Космонавт муса манаров где в настоящее время. Биография. Награды и звания

Многим людям знакомо то волнительное ощущение или, скажем, гордость за человечество, когда наблюдаешь за запуском ракеты или за речью благополучно приземлившегося космонавта даже через монитор.Нашей редакции повезло больше, мы беседовали с самим Мусой Манаровым .

У меня приступ клаустрофобии был в тот момент, когда я входил в скафандр. Учитывая мои физические данные, мне всегда было сложно в него войти влезть - это требовало определенных усилий. Когда входишь в скафандр, создается ощущение, будто ныряешь туда безвозвратно. Этот страх длится буквально 10 секунд в процессе надевания скафандра, а дальше уже возвращаешься в стабильное состояние. Скафандр вы надевает е самостоятельно?

Ну как бы очень частично. Невесомость - это более свободное пространство. В бассейне вы не можете свободно повернуться и находитесь головой вверх, а в невесомости вы можете развернуться как вам удобно. Но с точки зрения трудностей в процессе работы, то и в бассейне и в невесомости работать непросто.

Иногда не успеваешь сделать какой-либо эксперимент, потому что на него накладывается другой, который нужно сделать именно здесь и сейчас. То, что можно перенести мы осуществляли в выходные. Вообще, станция - это огромное хозяйство, которое отламывается, отваливается, приходит в негодность и приходится, как любому крестьянину, где-то что-то чинить. Мне кажется наоборот, людям, которые связаны работой и не столь близки между собой - им легче как раз общаться в течение длительного времени. Потому что близкие люди скорее разругаются, так как они сильнее переживают друг за друга. В нашем случае рабочие ровные отношения самое оно, важно иметь рядом с собой интеллектуального и грамотного человека. Вопросы, во-первых легко решаются, во-вторых, они даже не возникают. А что касается противоречий, то конечно возникали, но в основном из-за работы скажем, когда надо что-то сделать иногда бывает два мнения. Но этот случай у нас есть субординация и уважение друг к другу.
вы с Видео? «Новое поколение рождает новое видение мира» - цитату из одного фильма трудно переспорить. Ведь каждое поколение вносит свое в лепту мира, независимо от того хорошее это введение или нет. Мы выяснили, что думает на этот счет известный бортинженер ТМ-4. Дочка скорее в маму пошла - она врач. А сын у меня инженер, окончил институт им. Баумана. Мы с ним обсуждаем некоторые темы, касающиеся космоса, недавно обсуждали изобретения Илона Маска. Он, конечно, интересуется техникой. Раньше смотрели как фантастику. А сейчас у них такое ощущение, что это как сотовый телефон - просто и элементарно. В действительности, человек, который техникой не интересуется, он не понимает насколько сложен этот сотовый телефон, а тем более полет в космос. Он рассматривает его как рутину, ну подумаешь космос.
Мы сейчас немножко тормозим – это просто объективная ситуация, но потихоньку мы начнем двигаться к новым вещам
А что насчет взрослых людей? А взрослые также. Раньше была другая концепция жизни – человек это творец он создан для того, чтобы строить новое общество, города, машины, чтобы сделать это - нужны знания. Человек жил такой мечтой – оттуда и космос и достижения, и уважения к людям. Сейчас концепция во многом капиталистическая - деньги и прибыль. Народ рванулся во всякие финансовые науки. Раз мы перешли в новую капиталистическую фазу, мы должны переболеть этой прибылью, попыткой заработать, но мы уже почти переболели этим, почти.

Дело в том, что там думать не дали. Подошел комсорг (Комсомольский организатор) и сказал, что все наши подали заявление в космонавты, а ты нет. Я говорю, какой из меня космонавт. Он ответил, - «ты наш процент портишь, подавай, заодно и здоровье проверишь». Так я подал заявление. Думаю, представлять Мусу Манарова нет необходимости, особенно нашим читателям, но наверняка есть те, которые еще не слышал о нем в силу возраста или случайностей – в таком случае мы будем рады сделать это первыми.Он известен также в роли народного депутата РСФСР и заслуженного мастера спорта СССР. Однако мы затронем только часть его биографии, касающейся космонавтики и авиации. В 1978-1992 - в отряде космонавтов выполнил два космических полёта.В 1979-1982 проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран». С 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 - космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-4» и орбитальном комплексе «Мир» (Орбитальная станция) (командир - В. Г. Титов) продолжительностью 365 суток 23 часа. Посадка была выполнена на космическом корабле «Союз ТМ-6». Этим был установлен мировой рекорд продолжительности космического полёта. С 2 декабря 1990 года по 26 мая 1991 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-11» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 175 суток 2 часа. Во время космических полётов совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 34 часа 23 минуты.В России 12 апреля признано днем космонавтики. В этот день был совершен полет первого космического аппарата, поднявшего человека на околоземную орбиту. Эта дата является началом новой эпохи и толчком для будущих неземных открытий.
Фото: из личного а рхива Мусы Манарова
", "Russian Female");" type="button" value="🔊 Прослушать новость"/>

Многим людям знакомо то волнительное ощущение или, скажем, гордость за человечество, когда наблюдаешь за запуском ракеты или за речью благополучно приземлившегося космонавта даже через монитор.

Нашей редакции повезло больше, мы беседовали с самим Мусой Манаровым .

По-моему, невесомость – это самое приближенное состояние, схожее с полетом. Летать без каких-либо приспособлений – космическая реальность. В беседе с Мусой Хирамановичем мы узнали некоторые подробности о его субъективном мироощущении в космическом пространстве.

В интервью одному азербайджанскому новостному каналу вы рассказали о приступе клаустрофобии в скафандре, что вы тогда чувствовали?

У меня приступ клаустрофобии был в тот момент, когда я входил в скафандр. Учитывая мои физические данные, мне всегда было сложно в него войти влезть — это требовало определенных усилий. Когда входишь в скафандр, создается ощущение, будто ныряешь туда безвозвратно. Этот страх длится буквально 10 секунд в процессе надевания скафандра, а дальше уже возвращаешься в стабильное состояние.

Скафандр вы надевает е самостоятельно?

На Земле выходной скафандр при надевании стоит вертикально и для того, чтобы оказаться в нем, нужно как бы спрыгнуть вниз, в этом помогает вес. В невесомости, где нет силы тяжести, нужно загнать в него тело. Проем скафандра был сделан не очень удобно, и я каждый раз забывал, как нужно держать руку или голову. А в целом, после входа в него, то чувствуете в нем себя комфортно. Однако, после тяжелой работы вне станции, и вылезать из него было процессом трудоемким, порой командир помогал мне из него выбраться.

Какие тренировки для освоения скафандра проводились перед полетом в космос?
У нас проводились тренировки в бассейне. Все работы в скафандре отрабатываются сначала в бассейне. Это как имитация невесомости.

Близка ли эта имитация в реалиях невесомости?

Ну как бы очень частично. Невесомость — это более свободное пространство. В бассейне вы не можете свободно повернуться и находитесь головой вверх, а в невесомости вы можете развернуться как вам удобно. Но с точки зрения трудностей в процессе работы, то и в бассейне и в невесомости работать непросто.

Какими были ваши первые ощущения?

Трудно передать ощущение невесомости. Человек к ней привыкает. Ее практически не замечаешь. Это естественное ощущение, только оно для земного человека неестественно. Вы когда в скафандре минут пять побудете, то вы забываете, что вы в нем – воспринимаете как одно целое с самим с собой. Человек, едущий на велосипеде, уже не думает что он на велосипеде, он едет и все.

Вы почти беспрерывно работали на «Мире» в течение 326 суток, как вы отдыхали, и было ли у вас время для отдыха?
В космосе мы регулярно проводили эксперименты, это были медицинские, технологические, технические, астрономические и другие работы. Мы занимались тем, что проводили исследования. Порой ремонтировали станцию или просто занимались жизнеобеспечением, чисткой и мойкой станции.
На отдых у нас оставалось время после работы и в выходные дни. В субботу у нас была гигиеническая уборка, в выходные мы доделывали те эксперименты, которые мы не успевали сделать в течение рабочей недели. Мы дорабатывали.

Вы когда в скафандре минут пять побудете, то вы забываете, что вы в нем – воспринимаете как одно целое с самим с собой

У вас был очень большой объем работы?

Иногда не успеваешь сделать какой-либо эксперимент, потому что на него накладывается другой, который нужно сделать именно здесь и сейчас. То, что можно перенести мы осуществляли в выходные. Вообще, станция — это огромное хозяйство, которое отламывается, отваливается, приходит в негодность и приходится, как любому крестьянину, где-то что-то чинить.

Как известно, на четвертую экспедицию на «Мир» для проведения наблюдений были отобраны два специалиста: Муса Манаров (бортинженер) и Владимир Титов (командир экипажа). Пребывание их на мире было рекордно длительным. О положительных и отрицательных сторонах в мире двух человек мы спросили у нашего респондента.

В процессе пребывания на станции «Мир» вы контактировали с Вла димиром Титовым, находили ли вы время для разговоров или наоборот уединения?
На работе мы преимущественно контактировали, работа часто требует всего экипажа. У нас с Титовым было мало возможности уединения. Был небольшой объем. Когда был второй полет, там был свой отсек, и было в этом плане проще.

Достаточно сложно в течение долгого времени находиться на одной маленькой территории, особенно людям, которые связаны больше работой, нежели дружественными или родственными отношениями. Были ли у вас разногласия?

Мне кажется наоборот, людям, которые связаны работой и не столь близки между собой — им легче как раз общаться в течение длительного времени. Потому что близкие люди скорее разругаются, так как они сильнее переживают друг за друга. В нашем случае рабочие ровные отношения самое оно, важно иметь рядом с собой интеллектуального и грамотного человека. Вопросы, во-первых легко решаются, во-вторых, они даже не возникают. А что касается противоречий, то конечно возникали, но в основном из-за работы скажем, когда надо что-то сделать иногда бывает два мнения. Но этот случай у нас есть субординация и уважение друг к другу.

После такого пережитого опыта общаетесь ли вы с ейчас, остались ли вы друзьями или стали ими?
Особенно близкими друзьями мы не стали. Мы живем в отдаленных друг от друга местах. У нас приятельские теплые отношения, то есть, всегда приятно друг друга встретить, поговорить.

Было ли у вас желание за то долгое время пребывания в космосе вернуться и побыть с семьей и поговорить с кем-то?
Сейчас есть система связи на МКС (Международная космическая станция). Космонавты могут позвонить близким по телефону, а тогда у нас этого не было. Тогда вечером в конце рабочего дня оператор сообщал, что звонил ко мне домой, после чего дословно передавал мне все ими сказанное. Нас держали в курсе. Также один раз в две недели был сеанс связи.

Видео?
Иногда и видеосвязь была, но чаще просто голос. Иногда включалось телевидение с борта на землю, еще реже на борт подавали картинку. Тогда техника была не такая как сейчас.

«Новое поколение рождает новое видение мира» — цитату из одного фильма трудно переспорить. Ведь каждое поколение вносит свое в лепту мира, независимо от того хорошее это введение или нет. Мы выяснили, что думает на этот счет известный бортинженер ТМ-4.

В данный момент интересна ли тема космоса вашим детям и связано их настоящее или будущее с этой сферой?
Дочка скорее в маму пошла — она врач. А сын у меня инженер, окончил институт им. Баумана. Мы с ним обсуждаем некоторые темы, касающиеся космоса, недавно обсуждали изобретения Илона Маска. Он, конечно, интересуется техникой.

Есть мнение, что нынче тема о космосе не настолько обширна и популяризирована. Молодежь, по-вашему, интересуется этим?
Интересуется не вся молодежь. В основном есть люди, которые интересуются техникой. Есть люди, которые хотят стать летчиками – интересуются полетами, а многие этим не интересуются и сейчас их особенно меньше стало. Да и в то время, когда я выступал перед школьниками. Знаете, интереснее всего рассказывать про космос детям до пятого класса, а те, кто постарше у них уже начинаются другие интересы.

А дети на это смотрят с точки зрения какой-то фантастики?
Раньше смотрели как фантастику. А сейчас у них такое ощущение, что это как сотовый телефон — просто и элементарно. В действительности, человек, который техникой не интересуется, он не понимает насколько сложен этот сотовый телефон, а тем более полет в космос. Он рассматривает его как рутину, ну подумаешь космос.

Мы сейчас немножко тормозим – это просто объективная ситуация, но потихоньку мы начнем двигаться к новым вещам

А что насчет взрослых людей?
А взрослые также.

Согласны ли вы, что тема космоса стала менее популярна? Ведь раньше мы чаще слышали о космических открытиях, несмотря на ограниченность в информации сравнительно с настоящим временем.
Частично это правильно. Раньше это была заря космонавтики и особенно при Королеве. Каждый полет было что-то новое, потом пошла стадия уже накопления знаний, повторений. А сейчас стадия некоторого зависания, торможения потому что страна пережила тяжелый период: смена формаций, 90-е годы, когда денег не хватало ни на что, когда многие заводы остановились и так далее. То, что мы сейчас немножко тормозим – это просто объективная ситуация, но потихоньку мы начнем двигаться к новым вещам. Мы построили новый космодром, ракеты. Сейчас страна восстанавливается после тяжелого периода.

Как вы относитесь к сегодняшней политике образования. Какая она сейчас?
Раньше была другая концепция жизни – человек это творец он создан для того, чтобы строить новое общество, города, машины, чтобы сделать это — нужны знания. Человек жил такой мечтой – оттуда и космос и достижения, и уважения к людям.
Сейчас концепция во многом капиталистическая — деньги и прибыль. Народ рванулся во всякие финансовые науки. Раз мы перешли в новую капиталистическую фазу, мы должны переболеть этой прибылью, попыткой заработать, но мы уже почти переболели этим, почти.

Профессия космонавта навевает образ какого-то романтического героя, который стремится в путь к звездам. Весьма наивно и скорее такой образ может сформироваться в воображение ребенка. Однако этот профиль далеко неромантичен, здесь нужно преуспеть и в физическом, и в моральном, и умственном плане, возможно, только сумма таких достоинств сближает специальность космонавта с образом фантастического героя.

Ваше желания стать космонавтом, наверное, не было таким иллюзорно детским, такое решение пришло к вам в осознанном возрасте?
Я вообще не собирался быть космонавтом. Я просто интересовался техникой, в частности радиоэлектроникой, поэтому я поступил в авиационный институт на радиоэлектронику. Когда я окончил институт, то распределился в Королевскую фирму, которая занималась космосом. Безусловно, космос вызывал у меня всегда восторг, обожание и восхищение, но себя я там не представлял.
А уже когда я работал в королевской фирме, то я попал не в отдел радиоэлектроники, а в отдел, который занимается испытаниями, где работал как наземный инженер. Моя работа заключалась в испытании космических объектов, анализа состояния систем посредством телеметрии, наблюдение за состоянием борта и т.д. Позже мне предложили подать заявку в космонавты.

Долго ли вы думали над предложением?
Дело в том, что там думать не дали. Подошел комсорг (Комсомольский организатор) и сказал, что все наши подали заявление в космонавты, а ты нет. Я говорю, какой из меня космонавт. Он ответил, — «ты наш процент портишь, подавай, заодно и здоровье проверишь». Так я подал заявление.
Ну а потом началась серьезная подготовка, тщательное медицинское обследование и т. д.

В течение столь долгой подготовки не возникали у вас сомнения бросить все и взяться за более земные вопросы?
А у меня не было особого выбора, понимаете, я жил в общежитии. Ну чем бы я занялся? В том же отделе сидел бы не космонавтом, а другими вещами занимался. Поэтому конечно не было у меня никаких идей уйти. Но ждать полета было непросто.
Когда меня зачислили в отряд космонавтов, я наблюдал, как люди из отряда улетали, были торжественные собрания, потом прилетали обратно, проходили опять собрания они описывали свою поездку, конечно, после таких рассказов хочется самому полететь.

Думаю, представлять Мусу Манарова нет необходимости, особенно нашим читателям, но наверняка есть те, которые еще не слышал о нем в силу возраста или случайностей – в таком случае мы будем рады сделать это первыми.

Он известен также в роли народного депутата РСФСР и заслуженного мастера спорта СССР. Однако мы затронем только часть его биографии, касающейся космонавтики и авиации.
В 1978-1992 - в отряде космонавтов выполнил два космических полёта.
В 1979-1982 проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран».
С 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 - космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-4» и орбитальном комплексе «Мир» (Орбитальная станция) (командир - В. Г. Титов) продолжительностью 365 суток 23 часа. Посадка была выполнена на космическом корабле «Союз ТМ-6». Этим был установлен мировой рекорд продолжительности космического полёта.
С 2 декабря 1990 года по 26 мая 1991 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-11» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 175 суток 2 часа. Во время космических полётов совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 34 часа 23 минуты.

В России 12 апреля признано днем космонавтики. В этот день был совершен полет первого космического аппарата, поднявшего человека на околоземную орбиту. Эта дата является началом новой эпохи и толчком для будущих неземных открытий.

Муса Хираманович Манаров (род. 22 марта 1951,г. Баку, Азербайджанская ССР, СССР) - лётчик-космонавт СССР, полковник запаса, Герой Советского Союза (1988). Заслуженный мастер спорта СССР (1989).

Биография

По национальности лакец. Окончил восьмилетку в школе города Харьков Украинской ССР. Школу закончил в городе Алатырь (Чувашия). В 1974 году окончил Московский авиационный институт (факультет радиоэлектроники летательных аппаратов).

В 1974-1978 годах работал инженером в НПО «Энергия»; участвовал в натурных испытаниях различных космических аппаратов, занимался вопросами подготовки операторов.

В 1978-1992 - в отряде космонавтов. Выполнил два космических полёта. В 1979-1982 проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран».

С 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 - космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-4» и орбитальном комплексе «Мир» (командир - В. Г. Титов) продолжительностью 365 суток 23 часа. Посадка была выполнена на космическом корабле «Союз ТМ-6». Этим был установлен мировой рекорд продолжительности космического полёта.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту Манарову Мусе Хирамановичу 21 декабря 1988 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11591).

С 2 декабря 1990 года по 26 мая 1991 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-11» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 175 суток 2 часа.

Во время космических полётов совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 34 часа 23 минуты.

С 1990 года - космонавт-инструктор научно-производственного объединения «Энергия». Занимался политической деятельностью. В 1990-1993 годах - народный депутат РСФСР. В 1992-1995 годах - генеральный директор ТОО «МКОМ».

Живёт в Москве. С 1995 года - директор ЗАО «Выделенные интегральные сети».

Радиолюбительский позывной: U2MIR (ex: UV3AM)

Депутат Государственной Думы Российской Федерации V созыва (2007-2011), фракция «Единая Россия».

Награды и звания

  1. Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1988 года).
  2. Орден Ленина (1988).
  3. Орден Октябрьской Революции (1991).
  4. Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность.
  5. Почётное звание «Лётчик-космонавт СССР» (1988).
  6. Орден Георгия Димитрова (1988, НРБ).
  7. Орден «Солнце свободы» (1988, Афганистан).
  8. Офицер ордена Почётного легиона (1989, Франция).
  9. Орден «Стара планина» I степени (2003, Болгария).
  10. Международный приз «Икар-1989».
  11. Почётный диплом «Приз Хармона» (США).

Манаров Муса Хираманович – бортинженер космического корабля « Союз ТМ-4» и орбитального комплекса « Мир»; лётчик-космонавт СССР.

Родился 22 марта 1951 года в городе Баку (Азербайджанская ССР). Лакец. Сын офицера Вооружённых Сил. Детство провёл в различных городах по местам службы отца: Москва, Харьков, Алатырь (Чувашская АССР).
В 1968 году окончил среднюю школу в Алатыри. В 1974 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе (факультет радиоэлектроники летательных аппаратов).
В 1974-1978 годах работал в НПО « Энергия», инженер 74-го, 114-го и 110-го отделов. Участвовал в натурных испытаниях различных космических аппаратов, занимался вопросами подготовки операторов.
В 1978-1992 годах – в отряде космонавтов НПО « Энергия». В 1979-1982 годах проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе « Буран».

Первый полет

С 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 года в качестве бортинженера КК « Союз ТМ-4» по программе ЭО-3 на ОК « Мир» (позывной — « Океан-2») вместе с Владимиром Титовым и Анатолием Левченко (член экспедиции посещения).

Во время полета выполнил 3 выхода в открытый космос:

26.02.1988 — продолжительность 4 часа 25 минут
30.06.1988 — продолжительность 5 часов 10 минут
20.10.1988 — продолжительность 4 часа 12 минут

Продолжительность полета составила 365 суток 22 часа 39 минут 47 сек.

Экипаж КК « Союз ТМ-4» В. Титов, М. Манаров, А. Левченко.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1988 года Манарову Мусе Хирамановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда».

Муса Манаров на борту орбитального комплекса « Мир»

С апреля по июнь 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера резервного (третьего) экипажа корабля « Союз ТМ-10» по программе ЭО-7 на ОК « Мир», вместе с Анатолием Арцебарским. В июне 1990 года он заменил бортинженера второго экипажа корабля « Союз ТМ-10» Виталия Севастьянова, отстраненного от подготовки к длительным полетам. С начала июня по 10 июля 1990 года продолжил подготовку в качестве бортинженера второго экипажа корабля « Союз ТМ-10», вместе с Виктором Афанасьевым.
С 20 августа по 17 ноября 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля « Союз ТМ-11» по программе ЭО-8 на ОК « Мир» вместе с Виктором Афанасьевым.

Второй полет

Со 2 декабря 1990 по 26 мая 1991 года в качестве бортинженера КК « Союз ТМ-11» и ОК « Мир» (позывной — « Дербент-2») вместе с Виктором Афанасьевым и Тоёхиро Акияма (член экспедиции посещения).

Во время полета выполнил 4 выхода в открытый космос:

07.01.1991 — продолжительность 5 часов 18 минут
23.01.1991 — продолжительность 5 часов 33 минуты
26.01.1991 — продолжительность 6 часов 20 минут
25.04.1991 — продолжительность 3 часа 34 минуты

Продолжительность полета составила 175 суток 1 час 51 минут 23 сек.

Экипаж КК « СоюзТМ-11» и экипажа пересменки-3 на ОКС « Мир»
АКИЯМА Тоехиро (Япония), АФАНАСЬЕВ Виктор Михайлович (СССР), МАНАРОВ Муса Хирамович (СССР)

Всего выполнил 2 космических полёта общей продолжительностью в 541 сутки 20 минут, что на то время было выдающимся результатом. Во время космических полётов совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 34 часа 23 минуты.

С 1990 года — космонавт-инструктор научно-производственного объединения « Энергия». Занимался политической деятельностью. В 1990-1993 годах – народный депутат РСФСР.
После ухода из отряда космонавтов в 1992 году занимался предпринимательской деятельностью в области приборостроения. В 1992-1995 годах – генеральный директор ТОО « МКОМ». С 1995 года – директор ЗАО « Выделенные интегральные сети».
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 5 созыва (2007 -2011). Живёт в городе-герое Москве.

Семейное положение:

Отец — Манаров Хираман Мусаевич, (1921 г.р.), военнослужащий, участник ВОВ, полковник-инженер в отставке.
Мать — Манарова (Маршаева) Асват Абдуловна, (1926 г.р.), домохозяйка.
Сестра — Чанкуева (Манарова) Маина Хирамановна, (1953 г.р.), инженер.
Жена — Манарова (Шугаева) Наиля Шугаевна. (1953 г.р.), врач Центральной клинической больницы, Москва.
Дочь — Наида, (1980 г.р.).
Сын — Заур, (1981 г.р).

Почётные звания и награды:

Летчик-космонавт СССР (1988 )
Заслуженный мастер спорта СССР (1989 год).
Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина и медали « Золотая звезда» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1988 года); кавалер ордена Октябрьской Революции (26 мая 1991 года).
Награжден медалью « За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ № 436 от 12 апреля 2011 года).
Офицер ордена Почетного легиона (10 апреля 1989 года, Франция), кавалер ордена Солнце Свободы (ДРА, 1988 год) и ордена Георгия Димитрова (НРБ, 1988 год).
Награжден орденом « Стара Планина» I степени в связи с 15-летием второго советско-болгарского полета (вручен президентом Болгарии 10 июня 2003 года).
Орден « За заслуги перед Республикой Дагестан» (Указ Президента Республики Дагестан № 29 от 17.03.2011).

Использованные источники:

1. Манаров Муса Хираманович [Электронный ресурс].- 2016 - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
2. Манаров Муса Хираманович [Электронный ресурс].- 2016 - Режим доступа: http://astronaut.ru
3. Манаров Муса Хираманович [Электронный ресурс].- 2016 - Режим доступа:

Манаров Муса Хираманович

1951-03-22 г.р.

Летчик-космонавт, герой Советского Союза

Жизнь

По национальности лакец. Детство провёл в городе Алатырь (Чувашия). В 1974 году окончил Московский авиационный институт (факультет радиоэлектроники летательных аппаратов).

В 1974-1978 годах работал инженером в НПО «Энергия»; участвовал в натурных испытаниях различных космических аппаратов, занимался вопросами подготовки операторов.

В 1978-1992 - в отряде космонавтов. Выполнил два космических полёта. В 1979-1982 проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран».

С 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 - космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-4» и орбитальном комплексе «Мир» (командир - В. Г. Титов) продолжительностью 365 суток 23 часа. Посадка была выполнена на космическом корабле «Союз ТМ-6». Этим был установлен мировой рекорд продолжительности космического полёта.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту Манарову Мусе Хирамановичу 21 декабря 1988 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11591).

С 2 декабря 1990 года по 26 мая 1991 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-11» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 175 суток 2 часа.

Во время космических полётов совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 34 часа 23 минуты.

С 1990 года - космонавт-инструктор научно-производственного объединения «Энергия». Занимался политической деятельностью. В 1990-1993 годах - народный депутат РСФСР. В 1992-1995 годах - генеральный директор ТОО «МКОМ».

Живёт в Москве. С 1995 года - директор ЗАО «Выделенные интегральные сети».

Радиолюбительский позывной: U2MIR

Депутат Государственной Думы Российской Федерации, фракция «Единая Россия».

Награды и звания

2. Орден Ленина (1988)

3. Орден Октябрьской Революции (1991)

4. Почётное звание «Лётчик-космонавт СССР» (1988)

5. Орден Георгия Димитрова (1988, НРБ)

6. Орден «Солнце свободы» (1988, Афганистан)

7. Офицер Ордена Почётного легиона (1989, Франция)

8. Орден «Стара Планина» I степени (2003, Болгария)

9. Международный приз «Икар-1989»

10. Почётный диплом «Приз Хармона» (США)

11. Заслуженный мастер спорта СССР (1989)

(с) Википедия