Когда лучше запоминается вечером или с утра. Правда ли, что выученное на ночь утром вспоминается лучше? Регулярные занятия с наставником

Невероятные факты

Хотите повысить продуктивность или похудеть? Если у вас это до сих пор не получается, возможно, вы делаете это в неподходящее время.

Согласно клиническому психологу Майклу Бреусу (Michael Breus), который специализируется на расстройствах сна, существует четыре типа людей в мире: "дельфины", "львы", "медведи" и "волки" .

У каждого из нас разный внутренний ритм, и потому наше тело лучше сжигает калории или вырабатывает гормоны в определенное время. К какому же хронотипу относитесь вы?

4 хронотипа людей

Дельфины


Личность: осторожный, интроверт, невротический, умный

Поведение: избегает рискованных ситуаций, стремится к совершенству, концентрируется на деталях.

Сон: просыпаются неотдохнувшими и остаются уставшими до вечера, когда они входят в ритм. Активнее всего они поздно ночью, а их продуктивность повышается рывками в течение дня.

Как настоящие дельфины, которые спят только одной половиной мозга, в то время как вторая половина следит за хищниками, "люди-дельфины" обладают чутким сном. Они могут много раз просыпаться и склонны к бессоннице из-за тревожности. Когда они просыпаются среди ночи, то склонны размышлять о своих ошибках или о том, что когда-то сказали.

Дельфины лучше работают в одиночестве, чем в команде, и они не склонны к конфронтации. Им даже не обязательно заниматься физическими упражнениями, чтобы похудеть, так как индекс массы тела у них обычно ниже среднего.

Львы


Личность: ответственный, стабильный, практичный, оптимист

Поведение: не останавливаются на достигнутом, отдают приоритет здоровью и физической форме, ищут положительного взаимодействия.

Сон: рано встают, чувствуют себя уставшими к вечеру и легко засыпают. Наиболее активны в полдень и наиболее продуктивны утром.

Львы в природе просыпаются до рассвета, чтобы поохотиться. "Люди-львы" также просыпаются до появления Солнца, голодны при пробуждении и после плотного завтрака готовы покорять цели, которые они себе поставили на день.

Они испытывают прилив энергии, когда сталкиваются с проблемами лицом к лицу, имея ясные цели и стратегический план к успеху. Большинство руководителей и предпринимателей - львы. Они также ценят хорошую физическую форму, так как это помогает им ставить и достигать целей.

Медведи


Личность: осторожные, экстраверты, дружелюбные и открытые.

Поведение : избегают конфликтов, стремятся быть здоровыми, отдают первостепенное значение счастью, находят утешение в знакомых вещах.

Сон : просыпаются в оцепенении, устают к середине или концу вечера, спят глубоко, но не так долго как им хотелось бы. Полны сил с середины утра до начала полудня и наиболее продуктивны незадолго до полудня.

Когда в природе медведи не находятся в спячке, они относятся к дневным животным - активны днем и отдыхают ночью. "Люди-медведи" предпочитают спать, по меньшей мере, 8 часов в сутки, если не больше.

Им требуется несколько часов, чтобы полностью проснуться утром, во время которых они чувствуют себя голодными. Можно сказать, что "медведи" все время голодны. Они едят при любой возможности, даже если сейчас не время приема пищи и не перекус.

Они обходительны и лишены драматизма, не будут плести интриги или винить других за их ошибки. Они - отличная компания для вечеринок.

Волки


Личность : импульсивные, пессимистичны, творческие, подвержены переменам настроения.

Поведение: рискуют, первостепенное значение придают удовольствию, ищут новизну, реагируют эмоционально.

Сон: тяжело просыпаются до полудня, но не устают до середины ночи и позже. Наиболее активны к 19 часам и наиболее продуктивны поздно утром и поздно вечером.

В природе волки активны после захода Солнца, и охотятся они стаями. "Люди-волки" также склонны к ночной жизни. Они не голодны после пробуждения, но становятся ненасытными ночью. Индекс массы тела у них от среднего до высокого. Из-за режима питания и неразборчивости в еде, они часто страдают от болезней, связанных с лишним весом.

Волки - творческие личности, непредсказуемы и их злит, если другие воспринимают их как "ленивых". Они склонны к расстройствам настроения, таким как депрессия и тревожность.

В какое время лучше ложиться спать


У каждого найдутся свои маленькие хитрости, которые помогают запоминать больше и лучше. От детского подкладывания книги со стихами под подушку до рисования скетчей своих мыслей. Наука же описывает ряд общих черт того, как человеческий мозг принимает новую информацию.

1. Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Другими словами, половина его мощности отводится обработке зрительных процессов, а оставшаяся часть делится среди остальных способностей организма. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства. Прекрасный тому пример - испытание , в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Зрение - настолько важная часть того, как мы интерпретируем мир, что оно может подавлять остальные чувства людей.

Ещё одно неожиданное открытие , связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Это факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

Изображения и анимация способны ускорить ваше обучение. Добавляйте каракули, фотографии или вырезки из газет и журналов к своим заметкам. Используйте цвета и диаграммы, чтобы проиллюстрировать новые знания.

2. Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины - шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) - чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям. В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.

3. Сон сильно влияет на память

Исследования показали , что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось , что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

wernerimages/Shutterstock.com

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

4. Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40% . Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные цифры: ограничение сна в первые 30 часов после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь по прошествии этих суток с хвостиком.

Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.

5. Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Подтверждением этому служит очень показательный эксперимент . Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

Подходите к обучению с позиции «наставников». Так ваше подсознание заставит мозг различать тонкости схожих определений, тщательно разбирать материал и копаться в нюансах.

6. Мы лучше учимся по тактике чередования

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй - вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом.

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.

Чтобы хорошо запомнить новую информацию, нужно учить перед сном. Для хорошего запоминания, конечно, необходимо высыпаться, как следует. Вероятно, поэтому и существует миф, что учить лучше всего непосредственно перед сном. Но на самом деле же всё верно с точностью до наоборот. Лучшее время для запоминания информации - утро. Попытки запоминания какой-либо информации вечером может лишь ухудшить эффективность памяти, так как возникает путаница "дневной" и "вечерней" информации. Да и нейрогормональный фон мозга благоприятен для запоминания как раз в утренние часы. В это время наблюдается наивысшая способность заучивать новые слова, даты и т.д., человек лучше сосредотачивается.

Можно обучаться во сне. Большое количество обучающих методик обещают быстрое обучение во сне, не тратя много времени. Фактически возможно обучение некоторым умениям во сне с помощью снов, а также "предсонного" состояния и перед пробуждением. Но перевести этот процесс в "промышленные" масштабы, к сожалению, практически невозможно. Количество знаний, усвоенных во сне, не поддается контролю. К тому же, при таком методе возможны нарушения нормального режима сна. Нормальное упорядочивание знаний во сне, полученных классическим методом - это естественный процесс. Вмешательство в этот процесс путем обучения во сне может привести к долговременным негативным последствиям и навредить здоровью.

Лучший способ запоминания - действие. Каждый в детстве использовал этот метод, занимаясь чистописанием. Конечно, такой способ достаточно эффективен по качеству запоминания, но не менее требователен к ресурсам (материальным, времени и т.д.). Например, Вы приобрели новую стиральную машину. Не будете же Вы самостоятельно изучать всевозможные функции и назначения кнопок, комбинации режимов. Скорее всего, Вы прочитаете инструкцию и по мере надобности будете открывать её снова и снова. Так и в жизни: совсем необязательно тратить её на самостоятельное практическое обучение. Но в некоторых областях принцип запоминания через действие действительно необходим - занятие спортом, игра на музыкальных инструментах, танцы и др.

Возможно обучение во время сна. Существо множество различных методик, которые обещают эффективное и быстрое запоминание во сне. Теоретически получить с помощью снов, а также в состоянии непосредственно перед засыпанием и перед пробуждением некоторые знания возможно. Но к сожалению невозможно контролировать количество информации запомненной таким образом. При таком методе ко всему прочему можно нарушить нормальный режим сна. Это объясняется тем, что во сне наш мозг упорядочивает информацию, усвоенную за день, и любое вмешательство в этот процесс (попытки обучения во сне) может привести к долговременным негативным последствиям.

У пожилых людей память ухудшается. Да, старение затрагивает и мозг, заставляя нас терять работоспособные нейроны, множество людей старше 80 лет страдают болезнью Альцгеймера. Но почему-то не все понимают, что память необходимо постоянно тренировать, начиная с молодости. И тогда с возрастом признаков ухудшения практически не будет заметно.

Если человек быстро вспоминает, то у него хорошая память. Тот факт, что Вы быстро вспоминаете необходимую информацию, ещё не говорит о крепкой памяти. Скорость вспоминания связана с таким параметром памяти, как извлекаемость, а вот время, в течение которого хранятся запомненные факты, зависит от стабильности памяти. И эти две величины никак не связаны между собой. Даже если вспоминаем мы быстро, стабильность памяти развить мы не можем. Подобное заблуждение существует, возможно, из-за того, что при обучении обычно та информация, которую легче затем вспомнить запоминается лучше и на более долгое время.

Если хорошо выучить один раз, информация никогда не забудется. Это одно из наиболее распространённых заблуждений о памяти. На самом деле наша долговременная память может очень долго хранить информацию, даже в течение нескольких десятков лет. Конечно, можно допустить, что для большинства людей срок хранения информации в полвека может считаться вечным, но с точки зрения физиологии любая информация имеет свойство со временем забываться, даже в долговременной памяти.

Наша память "безразмерна". Это заблуждение возникает, наверное, ещё в средней школе. Согласно исследованиям ученых, объём человеческого мозга всё-таки ограничен. Хотя вполне возможно, один человек из миллиона способен запомнить наизусть всю Британскую Энциклопедию. К тому же, для долговременного запоминания значительных объёмов информации требуется огромное количество операций в мозгу человека. И по статистике, большинство людей за всю жизнь запоминают лишь около 100 тысяч фактов. Да и нужно учитывать, что при запоминании слишком больших объемов информации увеличивается риск заболевания болезнью Альцгеймера.

Мнемотехника - уникальное и эффективное средство запоминания. Частично это правда. С помощью мнемонических методов действительно легче запомнить больше информации за меньший период времени. Но нельзя думать, что информацию достаточно просто представить в наиболее удобном виде с помощью мнемоники, и автоматически она запомнится навсегда. Такие способы позволяют сократить количество повторений при запоминании, но заставить Вас мгновенно запоминать большие объёмы информации они не смогут.

Человек ничего не забывает. Существуют различные программы обучения (например иностранному языку), которые основаны на утверждении, что все, что когда-либо узнал человек, остается в его памяти навсегда - просто надо уметь найти эти сведения. Но ведь на самом деле, любую информацию можно забыть, и даже собственное имя. Конечно вероятность, что это произойдёт, ничтожно мала, но всё же она существует.

Память даётся нам от рождения, и изменить её нельзя. Некоторые схватывают всё на лету, а есть люди, которым необходимо значительное время на запоминание. Отсюда и появляются убеждения, что все зависит от наследственности, от родителей и других факторов. Такого мнения придерживались даже некоторые известные психологи, такие как Вильям Джеймс. Однако исследования показали, что память можно и нужно развивать постоянными тренировками. Более способные ученики, как правило, просто умеет преобразовывать получаемую информацию в наиболее простую для запоминания форму. Сообразительные люди быстро анализируют сведения и организуют их так, чтобы запомнить быстро и по возможности надолго. Этому может научиться каждый, у более способных же это получается подсознательно. После прохождения недельного курса по мнемотехнике большинство студентов улучшают свои навыки запоминания. В их мозгу не происходит каких-либо кардинальных изменений, просто они учатся более грамотно обращаться с информацией. Повторение - мать учения.

Бездумное многократное повторение может негативно повлиять на процесс запоминания. Да и усвоенная ранее информация может от этого пострадать. Повторение может быть эффективным в определенные промежутки времени и с большими паузами между ними. Причём все сугубо индивидуально.

Память можно улучшить с помощью таблеток. На данный момент не существовует таблеток, непосредственно улучшающих память. Все препараты, которые считаются таковыми, просто улучшают общее состояние здоровья. В их состав входят небольшие дозы сахара, кофеина и т.д. Однако рассчитывать на них не стоит.

Это интересно. Известный профессор Джим Тулли (Jimm Tully) провел массу исследований для получения "таблетки памяти". И он создал нечто подобное. Однако такая таблетка захватывает не какие-то определенные воспоминания или области знаний, а всю память, все впечатления, всю мышечную, кратковременную память - все реакции за определенный период. В психологической науке есть дилемма "стабильность или пластичность". Природа решила ее на свой манер, и это очень трудно изменить.

Мы учимся всю жизнь, начиная с детского возраста и заканчивая глубокой старостью. Игра на гитаре, новое программное обеспечение, воспитание ребенка - мозг человека постоянно впитывает знания, правда, происходит это с разной скоростью. В детстве информация усваивается очень быстро, но чем старше мы становимся, тем труднее учиться.

Ниже вы увидите несколько способов, которые помогут хакнуть свой разум и заставить его работать быстрее и лучше.

Техническое обслуживание

Как и любой сложных механизм, мозг требует регулярного обслуживания, и, если вы не пренебрегаете этим, он сможет справиться с любой задачей. Несколько полезных привычек помогают держать мозг в идеальном состоянии, так что процесс обучения будет проходить быстрее и проще.

Занимайтесь спортом

Я не доверяю ни одной мысли, которая пришла не во время движения.

Отвлекайтесь от учебы

Нельзя каждый день заниматься только одним делом - работой или учёбой. Важно периодически отвлекаться на что-то другое, чтобы мозг за это время подвёл итоги и переработал информацию.

Если вы решите завести хобби, выбирайте деятельность, связанную с концентрацией и координацией рук и глаз, например жонглирование. Одно исследование показало, что жонглирование положительно влияет на работу мозга. Правда, положительные следствия проходили сразу после того, как люди бросали новое хобби.

Веселитесь

Смех - это лучший способ расслабиться и избежать эмоционального выгорания, особенно когда вам приходится учиться в ускоренном темпе. Доказано, что смех помогает находить решение проблем и проявлять креативность.

Как облегчить сам процесс познания?

Разминка для мозга

Прежде чем погрузиться в работу, можно немного развлечься, попутно настроив мозг на работу. Например, можно мысленно подбирать рифмы для слов или решить несложную задачку. Такой разогрев помогает расслабиться и настроиться на восприятие более сложных вещей.

Учиться вместе

Если ваше обучение напоминает штурм крепости, можно найти кого-нибудь для поддержки. Будь то группа, клуб или приятель - в команде проще сосредоточиться на материале и сделать сам процесс обучения более организованным.

Robert E. Kennedy Library at Cal Poly /flickr.com

Обустройте место

Окружающая обстановка очень важна для обучения. В идеале помещение должно быть чистым, тихим и свежим, но не помешает и разнообразие. Например, в хорошую погоду можете попробовать поработать в парке или в уютном кафе. Единственное, что не стоит смешивать, - обучение и . Даже если она очень удобная, кровать подсознательно ассоциируется со сном и отдыхом, так что вам будет труднее сосредоточиться .

Метапознание

Большинство советов, как улучшить процесс обучения, завязаны на метапознании. Это понятие можно определить как искусство осознания собственного сознания. Вы оцениваете своё мышление, свою способность выполнить задачу и цели, которые для этого подойдут.

Нужно отстраниться от первого впечатления о материале и оценить, насколько быстро вы усваиваете знания, есть ли какие-то проблемы и способы учиться более продуктивно.

Делайте одну вещь за один раз

Многозадачность - это настоящий талант, но, к сожалению, она снижает эффективность работы. Если одновременно выполнять несколько дел, невозможно полностью сконцентрироваться на них, так что время, нужное для решения задачи, увеличивается.


Не бойтесь неудач

Группа исследователей из Сингапура обнаружила, что люди, решающие сложные математические задачи без инструкций и помощи, чаще всего не справлялись. Однако в процессе они находили интересные идеи, которые помогали им в дальнейшем.

Это можно назвать «продуктивной неудачей» - когда опыт, полученный в процессе решения, не раз помогает в будущем. Так что не бойтесь ошибок: они вам пригодятся.

Проверьте себя

Не ждите последнего экзамена - почаще проверяйте себя сами или попросите друга, чтобы устроил вам небольшой тест. «Продуктивные неудачи» работают только с поиском решений, а если вы провалите экзамен, для которого требовалось механически запоминать материал, вашему обучению это не поможет, только помешает.

Сокращайте материал

Полезно дополнять свои конспекты визуальными элементами: графиками, диаграммами или картами.

Думайте, где это можно применить

Очень часто при изложении фактов и формул упускается сфера их применения. Сухие знания быстро забываются, и, если вы хотите надолго запомнить что-либо, постарайтесь самостоятельно найти этому применение в реальной жизни. Знание о том, как, где и зачем применять факты в реальной жизни, надёжно закрепят информацию в вашей памяти.

Применяйте разные методы

Чем разнообразнее источники получения знаний, тем больше вероятности, что они останутся в вашей памяти.

Согласованная работа разных областей мозга улучшает восприятие и сохранение информации.

Например, это может быть чтение статей, прослушивание аудиоматериалов, просмотр видео, написание или перепечатывание вручную, проговаривание вслух. Главное, не делайте всё одновременно.

Связывайте с уже имеющимися знаниями

Если вам удастся мысленно связать ваши знания с тем, что вы выучили раньше, это поможет учиться быстрее и эффективнее. Не оставляйте знания обособленно - встраивайте их в большую картину мира, которая есть в вашем мозгу.

У вас всё получится

Будьте в себе и знайте, что у вас всё получится. Не только потому, что это правда, но и потому, что вера в силу своего интеллекта действительно увеличивает его .