Методическая служба в образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования. Организация работы методической службы в образовательном учреждении Что включает в себя деятельность методической службы

К основным направлениям деятельности методической службы относятся:

1. Аналитическая деятельность:

· мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения;

· создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения (с методической точки зрения);

· изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;

· выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

· сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;

· изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.

2. Информационная деятельность:

· формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);

· ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

· ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности округа, города, России, зарубежных стран;

· информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

· создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.

3. Организационно-методическая деятельность:

· изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;

· прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников образовательного учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

· организация работы методических объединений педагогических работников образовательного учреждения;

· организация взаимодействия с методическими объединениями других образовательных учреждений;

· участие в разработке содержания компонента образовательных стандартов образовательного учреждения, элективных курсов для предпрофильной подготовки;



· участие в разработке программы развития образовательного учреждения;

· организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательном учреждении;

· методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;

· помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;

· подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников образовательного учреждения;

· организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;

· взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования и др.

4. Консультационная деятельность:

· организация консультационной работы для педагогических работников образовательного учреждения по вопросам методики преподавания и воспитания;

· популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.

Формы работы методической службы образовательного учреждения

Общая структура форм методической работы образовательного учреждения.

1. Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников учреждения образования :

· курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);

· обучающие семинары;

· теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);



· школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);

· участие в работе сетевых сообществ Интернета;

· научно-методические конференции;

· круглые столы;

· мастер-классы;

· постоянно действующие семинары;

· деловые игры;

· единые методические дни по учебным дисциплинам;

· методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);

· самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;

· наставничество;

· консультирование по научно-методическим вопросам;

· индивидуальная методическая помощь;

· стажировка;

· работа над личной методической темой;

· иннновационная работа;

· экспертиза результатов педагогической деятельности;

· диагностика затруднений;

· творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли и др;

2. Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности :

· инновационная работа;

· работа в творческих группах;

· практические семинары по направлениям деятельности образовательного учреждения;

· фестивали (например, педагогических технологий);

· открытые уроки;

· мастер-классы;

· творческие отчёты;

· конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;

· печатные издания школы, в том числе на электронных носителях и др.

3. Формы информационно-методической работы :

· изучение информационных запросов педагогических кадров;

· формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;

· обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;

· создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов;

· размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте;

· освещение деятельности педагогов в СМИ и др.

По широте одновременного охвата методической работой ее формы можно разделить на коллективные и индивидуальные.

К коллективным формам работы можно отнести:

· семинары;

· практикумы;

· научно-практические конференции;

· школьные методические объединения (МО);

· кафедры;

· школы передового опыта;

· временные творческие учителей;

· школьные методические кабинеты.

К индивидуальным формам работы относятся:

· индивидуальные консультации;

· наставничество;

· стажировка;

· работа над личной методической (творческой) темой;

· индивидуальное самообразование.

Безусловно, это лишь приблизительные перечни форм методической работы и в реальной практике они должны активно пересекаться и дополнять друг друга.

Методические объединения

Под методическим объединением понимается объединение учителей, работа которого нацелена на преломление общепедагогических положений, применительно к педагогической практике конкретного образовательного учреждения.

Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметный и проблемный. При формировании методического объединения учитываются конкретные условия: количество учителей данного предмета, возможность продуктивной работы в рамках методического объединения учителей разных предметов. На практике выяснено, что в каждое методическое объединение должно входить не менее трех учителей. Для категории учителей, численность которых ограничена (учителя ИЗО, музыки, технологии, ОБЖ), оправдано создание межпредметных методических объединений.

Заседания методического объединения, как правило, проводятся раз в четверть, в период школьных каникул. А при возникновении проблемных ситуаций - чаще. Однако более одного раза в месяц собираться методическому объединению не рационально, так как за небольшой промежуток времени не успевает накопиться достаточное количество информации для обсуждения.

Возглавляет методическое объединение наиболее опытный, теоретически подготовленный учитель. Это особенно важно, так как одной из основных функций методической работы является сохранение стабильности образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

В обязанности руководителя входит планирование работы методического объединения, подготовка и проведение заседаний, организация и подготовка открытых уроков и внеурочных занятий учащихся, подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций.

Руководитель методического объединения имеет право посещать и анализировать уроки учителей (с их согласия), внеклассные мероприятия, проводить контрольно-диагностические мероприятия по изучению уровня обученности учащихся и уровня профессиональной компетентности педагогов.

Желательно, чтобы при планировании работы методического объединения на год отбирались наиболее существенные вопросы педагогической практики, рассмотрение которых поможет учителям реально повысить результаты обучения и воспитания. Неплохо составлять долгосрочное планирование работы методического объединения, опираясь на программу развития образовательного учреждения.

Важным видом деятельности методических объединений являются открытые уроки, организация взаимопосещения уроков и воспитательных мероприятий с последующим их анализом. Здесь необходимо отметить, что для полноценного анализа открытого урока он должен пройти три стадии. Сначала это сообщение учителя до урока о целях и задачах будущего урока, о применяемой технологии, ее особенностях, о специфике учащихся. Затем сам урок, на котором приглашенные коллеги могут стать зрителями или активно участвовать в процессе урока, работать вместе с учениками. И только потом может состояться полноценный анализ на основании тех целей и задач, которые ставил перед собой и учениками учитель.

Для работы методического объединения классных руководителей характерно применение методики коллективного изучения личности школьников и особенностей классных коллективов (например, в форме «педагогического консилиума»). На методических объединениях заслушиваются творческие отчеты учителей, информации о ходе самообразовательной работы.

Педагогические семинары

Семинары сегодня являются самой востребованной формой методической работы в образовательных учреждениях. Однако часто семинары по названию по сути таковыми не являются.

Изначально семинар - это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность - отличительная особенность этой формы. Если же выступающие, намеченные заранее, один за другим выходят перед пассивными слушателями с докладами, то такая форма не может быть признана семинаром. Сегодня форма общения, при которой докладчики сменяют друг друга, чаще называют конференцией.

С другой стороны, нужно четко отделять семинар от еще одной распространенной формы методической работы - круглого стола. Здесь интерактивное общение проходит особенно интенсивно. Сообщения на круглом столе должны быть очень короткими (до 5 минут), а их обсуждение, наоборот, явно превышать время выступления. На семинаре же выступления более продолжительны (15-20 минут) и примерно равны по времени с их обсуждением.

Таким образом, семинар является промежуточной формой между конференцией и круглым столом.

Семинары требуют высокой квалификации организаторов методической работы и часто прямых связей с учеными, представителями НИИ, педагогических институтов. При проведении семинаров особенно необходимо обеспечить обстановку творчества, неформального общения. В ряде случаев после творческого сообщения удается организовать учительскую дискуссию, диспут. В некоторых образовательных учреждениях именно в рамках семинаров проводят так называемые «мозговые атаки», в ходе которых учителя, концентрируя мышление на решение сложных педагогических проблем, коллективно создают более совершенную методику учебно-воспитательной работы. В ходе работы семинара возможно и коллективное решение специальных учебно-педагогических задач, проведение деловых педагогических игр и применение других наиболее активных методов повышения квалификации учителей. Практика показывает, что работа такого семинара в течение ряда лет заметно повышает общую и педагогическую культуру учительского коллектива.

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества дополнительного образования.

В учреждениях дополнительного образования детей в настоящее время остро стоят вопросы подготовки и повышения квалификации методистов, программно-методического обеспечения деятельности педагогов, внедрения новых методик и педагогических технологий в образовательный процесс, оказания методической помощи в аттестации педагогических кадров.

В связи с острым дефицитом квалифицированных методических кадров большинство руководителей учреждений дополнительного образования принимает на работу методистов независимо от уровня их профессиональной подготовки, без педагогического образования, имеющих отдаленное представление о работе методиста.

Определяется методическая деятельность как система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Функции методической службы

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ:

  • актуальность;
  • насыщенность;
  • предельная конкретность;
  • объективность.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ

Внутренняя

Директивы и нормативные документы

о работе с педагогическими кадрами;

Общественная

о качестве преподавания

научно-педагогическая

о внешних связях учреждения

о качестве обучения по программам

ГРУППЫ ИНФОРМАЦИИ:

Оперативная - включает в себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок.

Стратегическая - включает в себя данные о реализации программы развития и перспективах развития учреждения.

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

ПРИНЦИПЫ:

  • индивидуализация получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории;
  • полнота и интегральность анализа информации;
  • открытость проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов;
  • непрерывность и динамичность получения анализа информации и действенности его использования;
  • экономичность используемой информации.

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ - выявление проблем отдельных педагогов, проблем в учреждении в целом.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ - выявление факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный процесс.

3. ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Является основой деятельности методической службы. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения.

ОБЪЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

  • социально-экономические условия внешней среды и ее влияние на учреждение через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе, образовании для корректировки стратегии развития учреждения;
  • будущие возможности учреждения: материально-техническое и программно-методическое обеспечение;

реализация образовательных программ; контингент обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса;

  • ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений;
  • последствия конкретных управленческих решений;

УСЛОВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ:

  • четкое определение целей и задач;
  • учет уровня и состояния методической службы;
  • выбор путей и средств деятельности.

4. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ФУНКЦИЯ

Направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения, которое включает:

  • программу развития учреждения и другие стратегические документы;
  • программы образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные, адаптационные,

технологии их реализации;

  • нормативные документы, обеспечивающие функционирование учреждения дополнительного образования детей;
  • методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности;
  • технологии осуществления процедур инновационной деятельности;
  • наиболее продуктивные методы и приемы обучения.

Уточняется миссия учреждения дополнительного образования детей, та часть общего социального заказа на образование, целям которого она служит.

РЕЗУЛЬТАТ: создание проекта деятельности, который представляет собой будущее состояние учреждения.

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

Организация деятельности методической службы носит гибкий характер, учитывая конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивая возможность каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

  • создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы;
  • рациональное распределение функционала между организаторами методической службы;
  • научно-методическое обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении;
  • организация системы повышения квалификации педагогических работников;
  • организация конференций, семинаров, конкурсов…;
  • организация системы внешних связей учреждения, необходимых для успешного осуществления нововведений;
  • координация совместной деятельности участников инновационного процесса; взаимодействие инновационной деятельности педагогических работников учреждения и привлекаемых представителей других организаций;
  • координация деятельности учреждения с другими областными учреждениями дополнительного образования детей и УДО области;
  • организация редактирования подготавливаемых к изданию программ, методических рекомендаций, пособий.

6. ОБУЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Направлена на повышения профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ:

  • организация работы на диагностической основе;
  • добровольность педагога в повышении профессионального мастерства;
  • выбор оптимального объема изучаемого материала.

7. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ

Занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения.

Процесс управления методической деятельностью требует надежной обратной связи между педагогическими системами учреждения на любом уровне.

Обратная связь - это обмен информацией между взаимодействующими участниками педагогического процесса.

Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей

Методическая работа в УДО - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. В ее основе лежит несколько аспектов:

Ø деятельностный аспект позволяет выделить такие компоненты как мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты;

Ø управленческий аспект подразумевает следующие компоненты: педагогический анализ, планирование, организация, контроль и регулирование.

Цель методической работы в УДОД: создание условий для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогических работников.

Задачи методической работы в УДОД: оказание помощи педагогическим работникам в реализации принципов и методических приемов обучения, в воспитании и развитии детей; развитие мотивации и стимулирование творчества в профессиональной деятельности педагогических работников УДОД.

Структура методической работы разрабатывается в каждом учреждении самостоятельно. Обязательными элементами структуры являются: педагогический совет, методический совет, методическое объединение. В структуру могут входить: творческие проблемные группы, временные творческие (научные) коллективы, художественный совет и др.

Организация деятельности методической работы может осуществляться через следующие формы: научно-практические конференции, педагогические творческие отчеты, семинары, школы передового опыта, школы молодого специалиста, опытно-экспериментальные лаборатории.

Все направления методической работы осуществляются в соответствии с общими принципами:

актуальность - востребованность педагогом информации, ее связь с жизнью, практическая реализация Закона РФ "Об образовании", Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ, учет заказа общества, учет проблем, близких педагогическому коллективу. Ориентация на социальную значимость ребенка;

научность - этот принцип нацеливает на достижение соответствия всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в различных областях деятельности;

системность - этот принцип требует подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами;

комплексный характер - принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации педагога (частная методика, дидактика, теория воспитания, психология, физиология, педагогическая этика и развитие общей культуры);

оперативность, гибкость, мобильность - этот принцип ориентирован на быстрое реагирование к изменившимся условиям, требованиям. Способность к быстрому приему образовательной информации и ее передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов;

творческий характер - способность найти интересные, оригинальные идеи, воплотить их в жизнь. Создание в учреждении атмосферы творческого труда и взаимодействия;

последовательность, преемственность, непрерывность - методическая работа как часть системы непрерывного образования, охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года. Сочетание индивидуального и коллективного труда;

конкретность, направленность - учет индивидуальных потребностей, запросов педагогов. Создание в учреждении своей системы методической работы. Выделение главного, существенного в образовательной деятельности как учреждения, так и каждого педагога;

единство теории и практики - принцип предусматривает единство и взаимосвязь психолого-педагогической теории и практической деятельности педагогов.

Заключение

Изучив особенности организации методической работы в учреждениях дополнительного образования, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дополнительного образования обладает методическая служба

Методическая служба должна принимать непосредственное участие в разработке положений о педагогическом и методическом советах, организовать разработку других видов необходимой документации: планов и отчетов, должностных инструкций и т.п. Это является одним из условий, повышающих эффективность работы методической службы и результативность деятельности учреждения в целом.

Основными элементами методической деятельности при таком подходе являются:

Ø оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей;

Ø внедрение в практику научных исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога;

Ø доведение до сведения педагогов нормативных документов;

Ø организация системы повышения квалификации педагогов;

Ø руководство работой методических объединений и творческих групп педагогов.

Особую значимость деятельности методической службы придают следующие задачи:

Ø обеспечение развития учреждения дополнительного образования детей;

Ø развитие творческого потенциала педагогов, выявление и обобщение опыта лучших, выделение в нём главного и доведение до сотрудников;

Ø разработка и внедрение новых технологий обучения и воспитания; достижение высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме;

Ø разработка образовательных программ дополнительного образования нового поколения;

Ø организация проведения опытно-экспериментальной работы.

Педагог дополнительного образования сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:

Ø отсутствие жесткой регламентации в работе;

Ø значительное расширение возможностей получения информации;

Ø модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

Для творческого педагога - это благо, а для большинства - это проблема, которая решается при условии, если деятельность методической службы будет усиливаться и развиваться.

Методическая служба нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.

В работах педагогов, посвященных организации деятельности методических служб учреждений дополнительного образования детей, принято использовать функциональный подход. Функция (лат. functio - совершение, исполнение) - деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит, вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется функцией первого. В различных отраслях знания применяются, как правило, оба понятия функции. Так, в социологии можно говорить, с одной стороны, о функциях какого-либо социального института (например, семьи) в обществе, а с другой - о некотором социальном явлении как функции другого явления (например, о преступности как функции экономического положения). Особую роль понятие функции играет в рамках системного подхода, где оно выступает в тесной связи с понятием структуры; примером может служить структурно-функциональный анализ в педагогике.

Количество и содержание функций (ролей в системе дополнительного образования) методической службы в подходах разных различно.

Так, Буйлова, Кочнева выделяют следующие функции методической службы:

Информационная функция методической службы

Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей.

В современных условиях возрастает потребность руководителей учреждений, методистов и педагогов в информации. Руководители методической службы должны иметь информацию о состоянии и развитии тех процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать воздействие. Это ведущее требование при формировании системы информационного обеспечения.

Для учреждений дополнительного образования, где система информационного обеспечения отсутствует, целью будет организация простейшего информационного обеспечения; там же, где такая система функционирует, целью будет ее модернизация с использованием современной электронной техники.

К отбору информации важно предъявлять следующие требования:

* актуальность;

* насыщенность;

* предельная конкретность;

* объективность.

Информация может быть разделена на два блока:

Внешняя информация

Внутренняя информация

1. директивные и нормативные документы;

2. общественно-политическая информация (пресса) и т.п.;

3. научно-педагогическая информация и т.п.

о работе с педагогическими кадрами;

о качестве преподавания;

о внешних связях учреждения;

о качестве обучения по программам;

о состоянии программно-методического обеспечения;

о материально-технической базе

Условно информацию можно разделить на две группы:

· Оперативная (включает в себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок (день, месяц) и оперативно решить наметившиеся проблемы);

· Стратегическая (включает в себя данные об итогах учебного года, о реализации программы развития и перспективах развития учреждения).

Для создания целостной системы информационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей необходимо определить содержание информации, ее объем, источники, сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни потребления (административно-управленческий -- директор, заместители директора, руководители структурных подразделений; педагогический -- методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования). Далее определить, в какой форме и где эта информация будет доводиться до сведения педагогов, храниться и использоваться (информационный банк и т.д.).

Новейшими средствами информационного обеспечения в настоящее время становятся медиатеки. При наличии соответствующей материально-технической базы идеальным вариантом было бы создание АИС (автоматизированной информационной системы) как в самом учреждении дополнительного образования детей, так и на уровне округа, города, региона.

Аналитическая функция методической службы

Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

При организации информационно-аналитической деятельности необходимо соблюдение ряда принципов:

ь индивидуализации получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории и достижению ею определенных этапов в соответствии с индивидуальными возможностями;

ь полноты и интегрального анализа информации;

ь открытости проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов;

ь непрерывности и динамичности получения анализа информации и действенности его использования;

ь экономичности используемой информации.

Проблемно-ориентированный анализ методической деятельности должен выявить как проблемы отдельных педагогов (Я.С. Турбовской), так и проблемы в учреждении образования в целом (М.М. Поташник, В.С. Лазарев), решение которых позволит повысить результаты его работы

Этапы осуществления проблемно-ориентированного анализа .

1. Педагогический анализ информации -- это выявление факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный процесс.

Основные этапы деятельности руководителя методической службы по анализу достигнутых результатов могут быть представлены в следующей последовательности:

ь определение предмета анализа (сбор информации, классификация ее по блокам, определение цели анализа собранной информации, оценка информации с количественных и качественных позиций);

ь структурно-функциональное описание предмета анализа;

ь анализ причинно-следственных связей (явление -- причина -- условие -- результат);

ь установление факта достижения цели, подготовка итоговых материалов.

В процессе анализа должны быть получены ответы на вопросы:

ь является ли результат на выходе положительным; если нет, то почему;

ь какие факторы препятствуют достижению более высоких результатов;

ь что нужно изменить в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, его организации, кадровом потенциале, материально-технической базе и др. условиях, чтобы достигнуть поставленной цели.

Схема проблемно-ориентированного анализа

Направление анализа

Реализация этой схемы предусматривает три этапа анализа:

1. анализ результатов;

2. анализ учебно-воспитательного процесса;

3. анализ условий.

Анализ результатов . Необходимо оценить достигнутые результаты с помощью количественных и качественных показателей; учесть изменения в социальном заказе и на основании этого сформировать образ желаемого результата, сравнить его с имеющимся и сделать соответствующие выводы.

Анализ учебно-воспитательного процесса . Необходимо понять причины того, что полученные результаты в действительности не соответствуют желаемым.

На выходе этого этапа должны быть сделаны следующие выводы двух типов:

ь отсутствие на сегодняшний день необходимых мер (например, требуется создание методических рекомендаций по освоению новых образовательных, досуговых, оздоровительных и т.д. программ);

ь что делается не так, как нужно (например, в некоторых программах оставляет желать лучшего содержание, в отдельных случаях методика преподавания не обеспечивает удовлетворительного уровня ЗУН (знания, умения, навыки), между определенными программами должны быть установлены необходимые, но в данный момент отсутствующие связи).

Анализ условий. Необходимо детально изучить препятствия, которые могут появиться на пути изменения содержания, технологии и организации учебно-воспитательного процесса (например, желание руководства ввести новые направления деятельности может сталкиваться с отсутствием нужных преподавателей, соответствующего программно-методического обеспечения и материально-технической базы).

Кроме того, причиной выявленных недостатков может стать недостаточная квалификация некоторых педагогов, нежелание отдельных работников осваивать новые технологии, низкая информированность о новых программах и методиках, слабая заинтересованность педагогов в конечных результатах своего труда и повышении квалификации.

По признаку «субъект анализа» - можно выделить следующие уровни:

I уровень . Анализ своей методической деятельности ведет сам педагог (управленец, методист). Этот анализ лежит в основе самообразования.

II уровень . Анализ методической деятельности педагога ведет специалист -- более опытный коллега, наставник, руководитель методического объединения, завуч, методист и т.п. Основанием для привлечения специалиста может быть как личная просьба педагога, так и низкие результаты его работы или работы управленца, методиста, выявленные в ходе контроля.

III уровень . Анализ методической деятельности группы педагогов (управленцев, методистов и т.д.) с целью выявления общих затруднений и их причин осуществляется посредством работы в творческих группах, методических объединениях, проблемных семинарах и т.п.

IV уровень . Анализ методической деятельности педагогических коллективов с целью выявления общих преобладающих проблем и их причин ведется с помощью аналитических групп учреждения дополнительного образования детей, окружных методических центров, институтов повышения квалификации.

Проблемно-ориентированный анализ методической деятельности как отдельных педагогов, так и педколлектива в целом способствует выявлению проблем, характерных для большинства педагогов, и выбору актуальной методической темы для данного педколлектива.

В условиях повышения самостоятельности каждого участника образовательного процесса важное место в практике деятельности методической службы занимают вопросы формирования умения проводить анализ и самоанализ учебного занятия и воспитательного мероприятия

Планово-прогностическая функция методической службы

Планово-прогностическая функция является основой деятельности методической службы. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения.

Качество методической деятельности зависит от точности ее планирования и прогнозирования.

Назовем следующие объекты прогнозирования :

ь социально-экономические условия внешней среды и ее будущего влияния на учреждение дополнительного образования детей через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе и образовании для корректировки стратегии развития учреждения;

ь будущие возможности учреждения дополнительного образования детей, как то: материально-техническое и программно-методическое обеспечение; реализация образовательных программ; величина и возрастная структура контингента обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса и т.д.;

ь ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений, иначе говоря, последствия инновационных процессов;

ь последствия конкретных управленческих решений;

ь результативность опытно-экспериментальной работы.

Однако следует отметить, что прогностические изыскания в практике работы образовательных учреждений находятся пока еще на стадии становления. Педагогическая практика нуждается в выработке теории прогноза, включающей в себя обоснованность самой процессуальной стороны разработки прогнозов, а также ведущие методы и приемы получения опережающей информации о состоянии образовательного учреждения как системы.

Системный подход к прогнозированию и планированию обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования.

Планирование -- это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения (И.И. Буева). Целью планирования является модель деятельности на заданный срок (год, месяц, неделя, день).

Планирование методической деятельности учреждения дополнительного образования детей помогает целенаправленно решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей в организации методической деятельности

План представляет собой модель содержания деятельности участников образовательного процесса, направленную на достижение намеченных целей. Разработать план -- значит определить основные направления, виды и формы деятельности по достижению поставленной цели.

План, как правило, состоит из трех частей:

ь анализа итогов работы;

ь целей и задач на новый период;

ь системы мероприятий по достижению намеченных целей.

При разработке плана методической деятельности необходимо соблюдать следующие условия:

ь четкое определение целей и задач, которые предстоит решить за конкретный период;

ь учет уровня и состояния методической службы учреждения;

ь выбор путей и средств деятельности.

При составлении плана методической деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами , отражающими основополагающие идеи и определяющими характер деятельности учреждения:

ь принцип научности (определение конкретности, реальности плана; учет социально-экономических законов общества и уровня развития науки);

ь принцип оптимальности (учет реальных возможностей);

ь принцип целенаправленности (ориентация плана на претворение целей и задач в жизнь);

ь принцип перспективности (постановка целей и задач на несколько лет вперед);

ь принцип учета специфики учреждения и педагогического коллектива.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

I этап -- анализ методической деятельности за прошедший период, включая выявление проблем (неудовлетворительные результаты деятельности), поиск причин возникновения проблем, определение направлений преобразований.

II этап -- постановка целей и задач.

Цель -- образ желаемого результата, который можно достичь за определенный срок. Цель раскладывается на конкретные задачи -- конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.

III этап -- определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.

IV этап -- рассмотрение проекта плана и определение сроков исполнения и ответственных.

V этап -- утверждение плана на педагогическом совете.

Одним из путей совершенствования методической деятельности является программно-целевое планирование , которое составляется под реализацию выявленных проблем и предполагает конкретизировать задачи повышения квалификации кадров, выбрать формы организации занятий, обеспечить единство в работе всех структур методической службы.

Проектировочная функция методической службы

Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения дополнительного образования, которое включает:

ь программы развития учреждения дополнительного образования детей и других стратегических документов (Устава и т.д.);

ь программы образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные и др. и технологии их реализаций

ь нормативные документы, обеспечивающие функционирование учреждения дополнительного образования детей;

ь методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный, исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности;

ь технологии осуществления процедур инновационной деятельности

ь наиболее продуктивные методы и приемы обучения.

Построение образа будущего учреждения дополнительного образования детей начинается с определения того контингента обучающихся, на удовлетворение потребностей (образовательных, оздоровительных, культурно-досуговых, социально-адаптационных и др.) которого оно будет работать. Таким образом, уточняется миссия учреждения дополнительного образования детей, т.е. та часть общего социального заказа на образование, целям которого она служит. Затем следует обратиться к результатам проблемно-ориентированного анализа и выделить те проблемы, которые потребуется решить.

В результате разработки концептуального проекта должно быть получено описание обновленного учреждения дополнительного образования детей, содержащее следующие компоненты:

ь структуру учреждения дополнительного образования детей;

ь новый учебный план;

ь организацию учебно-воспитательного процесса (новые подходы, идеи, структуры, способы);

ь характеристики (описания) новых технологий, методик, механизмов обучения, воспитания и развития обучающихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание образования;

ь характеристики нового содержания, структуры, организации, образовательной, досуговой, методической и т.д. работы.

Разработанный концептуальный проект будет представлять собой будущее состояние учреждения дополнительного образования детей.

Организационно-координационная функция методической службы

Организация деятельности методической службы должна быть гибкой, учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать возможность каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень. Основные направления организационно-координационной функции:

ь создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы (кафедр, временных творческих и исследовательских групп, экспертных советов и т.д.);

ь рациональное распределение функционала между организаторами методической работы

ь научно-методическое обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении;

ь организация системы повышения квалификации педагогических работников;

ь организация конференций, семинаров и т.п.;

ь организация системы внешних связей учреждения дополнительного образования детей, необходимых для успешного осуществления нововведений;

ь координация совместной деятельности участников инновационного процесса; взаимодействие инновационной деятельности работников учреждения дополнительного образования детей и привлекаемых представителей сторонних организаций (НИИ, вузов, др.);

ь координация деятельности учреждения дополнительного образования детей в общеобразовательных школах;

ь организация редактирования подготавливаемых к изданию программ, учебных и методических пособий, результатов опытно-экспериментальной работы.

Обучающая функция методической службы

Обучающая функция (повышение квалификации) направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями; развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.

Реализация обучающей функции осуществляется посредством различных организационных форм повышения квалификации педагогов.

Самообразование -- самостоятельное изучение специальной литературы (научной, педагогической, методической, нормативных документов).

Консультации (индивидуальные или групповые). Проводятся методистами учреждений дополнительного образования детей, специалистами окружного и городского методцентра, ИПК (института повышения квалификации). Консультанты должны владеть определенными знаниями передового опыта, достижений науки, техники, искусства, механизмом применения их на практике.

Консультации и наставничество наиболее часто используются в работе с молодыми специалистами или при освоении передового педагогического опыта, авторских программ, практико-ориентированных научных разработок. В основе этих форм лежат данные проблемного анализа собственной деятельности педагога, процесса и условий апробации новых программ, содержания, методик и т.п.

Ролевые игры и мозговые атаки проводятся с целью стимуляции аналитической и прогностической деятельности педагогов.

Курсы, организованные на разных уровнях, подразделяются на:

Формы курсового обучения:

* секционные курсы по общим вопросам дополнительного образования;

* практические курсы, обеспечивающие профессиональную подготовку по всем направлениям деятельности УДО;

* методические объединения по профилям;

* практическая стажировка по профилям и профессиям.

Курсы информационно более насыщены, семинары и практикумы целенаправленны в силу активной роли участников. Для получения результата важно оптимальное сочетание всех форм работы по повышению квалификации.

Повышение профессионального уровня педагогов, развитие педагогического коллектива учреждения дополнительного образования детей осуществляется в рамках деятельности методической службы на основании анализа результатов работы учреждения дополнительного образования в целом (образовательного процесса, передового педагогического опыта и т.п.).

Необходимое условие осуществления обучающей функции -- организация работы на диагностической основе : изучая затруднения педагогов, руководители курсов должны сформировать группы для различного общения по содержанию, объемам, сложности, формам занятий.

Контрольно-диагностическая функция методической службы

Контрольно-диагностическая функция занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения.

ь оперативное изучение и оценку педагогических явлений и процессов;

ь регулирование и коррекцию процесса или явления.

Диагностика профессиональной подготовленности педагога включает изучение его научно-теоретической подготовки (знание основ своего предмета и т.п.); методической подготовки (владение методами и приемами обучения и т.п.); психолого-педагогической подготовки (знание возрастных особенностей детей и т.п.).

Учреждение дополнительного образования детей со своей стороны должно осуществлять постоянный контроль методической работы на диагностической основе.

Контроль является хорошим стимулом для педагогов к поиску путей совершенствования своей методической работы.

В практике образовательных учреждений используется, как правило, режим непосредственного контролирования, поэтому контроль зачастую приобретает неконструктивный характер и приводит к демотивации педагогов. Следует отметить и его субъективность, поскольку контролирующий (методист, руководитель структурного подразделения, завуч) оценивает работу педагога (занятия, формы работы) с позиции собственного опыта преподавания.

Изучение качества работы педагога, качества знаний и умений его учеников должно проводиться внутри учреждения на основе разработанных методической службой программ управления качеством.

В таблице приводится сравнительный анализ различных форм контроля.

Сравнение различных форм контроля

Объект наблюдения

Профессиональная деятельность педагога

Режим прямого контролирования

Режим совместного аналитического исследования

Предмет анализа

Формы учебно-методической работы педагога: занятие, работа в методобъединениях, участие в работе педсоветов, конференциях, семинарах и т.д.

Эффект, который производит деятельность педагога в учебном процессе или (что лучше?) педагогическое воздействие на обучающихся, а также эффективность этого воздействия для реализации целей обучения и воспитания.

Отличительные особенности

Оценивающий характер по выработанным общепринятым педагогическим критериям, результатом чего является соответствие или несоответствие им деятельности педагога

Характер совместного аналитического исследования педагога и методиста, в ходе которого выявляются и решаются профессиональные проблемы педагога

Подход к оценке работы педагога

Субъективный

Объективный

Второй подход (Кульневич, Иванченко)

Смысл системы методической службы определяется тем набором функций, т.е. широкого или узкого круга обязанностей, видов и направлений деятельности, которые действительно могут обеспечиваться методистами. Очевидно, что этот круг не может расширяться бесконечно: погоня за количеством всегда отрицательно сказывается на качестве.

Поэтому сегодня речь идет о выборе приоритетных функций. Оптимальный (разумный) выбор можно обеспечить, используя и приведенные в предыдущей главе положения о самоорганизуемой системе методической службы. Чтобы облегчить процесс выбора, некоторые функции мы сопроводили синергетическим видением их возможностей.

Если речь идет о деятельности в режиме развития, главная цель - развитие потенциала самоорганизации управления методической службой для стимулирования перехода объектов управления в статус его субъектов - определяет смысл ведущей функции методической службы - информационно-организаторской.

1. Информационно-организаторская функция.

Организация любого вида методической деятельности всегда начинается с отбора целей, содержания, методов и форм работы с педагогическими кадрами. Главное в этой функции - информация: критерии отбора, способы ее накопления и средства передачи. С точки зрения педагогической синергетики, учебная (образовательная) информация - это главный вид энергии, благодаря которой ранее закрытые системы (личностей, ценностей, отношений, знаний, опыта, умений) могут стать системами открытыми, т.е. системами растущими, развивающимися. Для того чтобы такое развитие состоялось, информация должна быть организована соответствующим образом.

В методической службе, работающей в режиме функционирования, субъектов управления много - это методисты, педагоги Домов детского творчества, Центров внешкольного развития, спортивных школ, других образовательных учреждений, интегрированных в сферу деятельности методической службы дополнительного образования Детей. В этом режиме их глазные функции - прием методической информации, закрепление и воспроизведение в своей деятельности. Здесь управляет не информация, а организационные средства ее трансляции: методы, способы, формы передачи. Происходит не развитие качества, а накопление, т.е. увеличение количества информации.

В методической службе, работающей в режиме развития, объект управления один - это смысл, содержащийся в методической информации, который должен родиться в познающем сознании методистов, педагогов и т.д. «Доводить», «транслировать» и «преподносить» этот смысл бесполезно так же, как и заставлять педагогов копировать ту или другую авторскую методику, технологию, подход.

В этом режиме главные функции педагогов - осмысление, анализ предлагаемого смысла, сравнение со смыслами, содержащимися в других методических материалах, критическая рефлексия, «примерка» к своему пониманию и возможностям, выстраивание личного отношения, принятие-непринятие, и, наконец, использование смысла той или иной методической информации в своей деятельности как основы для ее развития.

Главная функция методистов - преобразование содержания методической информации таким образом, чтобы процессы осмысления, сравнения со смыслами, «примерки» и т.д. не остались просто функциями, а помогли бы запустить механизм личностных структур сознания педагогов, которым информация предназначена. Такая организация содержания информации способствует тому, что она не только запоминается, но и влияет на развитие личного опыта педагогов. Такое развитие личности педагогов, не только принимающих, но и преобразующих методическую информацию в своем сознании, это и есть результат эффективной организации - самоорганизация личности, проявляемая в деятельности личностных структур их сознания: мотивирования, рефлексии, смыслотворчества и т.д.

Исходя из этого, следующие аспекты информационно-организаторской функции предполагают выполнение таких условий, как новизна и соответствие методических материалов требованиям нового качества педагогических знаний , возможность получения и интенсивного обмена информацией между всеми работниками, доступ к необходимой информации о системе управления в ОУДОД, о сущности и поведении субъектов управления, владение культурой управленческой деятельности, обеспечивающей эффективные коммуникации между руководством и другими членами методической службы.

Из такого понимания смысла методической службы выстраивается содержание привычных направлений ее деятельности, выступающих в качестве соподчиненных функций.

2. Организационно-педагогическая функция:

ь оказание методической помощи различным категориям педагогических работников путем проведения текущих, тематических, оперативных консультаций;

ь организация краткосрочных, длительных курсов повышения квалификации педагогических работников на областном уровне;

ь организация семинаров, практикумов, конференций и др. на всех уровнях;

ь установление организационных отношений в коллективе, профессиональных связей между людьми.

3. Информационно-пропагандистская:

ь систематизация и распространение методических знаний обобщение и пропаганда положительного педагогического опыта;

ь взаимодействие со средствами массовой информации;

ь информирование заведующих учебно-методических отделов, кабинетов и администрации образовательных Учреждений об издающихся учебных пособиях, видеоматериалах, аудиовизуальных средствах обучения;

ь восприятие и ретрансляция информации по новым педагогическим технологиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта;

ь сбор и преобразование информации, выявление и создание банков данных по актуальным вопросам системы ДОД, интеграции общего и дополнительного образования детей;

4. Издательская функция:

ь производство методической продукции: информационно-пропагандистской, организационно-методической, учебно-методической продукции;

ь организация редактирования подготавливаемых к изданию образовательных программ, учебно-методических пособий, обобщения результатов опытно-экспериментальной работы.

5. Диагностико-аналитическая функция:

ь диагностика состояния образовательного процесса и социальной практики в сфере ОУДОД;

ь выявление факторов, влияющих на уровень образованности обучающихся;

ь диагностика реальных затруднений педагогов в реализации модели воспитательной системы ОУДОД;

ь выявление внутренних педагогических резервов для повышения качества дополнительного образования детей;

ь выявление, изучение формирование, обобщение и распространение педагогического опыта внутри образовательного учреждения и вне, выработка рекомендаций по его освоению;

ь сбор достоверной информации о деятельности детских, юношеских общественных организаций, объединений и движений;

ь изучение педагогического и общественного спроса на услуги методической службы;

ь исследование социального заказа на образовательные услуги ОУДОД.

6. Контрольно-диагностическая функция - организация контроля за состоянием образовательного процесса в ОУДОД (посещение и анализ методистами занятий педагогов, диагностика применяемых педагогом педагогических технологий и анализ и т. д.);

ь контроль за работой методических объединений, методических советов и других форм учебно-методической деятельности;

ь оперативное изучение и анализ педагогических явлений и процессов в ОУДОД;

ь регулирование и коррекция образовательно-воспитательного процесса;

ь диагностика профессиональной компетентности педагогических кадров ОУДОД;

ь анализ интеграционных процессов в сфере общего и дополнительного образования детей по направлениям: «Образование», «Досуговая деятельность», «Социальная практика», «Творчество», «Управление»;

ь анализ итогов МР за предыдущий учебный год (аналитическая справка).

7. Психолого-педагогическая функция:

ь изучение личности педагога, диагностика его профессиональной компетентности;

ь диагностика реальных затруднений педагогических работников в образовательной деятельности;

ь психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;

ь психолого-педагогическая и социально-педагогическая поддержка всех обучающихся;

ь формирование мотиваций детей к обучению по образовательным программам различной направленности;

ь развитие педагогических способностей, профессиональных качеств, повышение уровня педагогической культуры.

8. Прогностическая функция:

ь целеполагание, программирование, прогнозирование образовательного процесса в ОУДОД;

ь прогнозирование деятельности детских, юношеских общественных объединений, организаций и движений;

ь выработка стратегических линий развития системы дополнительного образования детей;

ь разработка стратегии развития образовательного процесса в ОУДОД.

9. Конструктивная функция:

ь моделирование, разработка и апробирование образовательных программ, учебно-методической документации, педагогических технологий, разработка перспективных планов издания учебников, учебно-методических пособий, проектов, их реализация;

ь разработка и апробация моделей досуговой деятельности детей;

ь разработка и апробация педагогических технологий личностно-ориентированной направленности.

10. Инновационная функция:

ь создание и организация работы структур, обеспечивающих инновационное развитие ОУДОД (временные творческие и исследовательские группы, экспертные советы и т.д.);

ь научно-методическое обеспечение организации системы опытно- экспериментальной работы в ОУДОД;

ь участие в моделировании и обеспечении функционирования микро и макро педагогических систем.

11. Координационная функция:

ь координация деятельности с общеобразовательными школами и другими субъектами образовательного и социокультурного пространства;

ь осуществление методического руководства процессами интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования детей в целях социальной защиты и охраны детства, жизни и здоровья детей, развитие творческого потенциала, достоинства и прав растущего человека;

ь оказание комплексной методической помощи педагогическим работникам школ и ОУДОД в условиях интеграции,

ь изучение спроса на совместную образовательную деятельность школ и ОУДОД;

ь обеспечение адаптации модели методической службы в социально-экономических условиях региона.

ОРГАНИЗАЦИЯ

работы методической службы

по внедрению ФГОС.

В национальной стратегической инициативе "Наша новая школа" обозначены

6 основных направлений развития общего образования:

-переход на новые образовательные стандарты;

-развитие системы поддержки талантливых детей;

-совершенствование учительского корпуса;

-изменение школьной инфраструктуры;

-сохранение и укрепление здоровья школьников;

-расширение самостоятельности школ.

Национальная образовательная инициатива, являясь основным политическим документом государственной образовательной политики, определяет переход от стандартов , содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

Внедрение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.

Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к внедрению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) внедрения ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению внедрения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. При этом методическая служба занимает центральное место по разъяснению требований ФГОС, организации образовательного процесса, внедрения и использования современных образовательных технологий, инновационных способов и методов организации учебного процесса.

Прежде чем выстраивать научно-методическое сопровождение и обеспечение внедрения ФГОС и правильно организовать методическую работу, необходимо четко понимать значение таких понятий как : сопровождать, сопровождение, научно-методическое сопровождение и обеспечение.

В толковом словаре Ожегова слово "Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то , а "Сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то .

Следовательно, научно-методическое сопровождение внедрения ФГОС - это правильно организованные действия (процесс) по организации внедрения ФГОС в образовательном процессе. Научно-методическое сопровождение – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование плана действий и первичная реализация плана.

Методическое обеспечение :

Необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;

Совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);

Апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; - информирование, просвещение и обучение кадров.

Методическая работа - это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.

Следовательно, работа методической службы представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях овладения педагогами методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеурочной деятельности, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива.

Миссия методической службы в условиях перехода на новые образовательные стандарты – это создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образовательного процесса к «деятельностной» – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития. Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Таким образом, перед методической службой стоят следующие задачи:

1. Создать условия для:

Развития вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для

субъектов образовательного процесса;

(вариативность - способность образования соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся,

индивидуальная образовательная траектория - представляет собой некое движение ученика в содержании обучения, во времени и в пространстве, то есть по разным учреждениям района, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам.)

Внедрения технологий системно-деятельностного,

компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения

формирования базовых компетентностей современного человека

(информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);

Обеспечения в ОУ современных условий образовательного процесса в соответствии

с требованиями ФГОС.

2. Обеспечить научно-методическое сопровождение разработки и реализации основной образовательной программы в общеобразовательной организации.

3. Совершенствовать деятельность методических объединений педагогов на этапах планирования учебного процесса, анализа его результатов, коррекции организации учебного процесса по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

4. Организация повышения профессиональной квалификации педагогов.

Принципы работы методической службы:

Принцип "зоны ближайшего развития" (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей).

В качестве "зоны ближайшего профессионального развития " выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития " для каждого педагога сугубо индивидуальна .

Реализация данного принципа предполагает :

Изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога

при внедрении ФГОС;(тестирование, мониторинг)

Актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание

помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);

Определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;

Помощь в составлении индивидуальной программы профессионального роста

педагога;

Систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их

корректировку.

Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования . Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Реализация данного принципа предполагает :

Систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку

профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;

Оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер

деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать

образец решения проблемы для других своих коллег;

Определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом

особенностей педагогов, их возможностей;

Разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по

результатам инновационной, творческой деятельности педагогов.

Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает , что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.

Реализация данного принципа предусматривает :

Изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов,

их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов

педагогов;

Определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм

методической работы;

Предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы

повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах

и в других формах методической работы;

Возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения

квалификации.

Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной подготовки.

Этот принцип предусматривает :

Обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в ОО;

Координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС;

Сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы,

а также внедрение новых;

Учет опыта, уровня подготовленности педагогов, а также определение перспектив их

профессионального роста,

Выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих

способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность

педагогов.

1. Формы методической работы, направленные на повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников школы:

    Курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);

    Обучающие семинары;

    Теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);

    Участие в работе сетевых сообществ Интернета;

    Мастер-классы;

    Самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;

    Индивидуальная методическая помощь;

    Опытно-экспериментальная работа;

    Диагностика затруднений.

2. Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:

    Научно-практические конференции;

    Практические семинары по направлениям образовательной деятельности;

    Фестивали (например, педагогических технологий);

    Открытые уроки;

    Мастер-классы;

    Творческие отчёты;

    Конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;

    Печатные издания школы, в том числе на электронных носителях.

3. Формы информационно-методической работы:

    Формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;

    Обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;

    Создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов

    Работа в сети Интернет (использование ресурса интернет как источника информации по определённой теме, переписка, получение информации о конкурсах, конференциях, семинарах, курсовой подготовке и др.);

    Размещение информации о деятельности методической службы на сайте.

Основные дидактические единицы . Структура и содержа- ние методической работы в профессиональном образовании. Документы об организации методической работы в учрежде- ниях профессионального образования. Методическая служба в образовательном учреждении начального и среднего професси- онального образования: виды, функции, основные направления деятельности, особенности организации.

!!! 1. Методическая служба в профессиональном учебном за- ведении – система взаимосвязанных организационных форм соответствующего их назначению содержания деятельности, основанная на достижениях педагогической науки и педагоги- ческого опыта, направленная на становление и развитие педа- гогического мастерства инженерно-педагогических работников учебного заведения, их творческого потенциала в целях дости- жения качества обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с требованиями Государственного стандарта про- фессионального образования .

2. Основные цели и задачи методической службы сводятся к следующему :

1) обеспечение анализа деятельности инженерно-педагоги- ческих работников; выявление и удовлетворение их актуальных потребностей в методической помощи; создание им необходи- мых условий для формирования и развития педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обу- чения в целях качественной подготовки в учебных заведениях конкурентоспособных квалифицированных рабочих и специа- листов;

2) организация выявления, изучения, обобщения, pacпро- странения и внедрения передового опыта педагогов-новаторов в практику учебно-воспитательной деятельности педагогиче- ских работников учебного заведения;

3) оказание помощи педагогическим работникам в эффек- тивном изучении и использовании результатов научно-педаго- гических исследований и разработок;

4) оказание помощи преподавателям и мастерам производ-ственного обучения в разработке (в том числе авторской) на основе государственного стандарта профессионального образо- вания рабочей учебно-программной документации, методиче- материалов и пособий;



5) организация в учебном заведении педагогических экспе-

риментов по использованию прогрессивных форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся, оказание педагогиче-ским работникам помощи в их диагностике, экспертизе, оформ-лении результатов, а также во внедрении в практику учебно-во- спитательного процесса;

6) обеспечение педагогических работников научно-педаго- гической информацией, необходимой для качественного осу- ществления учебно-воспитательного процесса в учебном заве- дении;

7) оказание помощи руководству учебного заведения в соз-

дании педагогического коллектива, способного к эффективной, творческой учебно-воспитательной деятельности.

3. Можно выделить следующие основные формы методиче- ской работы в рамках методической службы в профессиональ- ном учебном заведении :

а) коллективные : педагогический совет и предметные (ци-кловые) методические комиссии.

Педагогический совет – постоянно действующий совеща-тельный орган коллективного руководства образовательным учреждением . В педагогический совет входят директор, за- местители директора, преподаватели и мастера производствен- ного обучения, представители общественных организаций.

Основными направлениями деятельности педагогического совета являются учебно-методическая и организационно-хо- зяйственная деятельность .

Основными направлениями деятельности предметных ко-миссий являются:

1) изучение и разработка учебно-методической документа-ции; 2) повышение качества учебно-воспитательного процесса; 3) повышение педагогической квалификации инженерно-педа- гогических работников .

б) массовые и групповые : педагогические чтения, научно- практические конференции, инструктивно-методические сове- щания, экспериментальные лаборатории, проблемные группы.

Педагогические чтения – проводятся в целях выявления, обобщения и внедрения в педагогическую практику передово- го опыта учебно-воспитательной работы, совершенствования педагогического мастерства, развития творческой инициативы педагогических работников учебного заведения .

Научно-практические конференции – организуются с целью ознакомления и обсуждения подготовленных преподавателями и мастерами сообщений и докладов по отдельным вопросам пе- дагогической теории и практики на основе экспериментальных и исследовательских работ, проводимых в учебном заведении .

Инструктивно-методические совещания - одна из основ-ных форм методической работы руководителей учебного за- ведения с педагогическими работниками. Они проводятся с группой инженерно-педагогических работников с целью опера- тивного обсуждения и инструктирования по отдельным акту- альным методическим вопросам .

Экспериментальные лаборатории – группа опытных педагогов-энтузиастов, организующих и проводящих проектно- исследовательскую и экспериментальную работу в учебном заведении по разработке и апробации актуальных проблем по- вышения качества подготовки в учебном заведении квалифи- цированных рабочих и специалистов .

Проблемные группы – творческие лаборатории, объединяю- щие опытных, творчески работающих педагогов, создаваемые для решения той или иной проблемы, актуальной для отдель- ных педагогов или всего учебного заведения .

в) методический (педагогический) кабинет .

В функции методического (педагогического) кабинета вхо-дит :

– организация семинаров по обмену педагогическим опы- том работников учебного заведения;

– организация лекций на педагогические и технические темы;

– организация проведения методических выставок и кон- курсов;

– организация педагогических практикумов, «школ передо-вого педагогического опыта» и др.;

– организация педагогических чтений, научно-практиче- ских конференций, читательских конференций;

– организация педагогических консультаций для препода- вателей и мастеров;

– создание справочно-информационного фонда, обеспече-ние педагогических работников материалами научно-педагоги- ческой информации;

– организация конференций по итогам методической рабо- ты в учебном заведении по единой педагогической теме;

– организация встреч работников учебного заведения с ма- стерами педагогического труда и научными работниками и т.п.

г) индивидуальные : изучение и использование передового педагогического опыта; самостоятельная методическая работа педагогических работников; педагогическое самообразование.

Педагогический опыт – индивидуализированная педаго- гическая система, стабильно приводящая к высоким результа- там в учебно-воспитательном процессе. Передовой опыт – это прежде всего умелое использование педагогом своих сильных качеств . Передовой педагогический опыт – это новые ори- гинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе твор- ческого поиска путей и средств повышения качества и эффек- тивности процесса обучения, воспитания и развития учащихся . Главный критерий передового педагогического опыта – результативность.

Основной путь изучения передового педагогического опы- та – посещение занятий опытного преподавателя, мастера производственного обучения . На учебном занятии рас- крываются возможности педагога, степень его подготовки, ма- стерство, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая тех- ника, все, что составляет педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Применительно к занятиям профессионального обучения основными объектами изучения и анализа при таких посеще- ниях являются :

– способы целевой установки учащихся на урок: характер вступления; разъяснение значимости предстоящего к изуче- нию; примеры из практики; демонстрация образцов продук- ции и т.п.;

– методы эффективной демонстрации трудовых приемов способов: расчленение приема на элементы; применение замед- ления темпа; применение средств наглядности и технических средств обучения; рациональное сочетание показа и пояснений; попутный контроль восприятия учащимися и т.п.;

– методические приемы активизации учащихся: примене-ние эвристической беседы; вопросы «продуктивного» характе-ра; стимулирование самостоятельности и творческого примене- ния знаний и умений учащихся в работе; приучение учащихся принимать собственные решения и т.п.;

– способы использования документации письменного ин- структирования: применение документации при проведении вводного инструктажа; приучение учащихся самостоятельно пользоваться документацией в процессе работы; привлечение учащихся к анализу и самостоятельной разработке технологи- ческой документации и т.п.;

– индивидуализация процесса обучения: регулирование трудности и сложности учебно-производственных работ в зави- симости от опыта и возможностей учащихся; особенности теку- щего инструктирования и контроля «сильных», «средних», «сла- бых» учащихся; организация взаимопомощи учащихся и т.п.;

– контроль и оценка учебных успехов учащихся: непрерыв- ность контроля; сочетание текущих наблюдений и проверки выполненных учащимися работ; межоперационный контроль работы учащихся; организация взаимоконтроля учащихся; оце- ночное общение мастера с учащимися; объективность и спра- ведливость оценки учащихся и т.п.;

– педагогический стиль мастера: обстановка на уроке; уме- ние мастера «владеть» группой; характер взаимоотношений мастера и учащихся; характер преобладающих методических приемов руководства учебно-производственной деятельностью учащихся и т.п.;

– педагогический такт мастера: тон общения с учащимися; характер дисциплинарных и других замечаний учащимся; ха- рактер исправления ошибок и недоработок учащихся; умение убеждать учащихся; умение работать с группой (бригадой) как с коллективом и т.п.;

– педагогическая техника мастера: техника речи; умения пользоваться различными средствами обучения; быстрота при-нятия решений; умение держать себя на уроке и т.п.

Эффективным способом изучения и распространения пере- дового педагогического опыта является анализ и обсуждение «открытых» занятий опытного педагога .

Самообразование начинается там, где из прочитанного, услышанного, увиденного, изученного педагог берет для себя что-то на вооружение, обогащает свою память, свой опыт тем, что потом пригодится в его педагогической деятельности . Проблема педагогического самообразования должна решаться не попутно с основным делом, не от случая к случаю, а целена- правленно, систематически как один из важнейших путей фор- мирования и развития педагогической квалификации, мастер- ства, эрудиции.

Задание 12 . Составьте схему методической службы учрежде- ния профессионального образования, опираясь на представленный ранее материал. Приготовьтесь презентовать и обосновать раз- работанную схему в группе.

Задание 13 . Составьте программу развития своего профессио- нального мастерства с использованием возможностей методиче-ской службы образовательного учреждения СПО.