Многофункциональная дидактическая игра "Варись, варись, кашка..."
Автор методической разработки: Андриевская Наталья Михайловна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБОУ Школа №57 г.о. Самара.Описание работы: Данное пособие предназначено для непосредственно-образовательной и игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Обучающие направления пособия: ознакомление с окружающим и развитие речи.
"Варись, варись кашка..." представляет систему речевых игр и упражнений, направленных на развитие слуховой памяти и слухового внимания, словесно-логического мышления, воображения, мелкой и общей моторики. Данное пособие имеет многофункциональный характер, и может быть использовано на индивидуальных, на групповых занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Вариантов игры много, задания можно усложнять в зависимости от возраста дошкольников.
В процессе реализации игрового практического материала дети усваивают знания о каше как продукте здорового питания. Культура питания является важной частью общей культуры здорового и безопасного образа жизни дошкольников, что отражено в Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Многофункциональное дидактическое пособие "Варись, варись кашка..." адресовано учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям, родителям и предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет.
Цель пособия: развитие связной речи, формирование лексико-грамматических конструкций, обогащение словаря дошкольников посредством усвоения знаний о полезности каши как продукте здорового питания.
Задачи:
Образовательные
- закрепить умение называть и различать названия круп и каш;
- закрепить знания основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый);
- закрепить/формировать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- закрепить/формировать умение образовывать относительные прилагательные;
- закрепление различение понятий "фрукты", "ягоды";
- закрепление навыка чтения.
Развивающие
- развивать тактильное восприятие;
- развивать тонкую моторику пальцев рук;
- развивать любознательность;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать художественно-эстетическое восприятие дошкольников;
- закреплять навык чтения.
Воспитательные
- воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию;
- воспитывать уважительное отношение к взрослым;
- формировать позитивные установки к труду и творчеству;
- развивать у ребёнка способность общаться со сверстниками и взрослым в процессе совместной деятельности;
- способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий у дошкольников.
Комплектность пособия:
ламинированные макеты кастрюль разных цветов с прикреплёнными на двухсторонний скотч пакетиками с крупами - 8 штук, ламинированные макеты крышек к кастрюлям - 8 штук
прозрачные пакетики с крупами - 8 штук
тканевые мешочки с крупами - 8 штук,
ламинированные макеты тарелок с кашами (средний размер) - 8 штук, ламинированные макеты тарелок с кашами (большой размер) - 6 штук
ламинированные фигурки: фигурка девочки - 3 штуки, фигурка мальчика - 2 штуки, фигурка поварёнка - 1 штука
ламинированные макеты ягод, орехов и фруктов для украшения каши (на двухстороннем скотче)
печатные карточки с названиями каш - 6 штук
Варианты игр
I. Мамины помощники
Возраст детей:
3 - 4 года
Количество участников:
от 2 до 6 человек
Оборудование:
прозрачные пакетики с крупами - 4 штуки (манная крупа, гречневая крупа, гороховая крупа, пшённая крупа
), макеты кастрюль - 4 штуки (красная, жёлтая, синяя, зелёная
), макеты крышек к кастрюлям (соответствующие по цвету
), фигурка мальчика.
Описание игры:
1. Взрослый
знакомит детей с мальчиком
(показывает фигурку мальчика
), который очень любит каши.
2. Детям предлагается помочь маме сварить кашу. Взрослый
уточняет - из чего варят каши, раздаёт детям (или выкладывает на стол) . Дети рассматривают, ощупывают пакетики, называют цвет крупы и определяют, какая она на ощупь. Затем, с помощью взрослого
, уточняют название каждой крупы: белая, мелкая, мягкая - манная крупа
; жёлтая, мелкая, круглая, твёрдая - пшённая крупа
; твёрдая, тёмная, колючая - гречневая крупа
; твёрдая, светлая, гладкая, крупная - гороховая крупа.
3. Взрослый
спрашивает детей, в чём варят кашу, показывает макеты кастрюль
, дети называют цвета кастрюль. Далее детям предлагается "сварить" каши: манную - в жёлтой кастрюле, гороховую - в синей и так далее. (дети с помощью взрослого прикрепляют прозрачные пакетики с крупами к соответствующей кастрюле
)
4. "Чтобы каша сварилась быстрее" дети "накрывают" кастрюли крышками
, подобрав их по цвету. Каша готова!
II. Помоги поварёнку
Возраст детей:
4 - 5 лет
Количество участников:
от 2 до 8 человек
Оборудование:
прозрачные пакетики с крупами - 8 штук, тканевые (непрозрачные) мешочки с крупами - 8 штук, макеты кастрюль с прикреплёнными пакетиками с крупами - 8 штук, макеты тарелок с кашами (средний размер) - 8 штук, фигурка поварёнка
Описание игры:
1. Дети рассматривают, ощупывают прозрачные пакетики с крупами
, говорят название каждой крупы. Рассказывают, что варят из круп.
2. Дети помогают поварёнку определить крупу. Ощупывают тканевые мешочки с крупами
, называют, какая крупа в каждом мешочке.
3. Взрослый
показывает детям кастрюли с прикреплёнными пакетиками с крупами
. Дети рассказывают, какую кашу варят из каждой крупы.
4. Дети называют цвет
каждой кастрюли и кашу, которую поварёнок варит в каждой кастрюле (в оранжевой кастрюле поварёнок варит рисовую кашу, в голубой кастрюле поварёнок варит гречневую кашу и так далее
). Примечание:
можно провести игру "Что изменилось?", поменяв на кастрюлях пакетики с крупами.
5. Поварёнок
"угощает" всех кашей. Взрослый
раздаёт детям макеты тарелок с кашами
. Дети называют кашу в каждой тарелке и говорят, из какой крупы её сварил поварёнок.
III. Кулинарные художники
Возраст детей:
5 - 7 лет
Количество участников:
от 2 до 6 человек
Оборудование:
печатные карточки с названиями каш - 6 штук, макеты тарелок с кашами (большой размер) - 6 штук, макеты ягод, фруктов, орехов.
Описание игры:
1. Взрослый
предлагает детям стать кулинарными художниками и раздаёт печатные карточки с названиями каш.
2. Дети читают названия каш (самостоятельно или с помощью товарища). Каждый ребёнок выбирает тарелку
со "своей" кашей и говорит, какую кашу он будет украшать ("Я буду украшать манную кашу"и так далее
).
3. Выполнение аппликации "Вкусная каша". Дети украшают кашу фруктами, ягодами и орехами
. Рассказывают, чем украсили своё блюдо. Примечание:
как вариант игры - проведение конкурса "Самая красивая каша".
Елена Митюшкина
Уважаемые коллеги. Предлагаю еще одну игру, сделанную своими руками.
Наверное, в наше время, любую игру можно купить в магазине, но мне проще и интереснее сделать ее самой. Да и средства на покупку новой игры у воспитателей не всегда есть. Все мои игры просты и доступны в изготовлении. Очень надеюсь, что кому то пригодятся мои идеи.
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Поваренок »
Цель игры :
Упражнять детей в образовании относительных прилагательных
Развивать лексико – грамматический строй речи
Развивать познавательный интерес
Изготовление игры :
1. На большом листе цветного картона рисуем кастрюлю.
2. Делаем прорези, для того, чтобы можно было вставлять нужные картинки.
3. Подбираем соответствующие картинки. Я распечатала картинки из интернета. Также можно вырезать картинки из старых журналов и раскрасок.
«Сварить» в кастрюле можно все что угодно, в зависимости от целей и задач, которые вы ставите.
Ход игры:
Ребята, сегодня я предлагаю вам стать настоящими поварами и приготовить суп для нашего гостя Степашки. Кто хочет попробовать?
Выбирается один ребенок. На него надевается колпак и фартук.
Ребенок выбирает ингредиенты для супа и кладет в кастрюлю (вставляет в прорези, при этом проговаривает, что именно он делает.
Я кладу в суп картошку, морковь, лук, горох, соль.
Какой суп у тебя получился?
Гороховый.
Если ребенок затрудняется, то дети подсказывают ему.
Во втором варианте игры педагог сам готовит суп, целенаправленно допуская ошибки. Например, кладет в рыбный суп клубнику. Дети должны заметить ошибку и объяснить, почему этого делать нельзя. (Из клубники можно сварить компот, варенье) .
Также «приготовить» можно и кашу. Из риса-рисовая, из пшена-пшенная и т. д.
Моим детям игра очень понравилась и принесла много радости. Когда мы только знакомились с игрой, было много ошибок. Но сейчас, могу с уверенностью сказать, что мои дети правильно называют основные виды супов и каш, и знают, из чего их готовят.
Конспект
совместной деятельности учителя-логопеда
с детьми старшей логопедической группы «Цветочек»
(образовательная область «Речевое развитие»)
Деятельность: игровая
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие.
Интеграция детской деятельности:
коммуникативная;
восприятие художественной литературы и фольклора;
двигательная.
Составитель:
учитель-логопед
первой квалификационной категории
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №177»
Шалыгина Е.В.
Дидактическая игра «Веселые поварята»
Цель: формировать умение образовывать относительные прилагательные.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнять и расширять словарь по теме «Фрукты»;
- формировать умение образовывать относительные прилагательные;
- формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде;
- формировать обобщающее понятие «фрукты».
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевую деятельность детей;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;
- формировать восприятие, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную установку на участие в совместной деятельности;
- воспитывать активность, любознательность;
- формировать навыки взаимодействия детей друг с другом и со взрослым.
Оборудование: поварские колпаки; демонстрационные картинки с изображением фруктов: яблоко, груша, апельсин; «сухой» бассейн; муляжи фруктов; фруктовница; дидактическое пособие «Веселый повар» (рисунки: повар, банка с вареньем, стакан с соком, кастрюля, пирог); раздаточные картинки с изображением фруктов.
Логопед. Жили-были в одной сказочной стране веселые поварята. А что означает это слово?
Дети. Это дети на кухне, которые помогают повару.
Логопед. Они были очень забавные, веселые, потому что любили одновременно готовить и разговаривать, играть и вкусно поесть. А больше всего они любили разнообразные фрукты. Хотите побывать у поварят в гостях?
Дети. Да.
Логопед. Тогда начинаем наше волшебное превращение в поварят.
Логопед вместе с детьми проговаривает рифмовку, выполняют соответствующие движения.
Один, два, три! Дети приседают, обхватывают руками колени,
Пригибают голову.
Волшебство к нам Медленно выпрямляются,
Приходи! Встают в полный рост.
К солнцу потянулись, Поднимают руки вверх, встают на цыпочки.
Небу улыбнулись! Смотрят вверх и улыбаются.
Были мы ребята: Руки ставят на пояс,
Теперь мы поварята! Разводят руки в стороны .
Дети надевают поварские колпаки и подходят к логопеду.
Логопед. Сегодня мы с вами будем готовить разные блюда из фруктов.
Логопед. Что можно сделать из фруктов?
Дети. Из фруктов можно сварить компот, варенье, выжать сок, сделать начинку для пирога, салат.
Логопед. А из каких фруктов сварим компот, варенье, сок мы узнаем, если загадки отгадаем. Картинки помогут их отгадать.
На наборное полотно выставляются картинки с изображением фруктов: яблоко, груша, апельсин. Логопед загадывает детям загадки.
Я на лампочку похожа
И на Ваньку – встаньку тоже.
У меня румяный бок,
А откусишь – брызнет сок.
(Груша)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки.
(Апельсин)
Логопед. Апельсин, яблоко, груша – что это?
Дети. Фрукты.
Логопед. Какие еще фрукты вы знаете? Назовите их. (Ответы детей.)
Логопед. Где растут фрукты?
Дети. На деревьях, в саду.
На столе у логопеда "сухой" бассейн, наполненный горохом.
Логопед. Опустите руки в бассейн. Найдите, какие фрукты я там спрятала.
Дети по очереди достают фрукты, называют и кладут их в фруктовницу.
Дидактическая игра «Веселые поварята»
Логопед. Поварята, расскажите, что вы будете делать из этих сочных, ароматных фруктов, а поможет вам «Веселый повар».
На доску выставляются картинки - повар, банка с вареньем, стакан с соком, кастрюля, пирог. Логопед дает детям раздаточные картинки с изображением фруктов.
Логопед. Назовите, какой у вас фрукт, что из него приготовите и какой компот, сок, начинка для пирога или варенье получится?
Дети по очереди выходят к доске, ставят картинку к выбранному блюду и выполняют задание логопеда.
Дети. Я сварю компот из груши.
Логопед. Какой компот из груши?
Дети. Грушевый.
Дети. Я сварю варенье из яблок.
Логопед. Какое варенье из яблок?
Дети. Яблочное.
Дети отвечают.
Логопед. Молодцы, поварята, сегодня вы хорошо потрудились.
Логопед. Кем мы сегодня были? Что мы делали в Стране поварят? Какие блюда мы сегодня готовили? Понравилось ли вам быть поварятами?
Дети отвечают.
Наталья Щербинина
Дидактическая игра по развитию речи "Поварята "
Цель : образование относительных прилагательных по темам : "Фрукты", "Овощи", "Ягоды"
Средства реализации : Из плотного картона корзинка, банка под сок, кастрюля для приготовления первых блюд, кувшин для компота, бачонок для варенья.
Ход игры.
В игру могут играть как один ребенок , так и подгруппа детей.
1 вариант.
Каждый выбирает себе необходимый предмет для приготовления сока,компота,варенья и т. д. Учитель-логопед раскладывает картинки и просит детей выбрать себе по картинке и обьяснить -"Что он приготовил".
Скажи, как называется твое варенье (сок, джем и т. д.) .(У меня варенье из клубники - клубничное варенье; клубничный сок; клубничный джем).
2 вариант.
Учитель-логопед просит выбрать только фрукты, ягоды и т. д.
3 вариант.
Учитель-логопед просит детей выбрать те картинки, названия которых начинается на определенный звук (в начале, середине,в конце слова) .
Публикации по теме:
Дидактическая игра по ОБЖ Дидактические игры по ОБЖ. 1.«Опасно - неопасно» (1-7 слайд). Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; закреплять.
Дидактическая игра"Что вредно, что полезно" Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.
Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке» (Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию.
Задачи: помочь малышам развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепить название цветов.
Дидактическая игра «Звуко – буквики» Цель: Учить детей проводить звуковой анализ слов, вычленять словесное ударение. Закреплять умение определять.
Проект «Дошколята-поварята» МАДОУ ДС КВ «Солнышко» ПРОЕКТ «Дошколята - Поварята» Воспитатель: Ахрамеева Т. А. Актуальность: Ребёнку раннего возраста интересно.
Составила: воспитатель Долгова Елена Ивановна МБДОУ «Детский сад №103» г. Чебоксары Задачи: Обучающая: Закрепить знания детей о профессиях.
Пятница, 13 Апреля 2018 г. 11:25
+ в цитатник
В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.
Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.
Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.
Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Обучающие игры-занятия помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Решая несложные развивающие игровые задания каждый ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!
Дидактическая игра “Загадочный шар”.
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей путем многозначности слов. Составление простого описания предмета. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.
Развитие словесно-логического мышления через загадывание загадок.
Описание игры:
Вариант 1:
Ребята, сегодня на занятие пришел Незнайка. Он очень любит путешествовать на воздушном шаре. Шар бывает разный. Воздушный шар - он сделан из резины. Значит он какой? - …..Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар вы знаете? Окошко откроется лишь тогда, когда вы угадаете, какой еще может быть шар, обозначающий другой предмет. Как называется наша планета? - (Земля). Как можно назвать планету, где живут люди - … ЗЕМНОЙ ШАР. Солнечную планету можно назвать …- СОЛНЕЧНЫЙ ШАР. Спортсмены играют в теннис. Чем они играют? … ТЕННИСНЫЙ ШАР. Чем украшают елку на Новый Год? … ЁЛОЧНЫЙ ШАР. На клумбе зацвел красивый цветок, он желтого цвета и называется он… . ЗОЛОТОЙ ШАР
Вариант 2: Загадывание загадок. Окошко откроется, если правильно отгадаете загадку. Какие слова вам помогли ее отгадать?
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она - большущий шар. Сколько ни езди, ни ходи, Тебе конца тут не найти. (Земной шар ) |
Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все - (Солнце или солнечный шар) На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик ) |
Расцветает ландыш в мае, Астра осенью цветёт. А зимою расцветаю Я на ёлке каждый год. Целый год лежал на полке, Все забыли про меня. А теперь вишу на ёлке, Потихонечку звеня. (Шар) |
Дидактическая игра “Бюро находок”.
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по темам: “Перелетные птицы”, “Зимующие птицы”. Образование существительных с уменьшительными суффиксами. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени и прошедшего времени.
Описание игры: Вариант 1.
Умная птица, извольте спуститься.
Вы потеряли перо.
На желтой аллее, где клены алеют
Ждет вас находка в “Бюро”.
Давайте заглянем в “Бюро находок” и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья - ….Чье перо попало в бюро? - (воробьиное перо). Перо соловья …. Чье перо? - (соловьиное). Перо вороны… чье перо? - (воронье). Перо журавля… чье перо?- журавлиное и т.д.
Вариант 2.
- Назови ласково птиц. Соловей- соловушка, воробей- воробышек, ворона - воронушка, журавль- журавушка, журавлик и т. д.
- Давай назовем птиц, когда она одна и когда их много.
Один соловей- много соловьев, одна ворона -много ворон, один журавль- много журавлей и т.д.
3. Поиграем с птицами.Что делает птица?-…(летает птица- улетела птица- прилетит птица весной и т.д.)
Вариант 3.
В “Бюро находок” пришли дети, которые потеряли свою рукавицу, носок, шапочку. Помогите им найти свою рукавицу, свой носок, свою шапочку….
Дидактическая игра “Веселый поваренок”.
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме “Продукты питания. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Описание игры:
Вариант 1: Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.
“Мама каши наварила
Доченька послушала
И всю кашку... скушала!”
Отгадайте, из какой крупы мама сварила кашу? Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т.д.
Вариант 2: Мама пришла с работы и очень устала. Папа и дочка, (сынок) решили приготовить ужин. Вскипятили молоко и положили крупу. Вкусная получилась каша. Какую кашу будет кушать мама и вся семья? -… Каша из манки - манная; из риса - рисовая, из гречки -….; из пшена - … .
Тумченок Е.А. , учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ №66 “Забавушка” г. Нижневартовск.
Серия сообщений " ":
Часть 1 -
Часть 2 -
Часть 3 -
Часть 4 - Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР
Часть 5 -
Часть 6 -
...
Часть 21 -