)
«Подними свой язычок вверх, найди потолок».
Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем. А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике. Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, вот так: «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш». А когда просыпается, то поет песни. И так громко он это делает, что все слышат, вот так: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! И стенки домика Голоска начинают дрожать. Дотрагиваемся ладонью до горлышка. (слайд 11)

4. Работа с изолированными звуками по плану.

Логопед: Петрушка, ты хочешь узнать, какие бывают согласные?
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют пары.
Задание: давайте попробуем произнести звуки парами и определить, почему согласные называются парными? Звук, рядом с которым пустой квадратик мы произносим тихо, а рядом с которым колокольчик мы произносим громко и сразу называем, какое упражнение выполняют наши органы речи.
У каждого учащегося лежит своя карточка с заданием. Дети читают карточки вслух по очереди. Последний столбик читаем вместе с логопедом: когда мы произносим согласные …
(на экран проецируются по очереди слайды 12, 13, 14, 15, 16, 17)
Логопед: Ребята вы правильно вспомнили звонкие и глухие согласные и определили в чем их сходство и отличие.
Итак, мы сделали первое важное открытие: «Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую артикуляцию. Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата». (слайд 18)

5. Сообщение нового материала.

(На экран проецируется слайд 19)
Логопед: Раньше на Руси проходили ежегодные народные ярмарки.
Устраивался большой торг с увеселениями, развлечениями. (слайд 20)
Ярмарка гудела, шумела и представляла собой огромную толпу торгующих и покупающих людей. Недаром говорят: «Шум как на ярмарке!». (слайд 21) На ярмарках устраивались кукольные представления, главным героем которых был веселый Петрушка. (слайд 22, 23) Ярмарка – всегда настоящий праздник, веселье, смех, радость. (слайд 24)
Ребята, а как вы думаете, что такое ярмарка? (Ответы учащихся)
Мы сделали второе маленькое открытие:
Ярмарка – праздник, веселье, смех, радость! (Читаем вместе вслух) (слайд 25)

6. Развитие фонематического слуха.

(слайд 26)
Логопед: Какое на ярмарке веселье без музыки, ты согласен Петрушка?! Посетим рынок на ярмарке. Пусть каждый из вас выберет понравившийся музыкальный инструмент, а Петрушка будет продавцом.
Петрушка: Ай да товар, ай да красота,
Неслыханное чудо, невиданное диво!
Дети выбирают музыкальный инструмент и садятся с ним на место. Назовите, пожалуйста, кто что выбрал и определите, есть ли в слове парный согласный, звонкий он или глухой? Как назвать гармошку, бубен, погремушку, дудку, барабан, колокольчик одним словом?
Задание 1: Поднимите инструмент, название которого начинается с глухого согласного, со звонкого согласного? Вы правильно справились с заданием.
Задание 2: У вас на партах лежат карточки с парными глухими и звонкими согласными. У каждого по одному согласному. Вы должны найти пару вашему согласному у других ребят, выйти вместе, правильно назвать пару согласных букв и определить, какой согласный звонкий, а какой глухой. Другие ребята проверят, правильно ли вы выполнили задание. (слайд 27)

7. Физминутка.

Логопед: Давайте, организуем маленькое представление с музыкальными инструментами.
Мы с вами будем веселиться и танцевать.
Звучит веселая музыка.
Выполняем речевую физминутку с движением со словами:
Балалайка, Балалайка,
Побренчи-ка, поиграй-ка!
Барабань-ка, барабан!
Разверни бока баян!
К небу поднимаем трубы,
Громко, громко дуем в трубы.
В бубен бьем, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим!

8. Дифференциация звуков в слогах, чтение слогов по таблице.

(слайд 28, 29)
Логопед: Ребята, как звучали наши музыкальные инструменты? (громко). Произнести слоги парами, изменяя силу и высоту голоса. Одни слоги мы будем произносить громко, другие тише, вместо схемы вставьте нужный пропущенный слог. Чтение карточек индивидуально и хором.

9. Сообщение дополнительного нового материала

Логопед: Ребята, проводятся ли ярмарки теперь? (Ответы детей) (слайд 30)
И сейчас в России проводятся ярмарки. На ярмарку народные умельцы привозят множество изделий, сделанные своими руками; привозят на ярмарку и другой различный товар: мед, осенний урожай и многое другое. Проходят они также шумно, празднично, весело и интересно! Благодаря умельцам и создаются такие праздники. (слайды 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42) Я уверенна, среди вас есть те, кто любит рисовать, лепить, вышивать, мастерить. Умеете?
Слушаются высказывания детей.

10. Творческое задание, рефлексия.

Логопед: Все вместе составим маленькое стихотворение на тему: «ЯРМАРКА» по схеме. (слайд 43)
ЯРМАРКА
– шумная, веселая, яркая!
Веселит, шумит, торгует,
Радость в дом приносит.
Ярмарка – труд людей прославляет!
Читаем вслух получившееся стихотворение. (слайд 44)
Петрушка: Чтобы случаев не было таких неясных,
И ответов не было плохих.
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих!
Логопед: Чему вы сегодня научились? Что узнали нового и что еще хотели бы узнать?
1. Мы сегодня учились закреплять, правильно произносить звонкие и глухие согласные. Нашли ответы на все вопросы и сделали маленькие открытия.
I открытие: «Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую артикуляцию. Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата».
II открытие: «Ярмарка – праздник, веселье, смех, радость!» (слайд 45)
2. Оценка работы детей на занятие.
3. Оценка занятия детьми.
У вас, ребята, хорошее настроение! У меня тоже прекрасное настроение!
Я хочу, чтобы ваша ярмарка сегодня продолжилась у вас в классе с друзьями за чашкой чая с баранками и чтобы своими впечатлениями об этой ярмарке вы поделились с окружающими вас людьми.
Спасибо. До свидания!

Презентация на тему: Парные звонкие и глухие согласные

, Смирнова Наталия Львовна

Представлен логопедический конкурс для учеников 3-го класса.

  • Занятие по лексической теме «Одежда. Обувь» 2019

    Цель занятия: формирование представлений об одежде, её назначении.

  • Животные севера 2019

    Задачи занятия: познакомить детей с животными Севера; обогащать словарный запас; учить образовывать относительные прилагательные; совершенствовать умение делить слова на слоги; тренировать в образовании мн.ч. им сущ.; учить работать с деформированным предложением; развивать связную речь; развивать внимание, память, мышление, зрительное, слуховое, пространственное восприятие; развивать умение работать в коллективе, слушать друг друга.

  • Путешествие в страну звуков. Звук [А], и буква А (знакомство) 2019

    В материале представлено логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе (с ОНР). В ходе занятия реализуются следующие цели: закрепить правильное произношение звука [А]; познакомить с буквой А.

  • Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ 2019

    Статья даёт представление о возможностях использования инновационных технологий в работе учителя-логопеда. Внедрение инновационных технологий в деятельности логопеда сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Эти технологии, несомненно, оптимизируют процесс коррекции речи детей и помогают достижению максимально возможных результатов в преодолении речевых нарушений у детей школьного возраста, вдохновляют логопеда к поиску и применению всё более и более эффективных технологий.

  • Технологическая карта НОД "Звуки [м]–[м’]. Буква М " 2019

    Цель занятия: познакомить детей со звуками [м]–[м’] и буквой "м"; упражнять в правильном, отчетливом произношении звуков (в словах и фразой речи) и их различении.

  • Логопедическая викторина "Путешествие в страну Мышление". 2-й класс 2019

    Представлена логопедическая викторина для 2-го класса.


  • Конспект открытого логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе “Ох уж эта буква “Р” 2019

    Цели и задачи занятия: автоматизировать звук “р” в самостоятельной речи изолированно, в слогах, в словах, в стихах; развивать фонематический слух (твердость, мягкость, позиция звука в слове, придумывание слов с данным звуком); закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями; работать над словообразованием; развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, интонационную выразительность речи).

  • Звук и буква "О" 2019

    Представлена презентация по теме «Звук и буква "О"».

  • Взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения посредством интернет-сайта специалиста 2019

    Представлен опыт организации взаимодействия учителя-логопеда ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий.

  • И выходным субботним днём мы в планетарий наш идём... (19 сентября 2019 г. исполнится 65 лет Волгоградскому Планетарию) 2019

    19 сентября 2019 года исполнится 65 лет Волгоградскому Планетарию. И его прекрасное здание, и его уникальное оборудование являлись подарком трудящихся ГДР к 70-летию И.В.Сталина. За эти годы Планетарий стал любимым местом проведения досуга для многих поколений взрослых и детей Сталинграда-Волгограда. В содружестве с музыкантами и артистами объединения “Волгоградконцерт”, лекторы Планетария ищут и успешно находят новые формы работы: концерты, спектакли и др. Мы поздравляем наш Планетарий!

  • Развитие словарного запаса на материале антонимов. Логопедическое занятие с учащимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи 2019

    Цели занятия: развитие словаря антонимов, работа над семантикой слов: имён существительных, прилагательных и глаголов, совершенствование и закрепление навыков подбора антонимов и способов их употребления; закрепление понятий “грамматическая основа предложения”, “определение”; развитие зрительного восприятия и слухового восприятия.

  • Из опыта создания мультфильма для детей с ОВЗ на логопедическом занятии в школе 2019

    В статье описывается опыт создания методического пособия – мультфильма на логопедическом занятии для обучающихся с ОВЗ младших школьников. Использование ИКТ-технологий – один из ведущих методов с учётом требований ФГОС НОО ОВЗ к созданию и обеспечению поддерживающего и стимулирующего процесса обучения.

  • Коррекционно-логопедическая работа с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного образования ДОУ 2019

    В статье раскрыта специфика коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ на логопункте ДОУ и предложена система работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования.


  • Фрукты. Составление слов 2019

    Цель занятия: активизировать и обогатить словарь по теме; научить составлять рассказ-описание по плану-схеме; развивать непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику, воспитывать бережное отношение к природе.

  • 2019

    Цели занятия: расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела, детёнышах и местах зимовки.

  • 2019

    Цель занятия: расширение и активизация словаря; вспомнить названия различных фруктов.

  • Методические аспекты логопедической работы с детьми в условиях дома ребенка, использование здоровьесберегающих технологий 2019

    В материале представлена структура комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации, определено содержание логопедической работы, которое основывается на структуре ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, времени возникновения и характере дефекта, медицинском диагнозе и индивидуальных особенностях ребенка. В статье рассматриваются различные здоровьесберегающие технологии.

  • Опыт учителя-логопеда по работе с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с РАС, множественными нарушениями развития 2019

    В статье рассматриваются особенности логопедической работы с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра в сочетании с интеллектуальной недостаточностью, множественными нарушениями развития. Описан опыт работы с обучающимися, у которых отмечается системное недоразвитие речи средней и тяжелой степени, мутизм.

  • 2019

    Цель занятия: уточнить произношение звука [p]; учить интонировать звук [p]; выделять звук [p] из состава слова; обучать анализу звукового ряда согласных; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных.

  • Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук [ы]" 2019

    Цель занятия: уточнить произношение звука [ы]; учить интонировать звук [ы]; выделять звук [ы] из состава слова; обучать анализу звукового ряда гласных; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных.


  • Интегрированное психолого-логопедическое занятие с учащимися начальных классов «Путешествие в мир книг» 2019

    Цели и задачи занятия: совершенствовать звуковую сторону речи и ее выразительность; развивать фонематическое восприятие; формировать лексико-грамматические категории; развивать слуховое и зрительное внимание; развивать вербально-логическое мышление; закреплять знания о названиях книг, авторах и литературных героях; формировать умение сочинять небольшие стихи, используя рифмующиеся слова; воспитывать положительное отношение к книге, интерес к чтению; формировать навыки коллективной работы.

  • 2019

    Цель занятия: формировать языковой анализ и синтез на материале лексики по теме «Живая природа».

  • Невербальные компоненты коммуникации, значение невербального общения в младенческом и раннем возрасте 2019

    В статье рассматриваются типы и группы невербальной коммуникации, ее средства и способы. Представлен список методик, используемых по развитию невербального общения. Использование разнообразных способов невербального общения в младенчестве и раннем возрасте одновременно подготавливает последующую дифференциацию в удовлетворении потребностей ребенка в области эмоций и чувств. Материал будет полезен в работе логопедов, дефектологов, психологов, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

  • Долгосрочный логопедический проект «Волшебный фонарик» по использованию игровых приёмов и дидактических игр (по авторской разработке Коняхиной Н.А.) в коррекционной работе с дошкольниками 2019

    В своей работе в этом году активно используем «Игры с фонариком». Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

  • Повторить знания о гласных и согласных звуках, об обозначении их на письме;
    - формировать навык правописания слов с сочетаниями «жи», «ши»;
    - развивать орфографическую зоркость учащихся, мышление, воображение, устную и письменную речь;
    - воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

    Наглядность: конверты с заданиями (разрезные картинки, деформированный текст), сюжетные картинки: кота Леопольда, мышей.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Психолог:

    Здравствуйте ребята!

    Посмотрите, пожалуйста, на наших гостей и поздоровайтесь с ними.

    Садитесь. Откройте свои конверты и соберите картинки, кто у вас получился? (дети собирают разрезные картинки)

    Герои каких мультфильмов перед вами?

    А давайте с вами отправимся в волшебную страну знаний, но для того, чтобы нам с вами туда попасть нужно, сделать волшебные упражнения и надеть волшебную шапочку. Готовы?

    Упражнения:

    Разомните каждый пальчик на одной и другой руке;
    - возьмите карандаш, и покрути его в ладонях;
    - теперь потрите ладошки друг об друга и погрейте ими щёчки.

    Упражнение «Шапочка».

    Итак, мы с вами очутились в волшебной стране знаний, кто побывает в этой стране становится самым добрым, умным, внимательным и научиться правильно говорить. А кто нас учит правильно говорить и писать ло – го– пед…

    Давайте позовём нашего логопеда!

    2. Основная часть.

    Посмотрите на доску.
    - Что вы видите? (Буквы)

    Ж А И Ш У Ы

    На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).
    - Что можно составить из букв? (слоги).
    - Запишите в одну строчку слоги с буквой Ж, а в другую с Ш.

    ЖА ЖУ ЖИ
    ША ШУ ШИ

    Какая гласная оказалась лишней? (Ы)
    - Почему?

    А кто догадался над, чем мы будем сегодня работать? (Слова с сочетанием ЖИ-ШИ)

    Да. Мы с вами находимся в удивительной стране знаний где, вспомним, как пишутся слова с сочетанием ЖИ и ШИ.

    В этой удивительной стране
    Грамотными были все,
    Я там тоже побывала
    Очень многое узнала.

    Ой, ребята, а кто это плачет? (появляется кот Леопольд)

    Леопольд: Какой я несчастный кот. Эти мыши мне всё время пакостят, вредничают. Вот и сейчас отправили меня из нашего мультика в эту страну. И я не могу обратно попасть. Ведь мыши расставили разные ловушки с заданиями, а выполнить задания я не могу, коты ведь в школе не учатся. Помогите мне ребята!

    Логопед: Поможем, ребята коту Леопольду, выполним задания?

    Но чтобы задания выполнить правильно, нужно помнить заклинание о сочетании ЖИ-ШИ.

    Давайте вместе повторим:

    ЖИ – ШИ пиши с гласной И.

    Итак, 1 задание «Накорми мышей».

    Образуйте слова и запишите их.

    У ЧИ Е КАМЫ МЫ

    (ежи, чижи, ужи, камыши, мыши, уши).

    Какое правило, мы применяли для написания слов?

    Молодцы! Вы справились с 1 заданием.

    А сейчас давайте отдохнём и сыграем в игру.

    «Один — много» (устно)

    Уж –……(ужи)
    Мышь –…..(мыши)
    Карандаш — ……(карандаши)
    Манеж – …….(манежи)
    Ёж – ……(ежи)
    Этаж – …..(этажи)
    Стриж – …..(стрижи)

    Итак, 2 задание (загадки кота Леопольда)

    Леопольд: Мыши загадали мне загадки. Давайте ребята вместе их отгадаем, а отгадки запишем в тетрадь.

    1. Не поедет без бензина
    Ни автобус, ни … (машина)

    2. Кот живёт у нас на крыше,
    А в чулане живут … (мыши)

    3. Каждой весною лапы еловые
    Старые лампы меняют на новые (шишки)

    4. Вяжет мама длинный шарф,
    Потому что сын … (жираф)

    5. Две курносые подружки
    Не отстали друг от дружки.
    Обе по снегу бегут,
    Обе песенки поют! (лыжи)

    Логопед: Молодцы, ребята. Мы еще одно задание выполним! Пора и отдохнуть.

    Решили, мыши кота тренировать
    И стали спортивные задания давать.
    На носочки поднимайся
    Приседай и выпрямляйся,
    Руки в стороны, вперёд!
    В кулачок и на бочок.
    На одной ноге постой- ка,
    Будто ты солдатик стойкий!
    А сейчас постой на правой.
    Будто ты солдатик бравый.

    3 задание.

    Посмотрите, ребята кот Леопольд приготовил нам следующее задание. (на карточках)

    Составить и записать предложения. Подчеркнуть сочетания «жи»-«ши».

    Кот, у, Тишка, жил, Миши.
    Веры, лыжи, у, новые.
    Пушистые, снежинки, кружились.

    Молодцы ребята! Мы выполнили ещё одно задание мышей. А сейчас поиграем в игру «Кто больше?».

    Придумайте слова на изученное правило. (дети придумывают слова устно).
    - Составьте предложение со словом …

    А вот и последнее 4-е задание.

    Вам, ребята, нужно продолжить предложение: «Если бы я встретился с волшебником, то я бы пожелал…» (дети составляют свои предложения)

    А что бы пожелал, ты кот Леопольд?

    Леопольд: Я бы пожелал, чтобы ребята учились на 4 и 5; чтобы все жили дружно, и, конечно, чтобы я сейчас же вернулся к себе в мультфильм домой.

    Логопед: Ребята, сбылось желание кота Леопольда. Значит, мы с вами все задания выполнили верно.

    3. Заключительная часть.

    Психолог: Ребята, понравилось ли вам путешествие по стране знаний?

    Много было интересных заданий?

    А на какое правило были эти задания?

    Надеюсь, что в ваших тетрадях ошибок на это правило не будет!

    Ребята, за вашу помощь кот Леопольд оставил вам подарки.

    Минина Наталия Николаевна,
    учитель-логопед,
    МБОУ СОШ №4, г. Салехард

    Виктория Майгурова
    Конспект открытого занятия учителя-логопеда «Путешествие в страну звуков»

    Конспект НОД учителя -логопеда Майгуровой В. В.

    Тема: «Путешествие в страну звуков»

    Цели: Познакомить детей с понятием «звуки», их разновидностью, способах образования; дать понятие «буква», формировать фонематическое восприятие, развивать навыки звукового анализа и синтеза, обогатить и уточнить словарный запас детей по темам: «Транспорт», «Органы речи», упражнять детей в подборе слов – антонимов, формировать навыки правильного речевого дыхания, совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений с речевым проговариванием, развивать просодические компоненты речи. Развивать психологическую речи базу (внимание, память. логическое мышление, воображение, воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками в совместной деятельности, активировать познавательный интерес детей.

    Материал: мультимедийное оборудование, экран, кукла Звуковичок, индивидуальные зеркала, по количеству детей. колокольчик, набор карточек с гласными буквами, символы гласных звуков, ковер, кружочки с номерами от 1 до 10

    Ход деятельности:

    Логопед: - Ребята, в гости к нам пришел Звуковичок. Дети, а вы любите путешествовать? А вы хотели бы отправиться путешествие? Приглашаю вас в волшебную страну.

    Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?

    Ответы детей: наземный, воздушный, водный, волшебный.

    Логопед: - А мы отправимся на ковре самолете.

    Дети, возьмите билеты, с номерами посадочных мест. Проходите и занимайте места согласно номеру вашего билета.

    Звучит музыка ветра.

    Логопед: - Чтобы нам быстро добраться до волшебной страны. а во время полета нам не было страшно, мы выполним релаксационные дыхательные упражнения.

    «Глубокий вдох через нос» (Левой рукой контроль на животе)

    «Долгий выдох через рот» (Правой рукой контроль у рта)

    Дети, глаза закрываем, открываем. Когда услышим звук колокольчика.

    Физкультурная минутка «Любопытная Варвара»

    Логопед: - Дети, вот мы и прилетели в волшебную страну. Давайте посмотрим, где же мы оказались.

    Любопытная Варвара

    Смотрит влево

    Смотрит вправо

    Смотрит вверх

    И смотрит вниз

    Мышцы шеи напряглись

    Возвращаемся обратно

    Расслабляться так приятно.

    (Возвращаемся в исходное положение).

    Логопед: - Дети. а во время пути было тихо или вы что-то слышали? А с помощью чего мы различаем звуки?

    Ответы детей: - Мы различаем звуки с помощью ушей – органов слуха.

    Экспериментальная работа

    Дети, посмотрите на экран (на экране появляются буквы).

    А теперь подойдем ко мне, закроем глазки (в этот момент звучат речевые звуки).

    Логопед: - Что же вы видели на экране?

    Ответы детей:- На экране мы видели буквы. Но не слышали. Буквы это видимое изображение.

    Логопед: - А, что вы слышали?

    Ответы детей: - Мы слышали звуки, но не видели.

    Логопед: - Дети, мы отправляемся в город Звукоград. Там живут звуки нашей речи.

    «Мы в город звуков речи

    Идем и ждем мы встречи

    Со звуками родными

    Они ведь там живут

    И есть у нас желанье

    Красиво говорить

    И всех без исключения

    Сегодня удивить»

    Ребята, люди обладают бесценным даром – Речью. Животные умеют издавать звуки, но это не речь, они не могут разговаривать друг с другом.

    Работа с зеркалами (знакомство с органами речи)

    С помощью чего мы произносим звуки? Отгадайте загадки.

    Можно их тянуть трубой

    Или просто их открой

    Просят даже наши зубки

    Шире открывайтесь – (губки)

    Когда мы едем – они работают,

    Когда мы не едим – они отдыхают,

    Не будем их чистить. Они заболят –(зубы).

    Он скакать во рту привык

    Шаловливый наш (язык).

    Игра «Какие бывают звуки» (подбор слов антонимов)

    Звуки бывают:

    высокими – низкими,

    тихими - громкими,

    грубыми – нежными

    долгими – короткими,

    А еще звуки бывают:

    теплыми - холодными

    Поднесите тыльную сторону руки ко рту и подуйте на нее, пропев песенку «Змеи»:

    ШШШШШШШШШШШШШ….

    Дети, какая воздушная струя?

    Ответ детей: Воздушная струя теплая

    А теперь поднесите ладошку и пропойте песенку «Насоса».

    Какая воздушная струя?

    Ответы детей: Воздушная струя холодная.

    Пальчиковая гимнастика.

    Разотру ладошки сильно,

    Каждый пальчик покручу,

    (Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

    Поздороваюсь с ним сильно,

    И вытягивать начну.

    Руки я затем помою,

    (Потереть ладошкой о ладошку.)

    Пальчик в пальчик я вложу,

    На замочек их закрою

    (Пальцы в «замок».)

    И тепло поберегу.

    Выпущу я пальчики,

    (Пальцы расцепить и перебирать ими.)

    Пусть бегут, как зайчики.

    Логопед: - Дети. чтобы красиво и четко говорить, нужно тренировать наши органы речи. Давайте, проведем артикуляционную гимнастику (гимнастика проводиться за столом перед зеркалом)

    1) – Назовите первый звук в словах:

    «Широко рот открываю, звук веселый напеваю» - ааааааааа.

    2) – Назовите первый звук в словах:

    «Губы наши колесо звук получиться» - оооооо.

    3) – Назовите первый звук в словах:

    «Губы я трубой тяну и пою звук» - ууууууу

    4) – Назовите первый звук в словах:

    И – И – И

    «Губы к ушкам потяни и получишь звук» - ииииии

    5) – Назовите первый звук в словах:

    Э – Э – Э

    «Эге – гей! Звуковичок кричит, изо рта язык торчит» - ээээээ

    6) – Назовите последний звук в словах: коты, столы,

    Ы – Ы – Ы

    «Ну –ка зубки покажите и пропой скорее» - ыыыыы

    Логопед; - Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко.

    Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).

    Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и подарили им красные рубашки. Если звуки надевали эти рубашки, то они становились видимыми и превращались в буквы. Но стоило только снять рубашки, то звуки вновь становились невидимыми.

    Подберите каждому символы – звуку, его букву.

    Дети подбирают буквы к символам-звукам.

    Логопед: - Ребята, путешествие наше заканчивается. Что мы узнали о звуках?

    Ответы детей: - Звуки слышим и произносим, но не видим.

    Логопед: - Что мы узнали о буквах?

    Ответы детей: - Буквы видим и пишем, но не слышим.

    Логопед: - Дети, давайте скажем спасибо Звуковичку за познавательное путешествие. А теперь занимаем наши места, закрываем глаза, считаем до 10 и обратно.

    Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось наше путешествие?

    Ответы детей.

    Публикации по теме:

    Использование музыкальных упражнений и песен в процессе автоматизации звуков в работе учителя-логопеда на логопункте Автоматизация поставленных звуков является одной из актуальных задач в работе логопеда по звуковой культуре речи. На своих занятиях я активно.

    Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия № 1748 "Вертикаль" СП ДО "Теремок" КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

    Конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект открытого интегрированного занятия. Старшая группа. (Составила Мельниченко О. В.) Тема: «Путешествие в страну звуков» Цель: Закреплять.

    Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие Маши в Страну звуков» Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Задачи: Образовательные: - познакомить с гласными звуками; - закрепить.

    Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР «Путешествие в осенний лес» Коррекционно-образовательные цели: знакомить со звуком «И». Правильная артикуляция звука «И». Уметь определять место звука в словах. Расширять.