Уменьшаемое вычитаемое разность таблица 1. Вычитание натуральных чисел. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Арифметические действия с числами

  1. Познакомить учащихся с названием компонентов и результатом действия вычитания.
  2. C разностью как выражением.
  3. Закреплять умение решать задачи.
  4. Развивать вычислительные навыки, внимание, мышление, память, воспитывать интерес к уроку математики.

Оборудование:

  1. Циферблат.
  2. Фигурка Незнайки.
  3. Домик Незнайки.
  4. Картинка “Старичок-Лесовичок”.
  5. Плакат “Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность”.
  6. Плакат “Лесная полянка”.
  7. Ягодки с примерами.
  8. Учебник.
  9. Тетрадь.

1. Организационный момент.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях сказочный герой Незнайка, он просит у вас помощи. Решил он приготовить необычные подарки для девочек из цветочного городка к 8 марта и отправился за подарками один, да вот беда, не смог пройти по дороге, так как не очень любил учиться в школе. Давайте поможем ему приготовить подарок для девочек. Вышел Незнайка из своего домика очень рано, другие коротышки еще спали. Посмотрите на часы и скажите, какое время показывают часы? (На циферблате 6 час. 30 мин), а теперь посмотрите на домик Незнайки и сосчитайте все прямоугольники.

Учитель указкой показывает числа и знак между ними, а дети устно считают.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Как найти разность чисел в математике

Слово «разность» может употребляться во многих значениях. Это может означать и разницу чего-либо, например, мнений, взглядов, интересов. В некоторых научных, медицинских и других профессиональных сферах этим термином обозначают разные показатели, к примеру, уровня сахара в крови, атмосферного давления, погодных условий. Понятие «разность», как математический термин тоже существует.

Арифметические действия с числами

Основными арифметическими действиями в математике являются:

Каждый результат этих действий также имеет своё название:

  • сумма - результат, получившийся при сложении чисел;
  • разность - результат, получившийся при вычитании чисел;
  • произведение - результат умножения чисел;
  • частное - результат деления.

Более простым языком объясняя понятия суммы, разности, произведения и частного в математике, можно упрощённо записать их лишь как словосочетания:

  • сумма - прибавить;
  • разность - отнять;
  • произведение - умножить;
  • частное - разделить.

Разность в математике

Рассматривая определения , что же такое разность чисел в математике, можно обозначить это понятие несколькими способами:

И все эти определения являются верными .

Как найти разницу величин

Возьмём за основу то обозначение разности, которое нам предлагает школьная программа:

  • Разностью называется результат вычитания одного числа из другого. Первое из этих чисел, из которого осуществляется вычитание, называется уменьшаемым, а второе, которое вычитают из первого, называется вычитаемым.

Ещё раз прибегнув к школьной программе, мы находим правило, как найти разность:

  • Чтобы найти разность, надо от уменьшаемого отнять вычитаемое.

Всё понятно. Но при этом мы получили ещё несколько математических терминов. Что они значат?

  • Уменьшаемое - это математическое число, от которого отнимают и оно уменьшается (становится меньше).
  • Вычитаемое - это математическое число, которое вычитают из уменьшаемого.

Теперь понятно, что разность состоит из двух чисел, которые для её вычисления должны быть известны. А как их найти тоже воспользуемся определениями:

  • Чтобы найти уменьшаемое, надо к вычитаемому прибавить разность.
  • Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность .

Математические действия с разностью чисел

Опираясь на выведенные правила, можно рассмотреть наглядные примеры. Математика, интереснейшая наука. Мы здесь возьмём для решения лишь самые простые цифры. Научившись вычитать их, вы научитесь решать и более сложные значения, трёхзначные, четырёхзначные, целые, дробные, в степенях, корнях, другие.

Простые примеры

  • Пример 1. Найти разницу двух величин.

20 - уменьшаемое значение,

Решение: 20 - 15 = 5

Ответ: 5 - разница величин.

  • Пример 2. Найти уменьшаемое.

32 - вычитаемое значение.

Решение: 32 + 48 = 80

  • Пример 3. Найти вычитаемое значение.

17 - уменьшаемая величина.

Решение: 17 - 7 = 10

Ответ: вычитаемое значение 10.

Более сложные примеры

На примерах 1-3 рассмотрены действия с простыми целыми числами. Но в математике разницу вычисляют с применением не только двух, но и нескольких чисел, а также целых, дробных, рациональных, иррациональных, др.

  • Пример 4. Найти разницу трёх значений.

Даны целые значения: 56, 12, 4.

56 - уменьшаемое значение,

12 и 4 - вычитаемые значения.

Решение можно выполнить двумя способами .

1 способ (последовательное отнимание вычитаемых значений):

1) 56 - 12 = 44 (здесь 44 - получившаяся разница двух первых величин, которая во втором действии будет уменьшаемым);

2 способ (отнимание из уменьшаемого суммы двух вычитаемых, которые в таком случае называются слагаемыми):

1) 12 + 4 = 16 (где 16 - сумма двух слагаемых, которая в следующем действии будет вычитаемым);

Ответ: 40 - разница трёх значений.

  • Пример 5. Найти разницу рациональных дробных чисел.

Даны дроби с одинаковыми знаменателями, где

4/5 - уменьшаемая дробь,

Чтобы выполнить решение, нужно повторить действия с дробями. То есть, надо знать как отнимать дроби с одинаковым знаменателем. Как обращаться с дробями, имеющими разные знаменатели. Их надо уметь привести к общему знаменателю.

Решение: 4/5 - 3/5 = (4 - 3)/5 = 1/5

  • Пример 6. Утроить разницу чисел.

А как выполнить такой пример, когда требуется удвоить или утроить разницу?

Вновь прибегнем к правилам:

  • Удвоенное число - это величина, умноженная на два.
  • Утроенное число - это величина, умноженная на три.
  • Удвоенная разность - это разница величин, умноженная на два.
  • Утроенная разность - это разница величин, умноженная на три.

7 - уменьшаемая величина,

5 - вычитаемая величина.

2) 2 * 3 = 6. Ответ: 6 - разница чисел 7 и 5.

  • Пример 7. Найти разницу величин 7 и 18.

7 - уменьшаемая величина;

Вроде всё понятно. Стоп! Вычитаемое больше уменьшаемого?

И опять есть применяемое для конкретного случая правило:

  • Если вычитаемое больше уменьшаемого, разница окажется отрицательной.

Ответ: - 11. Это отрицательное значение и есть разница двух величин, при условии, что вычитаемая величина больше уменьшаемой.

Математика для блондинок

Во Всемирной паутине можно найти массу тематических сайтов, которые ответят на любой вопрос. Точно так же в любых математических расчётах вам помогут онлайн-калькуляторы на любой вкус. Все расчёты, производимые на них, прекрасное подспорье для торопливых, нелюбознательных, ленивых. Математика для блондинок - один из таких ресурсов. Причём прибегаем к нему мы все, независимо от цвета волос, пола и возраста.

В школе подобные действия с математическими величинами нас учили вычислять в столбик, а позднее - на калькуляторе. Калькулятор - это также удобное подспорье. Но, для развития мышления, интеллекта, кругозора и других жизненных качеств, советуем производить арифметические действия на бумаге или даже в уме. Красота человеческого тела - это великое достижение современного фитнес-плана. Но мозг - это тоже мышца, которая требует иногда её качать. А значит, не откладывая, начинайте думать.

И пусть в начале пути вычисления сводятся к примитивным примерам, всё у вас впереди. А освоить придётся немало. Мы видим, что действий с разными величинами в математике множество. Поэтому кроме разницы необходимо изучить, как вычислить и остальные результаты арифметических действий:

  • сумму - сложением слагаемых;
  • произведение - умножением множителей;
  • частное - делением делимого на делитель.

Вот такая интересная арифметика.

obrazovanie.guru

Как найти уменьшаемое вычитаемое разность?

Ответы и объяснения

  • Вероника33
  • середнячок

Чтобы найти уменьшаемое нужно к разности прибавить вычитаемое.
Чтобы найти вычитаемое нужно из уменьшаемого вычесть разность.
Чтобы найти разность нужно из уменьшаемого вычесть вычитаемое.

  • Комментарии
  • Отметить нарушение

Чтобы найти уменьшаемое,надо к разности прибавить вычитаемое. возьмем уменьшаемое за Х
допустим Х — 1 = 3 чтобы найти Х, надо к разности, то есть, к 3, прибавить вычитаемое, то есть, 1 итого получим 4
а 4-1 = 3.

Вычитание чисел

Что такое вычитание?

Вычитание – это арифметическое действие обратное сложению, посредством которого из одного числа вычитают (отнимают) столько единиц, сколько их содержится в другом числе.

Число, из которого вычитают, называется уменьшаемым , число, которое указывает сколько единиц будет вычтено из первого числа, называется вычитаемым . Число, получаемое в результате вычитания, называется разностью (или остатком ).

Рассмотрим вычитание на примере. На столе лежит 9 конфет, если съесть 5 конфет, то их останется 4. Число 9 является уменьшаемым, 5 – вычитаемым, а 4 – остатком (разностью):

Для записи вычитания используется знак — (минус). Он ставится между уменьшаемым и вычитаемым, при этом уменьшаемое записывается слева от знака минус, а вычитаемое – справа. Например, запись 9 — 5 означает, что из числа 9 вычитается число 5. Справа от записи вычитания ставят знак = (равно), после которого записывают результат вычитания. Таким образом, полная запись вычитания выглядит так:

Эта запись читается так: разность девяти и пяти равняется четырём или девять минус пять равно четыре.

Чтобы в результате вычитания получить натуральное число или 0, уменьшаемое должно быть больше вычитаемого или равно ему.

Рассмотрим, как, используя натуральный ряд, можно выполнить вычитание и найти разность двух натуральных чисел. Например, нам необходимо вычислить разность чисел 9 и 6, отметим в натуральном ряду число 9 и отсчитаем от него влево 6 чисел. Получим число 3:

Вычитание также можно использовать для сравнения двух чисел. Желая сравнить между собой два числа, мы задаёмся вопросом, на сколько единиц одно число больше или меньше другого. Чтобы узнать это, надо из большего числа вычесть меньшее. Например, чтобы узнать, на сколько 10 меньше 25 (или на сколько 25 больше 10), надо из 25 вычесть 10. Тогда найдём, что 10 меньше 25 (или 25 больше 10) на 15 единиц.

Проверка вычитания

где 15 – это уменьшаемое, 7 – это вычитаемое, а 8 – разность. Чтобы узнать правильно ли было выполнено вычитание, можно:

  1. вычитаемое сложить с разностью, если получится уменьшаемое, то вычитание было выполнено верно:
  • от уменьшаемого отнять разность, если получится вычитаемое, то вычитание было выполнено верно:

    Конспект урока «Нахождение неизвестного уменьшаемого»

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №565 Кировского района

    Тема: «Нахождение неизвестного уменьшаемого»

    Малина Анастасия Геннадьевна

    Тема : нахождение неизвестного уменьшаемого.

    Цель урока : создание условий для формирования представлений об арифметических действиях с неизвестным уменьшаемым.

    повторить названия компонентов разности;

    учить находить неизвестное уменьшаемое через решение арифметических примеров;

    учить делать правильную запись при решении примеров с неизвестным уменьшаемым.

    закреплять знания таблицы умножения;

    осуществлять коррекцию мышления за счет упражнений на установление простых закономерностей;

    совершенствовать навык устного счета;

    воспитание уважительного отношения к собственному труду и труду окружающих;

    воспитание эмоциональной адекватности поведения.

    Словарь : уменьшаемое, вычитаемое, разность.

    Оборудование : набор цифровых карточек, индивидуальный раздаточный материал, учебник, правило на доску.

    Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, информационно-компьютерная, коррекционно- развивающая.

    Приготовление рабочего стола.

    Проверка домашнего задания.

    Записываем в тетради сегодняшнее число, «Классная работа».

    Проведем математическую гимнастику. Устно отвечаем. (таблица умножения на каждому ученику индивидуально).

    Ученики считают устно.

    Сегодня будем решать примеры с неизвестным уменьшаемым. Записываем тему урока. Но для начала вспомним, что такое уменьшаемое.

    Запись темы на доске.

    Вывесить памятку на доску.

    Изучение нового материала.

    У меня на доске пять красных яблока. Одно я убрала. Осталось 4. Запишем это как математический пример. 5-1 = 4.

    Мы выполнили действие вычитание. Вспомним, как называются числа при вычитании.

    А что, если мы не будем знать, сколько яблок у нас было. А будем знать только, что убрали 1 яблоко, а осталось 4. Как найти, сколько было? Что будем искать? Уменьшаемое.

    Давайте посмотрим, что мы делали. Мы к разности (остатку) прибавили вычитаемое.

    Мы с вами только что сами сформулировали правило. Откройте страницу 16, прочитаем правило в рамочке.

    Теперь предлагаю потренироваться в поисках неизвестного уменьшаемого. Обычно, неизвестное уменьшаемое обозначают, как Х.

    Решать будем так:

    Работа с доской.

    Записать в тетради названия чисел при вычитании.

    Пример на доске. Памятка о названиях компонентов действия вычитания.

    Стр. 16 правило читаем хором.

    Правило на доску.

    С. 17, упр. 86/ с. 16 упр. 83, 84

    Мы сегодня находили неизвестное уменьшаемое. Вспомним правило. Как мы обозначаем неизвестное уменьшаемое?

    О чем мы с вами сегодня говорили?

    Что больше всего понравилось?

    Сегодня особенно хорошо занимались…..

    В следующий раз будут лучше работать ….

    Стр. 17, упр. 85, выучить правило с. 16/ стр. 17 упр. 88

    Оценка работы учеников

    Литература: Пе рова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -- 408 с.: ил. - (Коррекционная педагогика) .

    Если к разности (остатку) прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое.

    уменьшаемое вычитаемое разность

    • Малина Анастасия Геннадьевна
    • 08.11.2016

    Номер материала: ДБ-331031

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Вы первый можете оставить свой комментарий

    Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

    Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

    Сертификат о создании сайта

    Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

    Грамота за использование ИКТ в работе педагога

    Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО

    Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

    Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

    Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

  • Тема : «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

    Класс : 1.

    УМК: «Школа России»

    Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания: названия компонентов действий при вычитании, способствовать развитию вычислительных навыков.

    Задачи урока:

    Познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

    Способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

    Формирование коммуникативных УУД учащихся.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент .

    Психологический настрой учащихся.

    Учитель - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

    Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

    Математика

    2. Актуализация знаний

    Учитель - Начнём мы наш урок с разминки

    Самое большое однозначное число. (9)

    - Сколько дней в неделе? (7)

    Сколько ног у паука? (8)

    Каким числом обозначаем пару предметов? (2)

    У какого числа «соседи» 4 и 6? (5)

    На сколько 6 меньше, чем 7? (1)

    Как называется выражение со знаком или

    Что получается в результате сложения? (сумма)

    Как называется фигура, у которой все стороны равны? (квадрат)

    Учитель - У кого не так?

    (3 человека подняли руку)

    Что надо вам повторить, чтобы не было ошибок?

    Дети : - Мне надо повторить название компонентов

    А мне правильно решать задачи.

    Учитель - Молодцы, что смогли найти свои ошибки. В следующий раз будьте внимательными.

    Согните листок (квадратной формы) по диагонали. Какая фигура у вас получилась?

    Дети : - Получился треугольник

    Учитель - А если сложить 2 треугольника? Какая фигура получится? (работа в паре)

    Дети : - У нас с Артёмом получился квадрат

    А у нас большой треугольник.

    Учитель - А из 4 треугольников какую фигуру можно построить?

    (работа в группах из 4 человек).

    Дети повернулись на соседнюю парту и стали строить различные фигуры.

    ИТОГ. Молодцы! С заданием справились. У вас получились разные фигуры, потому что вы тоже разные и думаете по-разному.

    3. Работа над новой темой

    Учитель - Сегодня мы отправляемся в сказку, героиня которой живёт в одном из домиков.

    Учитель - Чтобы узнать, надо выполнить задание:

    Учитель - На какие 2 группы можно разделить эти выражения?

    Дети : - Можно разделить на сложение и вычитание.

    Учитель - Запишите эти выражения в два столбика.

    (Дети записывают выражения в тетради)

    Учитель - Что общего в выражениях первого столбика?

    Дети: - В этих выражениях ответ 5

    Учитель - Наша героиня живёт в домике №5.

    – Вы её узнали?

    Дети: - Это Красная Шапочка

    Учитель - Однажды Красная Шапочка отправилась через лес навестить бабушку. И только она вошла в лес, как перед ней откуда ни возьмись, появился Волк.

    Но надо вам сказать, что Волк в нашей сказке был очень вежливым, чрезвычайно обходительным и предложил девочке проводить её.

    Лес тот был необычным, потому что в нём жили удивительные животные: все они учились в лесной школе, были любознательными, читали разные книги, а поэтому знали много интересного. А знаете ли вы, что сегодня в лесу объявлен День Знаний, и все лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания?

    Волк первым предложил выполнить его задание.

    Учитель - Прочитайте математическую запись, используя названия чисел при сложении.

    Дети : - Первое слагаемое - 2, второе слагаемое -3, значение суммы равно 5

    (Ребята читают все записи).

    Учитель - А теперь прочитайте математическую запись, используя названия чисел при вычитании.

    (дети молчат)

    4. Постановка учебной проблемы (2 мин)

    Учитель - Вы смогли выполнить задание?

    Дети : - Нет

    Учитель - В чём затруднение?

    Дети : - Мы не знаем, как называются числа при вычитании

    Учитель - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

    Дети : - Названия чисел при вычитании

    Учитель - Чему мы должны научиться?

    Дети : - Мы должны научиться называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание

    Учитель - Сегодня мы с вами попробуем сделать открытие.

    (Каждая группа получает по 3 конверта с карточками.

    В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое.

    Во 2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое.

    В 3 конверте – разность, равняемость, результаемость.)

    Учитель - При вычитании первое число уменьшается, значит, как его можно назвать?

    Выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой.

    (ребята выполняют задание)

    Учитель - Второе число вычитают, значит, как его можно назвать?

    Возьмите второй конверт и выберите правильное название.

    Учитель - Третье число показывает разницу между первым числом и вторым, значит, как его можно назвать?

    С третьим конвертом сделайте то же самое.

    Перед вами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания?

    Дети : - Проверить можно по учебнику.

    Учитель - Давайте откроем учебник на с.27 и прочитаем, правильно ли вы догадались.

    (ученики открыли учебник и проверяют)

    Молодцы. Верно выбрали названия.

    Страница учебника:

    А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания.

    УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ

    Итог: с заданием волка мы справились и узнали названия чисел при вычитании. Отправляемся дальше в путь

    5. Первичное закрепление

    Учитель - Преодолев некоторое расстояние по лесу, наших героев встретила

    Лоиосоао

    (ответ: лиса. Надо убрать повторяющиеся буквы)

    Работа в группах.

    Учитель - Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания.

    (Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)

    Каждой группе даётся лист А4 и маркер.

    Учитель - Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение.

    Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой.

    Примерное объяснение детей:

    Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5.

    Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания.

    Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки.

    Молодцы! И с этим заданием вы справились.

    А зайчик приглашает вас отдохнуть.

    Физкультминутка.

    Ребята танцуют под музыку.

    6. Повторение. Решение задачи

    Учитель Следующим на тропинку вышел

    Учитель - Он предлагает

    Прочитайте задачу № 2, с.27.

    О чём говорится в этой задаче?

    Прочитайте условие задачи. Что известно?

    Что нужно узнать в задаче?

    Перед вами две краткие записи.


    Учитель - Какая подойдёт к нашей задаче? Почему?

    Дети – Подойдёт вторая, потому что яблок осталось меньше.

    Учитель - Поднимите руки те ребята, которые не знают, как решить эту задачу?

    Запишите решение и ответ самостоятельно.

    (При проверке используем названия компонентов действия вычитания.)

    Проверка.

    Поднимите руки те, кто выполнил по-другому.

    (Все дети с задачей справились)

    7. Самостоятельная работа.

    Учитель - А теперь я предлагаю поработать самостоятельно. Откройте тетради на печатной основе.

    Печатная тетрадь стр. 16 №1 (по вариантам)

    1 вариант выполняет 1 строчку, а 2 вариант – 2 строчку.

    Взаимопроверка.

    (на доске висит образец)

    Итог: при выполнении этого задания было допущено 4 ошибки при вычислении.

    Так незаметно вышли наши герои к домику бабушки.

    Бабушка очень обрадовалась гостям. Угостить она решила внучку и волка яблочками и попросила выполнить задание: на яблочке запишите следующее выражение:

    Уменьшаемое – 7, вычитаемое – 3. Найдите значение разности.

    (Дети получили вырезанные яблочки и на них пишут выражение)

    А теперь проверьте правильность выполнения задания (на доске образец).

    (Все ребята справились с этим заданием)

    8. Итог урока.

    - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Дети: - Мы сегодня на уроке мы узнали, как называются числа при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

    9 .Рефлексия.

    Какое настроение у вас в конце урока?

    Нарисуйте на яблочке смайлик и покажите.

    Благодарю вас за урок, вы меня очень порадовали, и у меня сейчас тоже радостное настроение.

    Урок окончен.

    Открытый урок

    Предмет : математика.

    Тема :

    Класс : 1.

    УМК: «Школа России»

    Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания: названия компонентов действий при вычитании, способствовать развитию вычислительных навыков.

    Задачи урока:

    Формирование коммуникативных УУД учащихся.

    Тип урока:

    ХОД УРОКА 1. Организационный момент . Психологический настрой учащихся. Учитель - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
    2. Актуализация знаний Учитель - Начнём мы наш урок с разминки. Поиграем в игру «Крестики-нолики». Условия игры: если высказывание правильное, то ставим крестик, а если нет – нолик. (дети получили листочки с игровым полем) 1. Сумма чисел 4 и 3 равна 6 (нолик) 2. Если уменьшить 10 на 3, то получится 7. (крестик) 3. В тарелке лежало 7 яблок, съели 2 яблока. На тарелке осталось 5 яблок. (крестик) 4. 8 это 7 и 2 (нолик) Проверка по образцу.

    О 1


    Учитель - У кого не так? (3 человека подняли руку) Что надо вам повторить, чтобы не было ошибок? Дети : - Мне надо повторить название компонентов - А мне правильно решать задачи. Учитель - Молодцы, что смогли найти свои ошибки. В следующий раз будьте внимательными. Согните листок (квадратной формы) по диагонали. Какая фигура у вас получилась? Дети : - Получился треугольник Учитель - А если сложить 2 треугольника? Какая фигура получится? (работа в паре) Дети : - У нас с Артёмом получился квадрат - А у нас большой треугольник. Учитель - А из 4 треугольников какую фигуру можно построить?

    (работа в группах из 4 человек).

    Дети повернулись на соседнюю парту и стали строить различные фигуры.

    ИТОГ. Молодцы! С заданием справились. У вас получились разные фигуры, потому что вы тоже разные и думаете по-разному.
    3. Работа над новой темой Учитель - Сегодня мы отправляемся в сказку, героиня которой живёт в одном из домиков.

    Учитель - Чтобы узнать, надо выполнить задание:
    Учитель - На какие 2 группы можно разделить эти выражения? Дети : - Можно разделить на сложение и вычитание. Учитель - Запишите эти выражения в два столбика. (Дети записывают выражения в тетради)
    Учитель - Что общего в выражениях первого столбика? Дети: - В этих выражениях ответ 5 Учитель - Наша героиня живёт в домике №5. – Вы её узнали? Дети: - Это Красная Шапочка
    Учитель - Однажды Красная Шапочка отправилась через лес навестить бабушку. И только она вошла в лес, как перед ней откуда ни возьмись, появился Волк.
    Но надо вам сказать, что Волк в нашей сказке был очень вежливым, чрезвычайно обходительным и предложил девочке проводить её.
    Лес тот был необычным, потому что в нём жили удивительные животные: все они учились в лесной школе, были любознательными, читали разные книги, а поэтому знали много интересного. А знаете ли вы, что сегодня в лесу объявлен День Знаний, и все лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания? Волк первым предложил выполнить его задание. Учитель - Прочитайте математическую запись, используя названия чисел при сложении. Дети : - Первое слагаемое - 2, второе слагаемое -3, значение суммы равно 5 (Ребята читают все записи). Учитель - А теперь прочитайте математическую запись, используя названия чисел при вычитании. (дети молчат)

    4. Постановка учебной проблемы (2 мин)

    Учитель - Вы смогли выполнить задание? Дети : - Нет Учитель - В чём затруднение? Дети : - Мы не знаем, как называются числа при вычитании Учитель - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? Дети : - Названия чисел при вычитании Учитель - Чему мы должны научиться? Дети : - Мы должны научиться называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание

    Учитель - Сегодня мы с вами попробуем сделать открытие. (Каждая группа получает по 3 конверта с карточками. В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое. Во 2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое. В 3 конверте – разность, равняемость, результаемость.)
    Учитель - При вычитании первое число уменьшается, значит, как его можно назвать? Выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой. (ребята выполняют задание) Учитель - Второе число вычитают, значит, как его можно назвать? Возьмите второй конверт и выберите правильное название. Учитель - Третье число показывает разницу между первым числом и вторым, значит, как его можно назвать? С третьим конвертом сделайте то же самое. Перед вами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания? Дети : - Проверить можно по учебнику. Учитель - Давайте откроем учебник на с.27 и прочитаем, правильно ли вы догадались. (ученики открыли учебник и проверяют) - Молодцы. Верно выбрали названия. Страница учебника:

    А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания.
    УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ


    Итог: с заданием волка мы справились и узнали названия чисел при вычитании. Отправляемся дальше в путь
    5. Первичное закрепление Учитель - Преодолев некоторое расстояние по лесу, наших героев встретила Лоиосоао (ответ: лиса. Надо убрать повторяющиеся буквы)

    Работа в группах. Учитель - Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания. (Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)
    Каждой группе даётся лист А4 и маркер. Учитель - Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение. Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой. Примерное объяснение детей: Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5. Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания. Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки. Молодцы! И с этим заданием вы справились.
    А зайчик приглашает вас отдохнуть.

    Физкультминутка.

    Ребята танцуют под музыку.

    6. Повторение. Решение задачи
    Учитель Следующим на тропинку вышел Кижё (ответ: ёжик. Надо прочитать справа налево)


    Учитель - Он предлагает - Прочитайте задачу № 2, с.27. О чём говорится в этой задаче? Прочитайте условие задачи. Что известно? Что нужно узнать в задаче? Перед вами две краткие записи.

    Учитель - Какая подойдёт к нашей задаче? Почему? Дети – Подойдёт вторая, потому что яблок осталось меньше. Учитель - Поднимите руки те ребята, которые не знают, как решить эту задачу? Запишите решение и ответ самостоятельно. (При проверке используем названия компонентов действия вычитания.) Проверка. Поднимите руки те, кто выполнил по-другому. (Все дети с задачей справились)
    7. Самостоятельная работа. Учитель - А теперь я предлагаю поработать самостоятельно. Откройте тетради на печатной основе. Печатная тетрадь стр. 16 №1 (по вариантам) 1 вариант выполняет 1 строчку, а 2 вариант – 2 строчку.


    Взаимопроверка. (на доске висит образец) Итог: при выполнении этого задания было допущено 4 ошибки при вычислении.

    Так незаметно вышли наши герои к домику бабушки.


    Бабушка очень обрадовалась гостям. Угостить она решила внучку и волка яблочками и попросила выполнить задание: на яблочке запишите следующее выражение: Уменьшаемое – 7, вычитаемое – 3. Найдите значение разности.
    (Дети получили вырезанные яблочки и на них пишут выражение)

    А теперь проверьте правильность выполнения задания (на доске образец). (Все ребята справились с этим заданием)
    8. Итог урока. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? Дети: - Мы сегодня на уроке мы узнали, как называются числа при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

    9 .Рефлексия. - Какое настроение у вас в конце урока? Нарисуйте на яблочке смайлик и покажите. Благодарю вас за урок, вы меня очень порадовали, и у меня сейчас тоже радостное настроение. Урок окончен.

    Самоанализ урока математики в 1 классе

    учителя начальных классов

    Николаевой Светланы Михайловны


    Предмет : математика.

    Тема : «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

    Класс : 1.

    УМК: «Школа России»

    Цель: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов (познакомить учащихся с компонентами вычитания), способствовать развитию вычислительных навыков.

    Задачи урока:

    Познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

    Способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

    Воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

    Планируемые образовательные результаты:

    Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

    Метапредметные :

      регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

      познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

      коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

    Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

    Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

    Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

    Оборудование:

      учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;

      компьютер, мультимедийный проектор;

      Рабочая тетрадь к учебнику

      сигнальные карточки;

      опорные схемы, карточки для самостоятельной работы.

    Урок проводился в 1 «а» классе. В нем обучается 25 человек, 2 из которых детский сад не посещали. По результатам диагностики уровня развития, высокий уровень развития имеют 3 ученика (12 %), средний уровень – 15 учеников (60 %), низкий уровень развития – 7 учеников (28 %).

    Данный урок № в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
    На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Как? В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Свой урок я строила в соответствии с требованиями, заложенными в ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

    На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.
    Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.
    Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

    На уроке были использованы следующие формы и методы обучения:
    словесные (устное сообщение, диалог);
    наглядные (мультимедийная презентация этапов урока);
    методы устного и письменного контроля и самоконтроля;
    практические (участие в «превращении» одной фигуры в другую);
    проблемно-поисковый метод (при подборе названий компонентов действий).
    В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
    - в парах;
    - групповая.
    На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Тем самым формировались регулятивные УУД.

    В ходе работы ребята показали высокий уровень усвоения материала, сформированность вычислительных умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
    Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

    Это был урок ОНЗ. На уроке вводились понятия «уменьшаемое, вычитаемое, разность». Для самоопределения к деятельности была создана проблемная ситуация, которая продемонстрировала учащимся недостаток математических знаний. Учащиеся учились определять тему урока и формулировать ближайшую учебную цель. В результате групповой работы были выдвинуты предположения детей, как назвать числа при вычитании. Предположения детей были проверены с помощью учебника. Эта работа проводилась для того, чтобы учащиеся учились добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Для закрепления изученного материала через деятельность детей была поставлена ещё одна цель урока: научиться записывать и составлять разности. Для этого использовался игровой момент. Проверка знаний осуществлялась в ходе самостоятельной работы в рабочих тетрадях, которая содержала задания разного уровня сложности. Самостоятельная работа проверялась в результате пошаговой самопроверки по образцу. Проведена самооценка. Обратная связь осуществлялась при работе с математическим веером, смайликами.

    Проверка сформированности умений и навыков была организована в течение всего урока:

    Ответы на вопросы учителя;

    Устный счет;

    Арифметический диктант;

    Решениезадач изученных видов.

    Разнообразие форм организации учебной работы:

    Фронтальная;

    Парная;

    Индивидуальная.

    Создание эмоционально-благоприятной ситуации:

    Игровые приемы;

    Занимательный материал для счета;

    Задания, направленные на развитие пространственного мышления.

    Виды контроля:

    Ученик - ученик (при групповой работе и работе в парах)

    Самоконтроль

    Ученик - учитель (сравнение своей работы с образцом)

    На различных этапах урока применялись методы:

    Словесный;

    Наглядный.

    Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет:

    Правильной регламентации продолжительности и рационального чередования различных видов деятельности;

    Использование наглядного метода обучения;

    Присутствие диалога между учителем и учащимися;

    Моменты переключения с одного вида деятельности на другой;

    Поддержание интереса к процессу обучения через нестандартные задания, задания развивающего характера.

    Психологическая атмосфера поддерживалась за счет демократического стиля общения, создания ситуации успеха для каждого ученика, стимулирование активности учащихся, что обеспечивает эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.

    Считаю, что все поставленные на уроке задачи были реализованы. Ребята усвоили материал, с учетом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок.
    Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
    Итог урока был подведён. Учащиеся учились задавать друг другу вопросы по теме урока и отвечать на них. В завершении урока бал проведён самоанализ деятельности учеников на уроке. Свою работу на уроке дети оценили с помощью смайликов. Считаю, что урок цели достиг.

    Вычитание - это арифметическое действие обратное сложению, посредством которого из одного числа вычитают (отнимают) столько единиц, сколько их содержится в другом числе.

    Число, из которого вычитают, называется уменьшаемым , число, которое указывает сколько единиц будет вычтено из первого числа, называется вычитаемым . Число, получаемое в результате вычитания, называется разностью (или остатком ).

    Рассмотрим вычитание на примере. На столе лежит 9 конфет, если съесть 5 конфет, то их останется 4. Число 9 является уменьшаемым, 5 - вычитаемым, а 4 - остатком (разностью):

    Для записи вычитания используется знак - (минус). Он ставится между уменьшаемым и вычитаемым, при этом уменьшаемое записывается слева от знака минус, а вычитаемое - справа. Например, запись 9 - 5 означает, что из числа 9 вычитается число 5. Справа от записи вычитания ставят знак = (равно), после которого записывают результат вычитания. Таким образом, полная запись вычитания выглядит так:

    Эта запись читается так: разность девяти и пяти равняется четырём или девять минус пять равно четыре.

    Чтобы в результате вычитания получить натуральное число или 0, уменьшаемое должно быть больше вычитаемого или равно ему.

    Рассмотрим, как, используя натуральный ряд, можно выполнить вычитание и найти разность двух натуральных чисел. Например, нам необходимо вычислить разность чисел 9 и 6, отметим в натуральном ряду число 9 и отсчитаем от него влево 6 чисел. Получим число 3:

    Вычитание также можно использовать для сравнения двух чисел. Желая сравнить между собой два числа, мы задаёмся вопросом, на сколько единиц одно число больше или меньше другого. Чтобы узнать это, надо из большего числа вычесть меньшее. Например, чтобы узнать, на сколько 10 меньше 25 (или на сколько 25 больше 10), надо из 25 вычесть 10. Тогда найдём, что 10 меньше 25 (или 25 больше 10) на 15 единиц.

    Проверка вычитания

    Рассмотрим выражение

    где 15 - это уменьшаемое, 7 - это вычитаемое, а 8 - разность. Чтобы узнать правильно ли было выполнено вычитание, можно:

    1. вычитаемое сложить с разностью, если получится уменьшаемое, то вычитание было выполнено верно:
    2. от уменьшаемого отнять разность, если получится вычитаемое, то вычитание было выполнено верно: