Равноапостольные царь константин и матерь его царица елена. Святые Константин и Елена: иконы и портреты

Не так давно коллекция моих артефактов пополнилась Римской монетой датируемой IV веком с изображением Святой Елены. Из истории мы знаем, кем была Елена, и какой вклад внесла эта женщина в распространение христианства.

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250-330 гг.) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская).

Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.

27 февраля 272 года в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.

В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра.

Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках. В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь - Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.

В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата.

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына».

В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:

«…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях ».

(Хронография Феофана, год 5817 (324/325)

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.) и другими.

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного Василевса Константина» Евсевием Кесарийским, написанным после смерти Константина для прославления императора и его семьи (Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме, Аньоло Гадди, 1380 г.).

Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.

Откуда мы обычно черпаем сведения о жизни святых? Конечно же, из информационных источников церковного, богословского характера. Это могут быть православные журналы, газеты, книги, специфические сайты и просветительские ресурсы Интернета, а также христианские фильмы и передачи. Однако в том случае, если подвижник являлся одновременно государственным деятелем и/или прославившим страну полководцем, основные вехи его земного существования и характеристики личности непременно содержатся в исторических материалах. Это касается, к примеру, князя Владимира, крестившего Русь, княгини Ольги, князя Димитрия Донского. В сонм святых попали и правители Рима: царь Константин и его мать, царица Елена. День памяти равноапостольных Константина и Елены установлен церковью 3 июня.


Сведения о Константине

Святой Константин родился в III столетии н.э., конкретнее - в 274-м году. Избранник Божий имел знатное происхождение, поскольку появился на свет в семье Констанция Хлора, соправителя Римской империи, и его супруги, царицы Елены. Отец будущего святого владел двумя областями великой державы: Галлией и Британией. Официально семья эта считалась языческой, однако на деле единственный сын цезаря Констанция Хлора и Елены рос истинным христианином, воспитываясь своими родителями в обстановке доброты и любви к Богу. В отличие от других соправителей Римской империи Диоклитиана, Максимиана Геркула и Максимиана Галерия отец святого Константина не учинял гонений на христиан во ввереных ему вотчинах.

Будущий правитель Рима отличался многочисленными добродетелями, среди которых особенно выделились спокойный нрав и скромность. Внешне святой Константин тоже располагал к себе окружающих, поскольку был высок, физически развит, силен и красив. Об этом свидетельствует описание облика императора, найденное в исторических источниках и составленное на основе археологических данных. Удивительное сочетание выдающихся душевных, личностных и физических качеств избранника Божия стало в годы правления святого Римом предметом черной зависти и злобы царедворцев. Заклятым врагом Константина по данной причине стал цезарь Галерия.



Годы юности святого прошли не в отчем доме. Отрок был взят в заложники и содержался при дворе тирана Диоклитиана в Никомидии. С ним хорошо обращались, но общения с семьей святого по большей части лишили. Таким образом соправитель Констанция Хлора желал обеспечить себе верность отца Константина.

Информация о Елене

Что известно о личности правительницы Елены? Достаточно, чтобы составить законченное представление об этой женщине. Святая Елена не относилась к знатному роду, как ее супруг: избранница Божия родилась в семье владельца гостиницы. Замуж будущая царица вышла вопреки канонам того времени, не по расчету и не по сговору, а по взаимной любви. Со своим супругом, цезарем Констанцием Хлором Елена прожила в счастливом браке 18 лет. А после союз разрушился в одночасье: муж царицы получил от императора Диоклитиана назначение стать правителем сразу трех областей: Галлии, Британии и Испании. При этом тиран выдвинул Констанцию Хлору требование развода с Еленой и женитьбы соправителя на своей падчерице Феодоре. Тогда же Константин по воле императора Диоклитиана отправился в Никомидию.


Царице Елене на тот момент было немного больше сорока лет. Оказавшись в столь сложной ситуации, еще молодая женщина всю свою любовь сосредоточила на сыне - историки уверены, что с супругом она больше никогда не виделась. Святая Елена обрела кров недалеко от области, где находился Константин. Там они смогли иногда видеться и общаться. С христианством царица познакомилась в Дрепануме, который позже в честь матери Константина Великого (именно так впоследствии стали называть добродетельного правителя римского) переименовали в Еленополис. Крещение женщина прошла в местной церкви. На протяжении последующих тридцати лет Елена жила в беспрестанной молитве, культивируя в себе добродетели, занимаясь очищением собственной души от прежних грехов. Результатом проделанной работы стало приобретение святой почетного религиозного звания «равноапостольная».


Государственная деятельность Константина

В 306-м году скончался Констанций Хлор, отец Константина Великого. Сразу же после этого скорбного события войско провозгласило последнего императором Галлии и Британии вместо прежнего правителя. Молодому мужчине в ту пору было 32 года - самый расцвет молодости. Константин принял бразды правления указанными областями в свои руки и объявил свободу вероисповедания христианства на вверенных ему землях.


Прошло 5 лет. В 311-м году западная часть империи попала в управление к Максенцию, отличавшемуся жестокостью и быстро из-за этого прослывшему тираном. Новый император задумал устранить святого Константина, дабы не иметь конкурента. На это сын царицы Елены принял решение организовать военный поход, цель которого видел в избавлении Рима от напасти в лице самодура Максенция. Сказано - сделано. Однако, Константину и его войску пришлось столкнуться с непреодолимыми трудностями: враг превосходил их численно, к тому же жестокий тиран прибег к помощи черной магии, дабы одержать во что бы то ни стало победу над защитником христиан. Сын Елены и Констанция Хлора несмотря на молодость был очень мудрым человеком. Он быстро оценил сложившуюся ситуацию и пришел к выводу, что поддержки ждать надобно лишь от Бога. Константин стал искренне и пылко молиться Творцу о ниспослании помощи. Господь услышал его и явил чудесное знамение в виде креста из света вблизи солнца с надписью «сим побеждай». Это случилось перед важной битвой с врагом, свидетелями чуда стали также и воины императора. А ночью царю привиделся сам Иисус с хоругвем, на котором был снова изображен крест. Христос объяснил Константину, что тот лишь с помощью креста одолеет тирана Максенция, и дал совет обзавестись таким же точно хоругвем. Послушавшись самого Бога, Константин одержал победу над недругом и завладел половиной Римской империи.

Великий правитель великой державы делал все на благо христиан. Он принял последних под свое особое покровительство, хотя никогда не притеснял и народы, исповедующие другие религии. Единственные, к кому Константин был нетерпим, так это к язычникам. Святому даже пришлось вступить в бой с правителем восточной части Рима Ликинием, который пошел на сына царицы Елены войной. Но все закончилось благополучно: с Божьей помощью Константин Великий разгромил вражеское войско и стал единовластным императором державы. Разумеется, он тут же объявил христианство главной религией империи.

Святые Константин и Елена многое сделали для распространения и укрепления христианства. В частности, царица отыскала в Иерусалиме Крест Христов, зарытый в землю противниками истинной веры в Бога. Часть святыни она привезла в Рим своему сыну. Елена скончалась в 327 году. Ее мощи находятся в итальянской столице. Константин же умер десятью годами позже, оставив царствовать в Риме трех своих сыновей.


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы


В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА


Псково-Печерский монастырь - единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.


Преображение Господне - один из центральных летних праздников православного календаря. В это день мы вспоминаем евангельский сюжет: Христос на горе Фавор явил трем ученикам достоинство собственного Богосыновства. Церковь верит, что свет увиденный учениками в тот день был светом не физическим, а духовным, к концу византийской эпохи учение о фаворском свете заняло ключевое место в церковной мистике, а Преображение стало не только эпизодом евангельской истории, но и символом нашего обожения.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


Самые интересные примеры сложной композиции, в которой присутствуют как символы, так и исторические детали. Иконы, росписи, книжные миниатюры, лицевое шитье

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305- 306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Вот как описывает благочестивую жизнь царя Константина и матери его царицы Елены церковный историк Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской:

О ЖИЗНИ БЛАЖЕННОГО ВАСИЛЕВСА КОНСТАНТИНА

ГЛАВА 41. О постройке церквей в Вифлееме и на горе Елеонской.
Окончив дело здесь, (василевс) весьма благолепно украсил и другие места, отмеченные двумя таинственными пещерами. Одному воздал он подобающую честь, как месту первого богоявления Спасителя и рождения Его во плоти 1; другое почтил, как стоящий на вершине горы памятник вознесения Его на небо 2. Щедро украшая сии места, он увековечивал этим и память своей матери, которая оказала столько благодеяний человеческому роду.
ГЛАВА 42. О том, что эти церкви построила мать Константина, василиса Елена, когда она приходила туда для поклонения.
Ибо признав своим делом воздать Всецарю - Богу долг благочестивого своего расположения, также вознамерившись молитвами возблагодарить Его за своего сына, такого василевса, и за свое потомство - боголюбивых кесарей, детей его, эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток и с царской заботливостью обозревала дивную землю, восточные эпархии, города и селения, с той целью, чтобы совершить должное поклонение стопам Спасителя, по слову пророка: поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Пс. 131, 7), - и плод собственного благочестия оставила грядущему потомству.
ГЛАВА 43. Еще о церкви вифлеемской.
В то же время воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы 3. Кроме того, мать василевса, в память вознесения Спасителя всех на небо, воздвигла высокие здания на горе Елеонской: самую вершину этой горы увенчала она священным домом церкви и храмом. Там, в той самой пещере, по свидетельству предания, Спаситель всех посвящал своих учеников в неизглаголанные тайны. Василевс и на том месте почтил Великого Царя различными дарами и украшениями. Эти-то достойные вечной памяти, святые и прекраснейшие храмы, как знаки благочестивого расположения, воздвигнуты Богу Спасителю над двумя таинственными пещерами боголюбивой матерью боголюбивого василевса, августейшей Еленой, по царственному соизволению ее сына. Немного спустя, старица пожала и достойные плоды своего благочестия, ибо все время своей жизни до глубокой старости провести во всяком благополучии, делами и словами принося обильные плоды спасительных заповедей, эту благоустроенную, беспечальную свою жизнь она и после вела в совершенном здравии души и тела, а потому, еще здесь получая от Бога награду за добрые дела, удостоилась благочестивой кончины.
ГЛАВА 44. О великодушии и благотворительности Елены.
Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями, как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; ее десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.
ГЛАВА 45. О том, с каким благоговением Елена являлась в церквях.
Но прославляясь такими делами, Елена не забывала и служить Богу. Всегда видели, как она ходила в Божью церковь и украшала молитвенные дома блистательными драгоценностями, не оставляя без внимания храмов и в городах самых малых. Видели, как эта дивная жена, в скромной, но благоприличной одежде, смешивалась с толпой народа и свое благоговение перед Богом выражала всякими богоугодными делами.
ГЛАВА 46. О том, как она, прожив восемьдесят лет и распорядившись, скончалась.
Совершив уже довольно долгий путь (земной) жизни, (василиса) призвана была к лучшему наследию почти на восьмидесятом году своей жизни. Перед своей кончиной она сделала духовное завещание, распорядилась и объявила последнюю свою волю в пользу единственного сына, василевса, автократора монарха, и своих внуков, детей его, кесарей. Тогда же между своими внуками разделила она и собственное имение, которое было у нее по всей Ойкумене. Распорядившись таким образом, она окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына. Людям благомыслящим казалось, что эта преблаженная жена не в самом деле умерла, а только изменилась и переложилась от жизни земной к жизни небесной, что ее душа, принятая Спасителем, преобразилась в существо нетленное и ангельское.
ГЛАВА 47. О том, как Константин похоронил свою мать и сколь много он уважал ее еще при жизни.
И тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город 4 и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от нее преемственную и дивную отрасль, (то есть за Константина), которого надобно ублажать как по другим причинам, так и ради уважения его к родительнице; ибо из не благочестивой василевс сотворил ее столь благочестивой, что в правилах благочестия она казалась наставленной Самим общим всех Спасителем, и облек ее такими царскими почестями, что у всех народов и во всем войске она называлась августой и василисой, и ее лик изображался на золотых медалях. Сверх того, Константин дал ей право употреблять по собственному ее желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшим, так что и в этом отношении сын сделал участь ее превосходной и завидной. Посему, рассматривая качества, увековечивающие память Константина, мы по справедливости должны обратить внимание и на то, что, почитая свою мать от избытка благочестия, он исполнял божественные законы, предписывающие иметь должное уважение к родителям 5. Такие прекрасные дела и таким образом василевс совершил не в одной Палестине, он и во всех эпархиях сооружал новые церкви, давая им вид гораздо превосходнее того, в котором они находились прежде.
______________
1 Имеется в виду Вифлеем (Мф. 2.1). Евсевий, говоря о рождении Спасителя, следует традиции Древней Церкви, в которой и Рождество и Крещение Господне воспринимались в значительной степени как одно событие, даже при праздновании не различались два праздника, а праздновался один - Богоявление.
2 Вознесение Господне произошло в Вифании (Лк. 24,50), на горе Елеонской.
3 В это время, когда иконостас в современном виде еще не сложился, вместо него использовалась завеса или занавес, который часто был расшит различными изображениями.
4 Тело св. царицы Елены, по свидетельству Никифора (L.8. cap. 30), из Палестины перенесено сперва в Рим, а потом, через два года в Константинополь. Елена скончалась за двенадцать лет до смерти Константина, то есть в 327 году. - прим. переводчика.
5 Имеется в виду одна из десяти заповедей, данных еще Моисею. (Исх. 20,12).

(Евсевий Памфил. Жизнь Константина. Перев. СПб. Духовной Академии. - М.,1998).

Тропарь, глас 8:

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи; егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3:

Константин днесь, с материю Еленою, Крест являют всечестное древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание:

Величаем вас, / святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, / и чтим святую память вашу, / вы бо святым Крестом / всю вселенную просветили есте.

Молитвы святым равноапостольным Константину и Елене

Молитва первая:

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

Молитва вторая:

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Церковь св.равноапп.Константина и Елены. Пос.Ленинское. Ленингр

День святых Елены и Константина — 3 июня.

Память правителя Римской империи равноапостольного

царя Константина и матери его царицы Елены

православная церковь чтит ежегодно 3 июня.

Будучи воспитанным матерью-христианкой и отцом,

не позволяющим преследовать приверженцев христианской

религии, Константин с детства впитал особое уважение

к вере. Став правителем, он направил все свои усилия,

чтобы свобода исповедания веры в Христа была провозглашена

во всех странах, подвластных ему. Царица Елена, мать

Константина, также совершила огромное множество

благих дел для Церкви, она строила храмы и, по настоянию

сына, даже привезла из Иерусалима тот самый

Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса Христа,

за что также была удостоена именования Равноапостольной.

Для Елены...

Поздравление Елене

Был прав Парис, что предпочел

Богиням греческим Елену!

Пусть этот факт к войне привел

И пали Илиона стены.

Но что народы и цари!

Что города их проживанья!

Коль красоту избрал Парис

Своим предметом обожанья!

То было в древние года,

Давно легендой Троя стала.

А вот Елена навсегда

Прекрасным символом осталась!

@Имена в стихах

Для Константина

Есть легкие вина,

Есть крепкие вина,

А за Константина -

Нужна середина.

Нужна середина

Совсем не пустая.

Нет, за Константина -

Нужна золотая!

Нашли середину.

Так грянем трикрат:

Виват Константину!

Виват! Виват! Виват!!!

Значение имени Елена

Женское имя Елена имеет греческие корни и произошло

от слова “хеленос”, означающего “свет”, “светлая”,

“сияющая”. Первоначально оно произносилось “Селена”

(именно так греки называли луну), а потом преобразовалось

в Елену. На Руси это имя всегда было прообразом женской

красоты, этакой тонкой, умной и податливой

Елены Прекрасной. Интересно, что популярность имени

Елена пережило много столетий и в настоящее время оно

является таким же распространённым и популярным,

как раньше.

Характеристика имени Елена

Характер Елены отличается эмоциональностью и

жизнерадостностью. Она, как правило, очень общительная,

открытая, добрая, обаятельная и остроумная женщина,

которую привлекает всё прекрасное. В детском возрасте

это немного замкнутый, скромный и послушный ребёнок.

Учится маленькая Елена хорошо, но старательности

обычно не прилагает. Зато она любит помечтать, может

даже выдумать целый собственный мир, в котором она

богатая, пышно живущая, уверенная в себе красавица.

Взрослая Елена часто бывает довольно ленивой, но в целом

работу любит. Она легко находит общий язык с людьми,

умеет красиво флиртовать с мужчинами и дипломатично

избегать конфликтов. Друзей у неё очень много, но не всем

Елена раскрывается полностью. Поскольку она бывает очень

доверчивой, её легко обмануть. Такого друга обладательница

этого имени не простит, да ещё и попытается его наказать.

Совместимость со знаками Зодиака

Имя Елена подойдёт многим знакам Зодиака, но лучше всего

назвать им девочку, рождённую под покровительством Рака,

то есть с 22 июня по 22 июля. Попеременно открытый и

меланхоличный Рак во многом похож на Елену, которая под

его влиянием будет чувствовать большую потребность в семье,

домашнем уюте, но вместе с тем в обществе проявит

очарование и коммуникабельность. Кроме того, она станет

домовитой, чувствительной, богемной, доброй,

дипломатичной, ценящей семейные традиции и любящей

посидеть в одиночестве.

Плюсы и минусы имени Елена

Какие же плюсы и минусы можно отметить в имени Елена?

Положительно это имя характеризует его нежная красота,

привычность, хорошее сочетание с русскими фамилиями и

отчествами, а также наличие множества благозвучных

сокращений и уменьшительно-ласкательных форм,

таких как Лена, Леночка, Еленка, Ленуся, Ленуля, Ленчик.

А если учесть, что характер Елены также вызывает больше

позитивных, чем негативных эмоций, то явных минусов

в этом имени не просматривается.

Здоровье

Здоровье у Елены довольно крепкое, но у многих обладательниц

этого имени на протяжении жизни отмечаются проблемы с

поджелудочной железой, почками, кишечником или

позвоночником.

Любовь и семейные отношения

В семейных отношениях Елена проявляет большую заботу

о муже и детях, но всегда даёт понять, что стирка и уборка —

это не то, чем бы она хотела заниматься. В юности

довольно влюбчивая Елена, встретив своего будущего

супруга, преображается и, как правило, очень ревниво

относится к тому, что у мужа есть какие-то отдельные

от семьи увлечения. В спутники жизни она выбирает

мужчину со статусом или материальной перспективой,

но случается, что она влюбляется в человека, которого

просто пожалела.

Профессиональная сфера

Что касается профессиональной сферы, то из Елены

может получиться успешный художник, актриса, писатель,

журналист, психолог, дизайнер интерьеров, архитектор,

режиссёр, массажист, парикмахер.

Именины

Именины по православному календарю Елена отмечает