Чей клюв лучше. Лексическая тема "перелётные птицы". Развлечение «Птицы – наши друзья» для старшей группы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ягодинская средняя общеобразовательная школа

Школьная научно-практическая конференция

Сообщение «Чей нос лучше?»

Введение …………………………………………………………………….3

1. Значение клюва для птиц…………………………………………….4

2. Многообразие мира птиц ………………………………………...…5

3. Формы клювов у птиц………………………………………………..7

4. Эксперимент «Как форма клюва зависит от пищи»………………10

Заключение 12

Приложение

Сниться ночью пауку

Чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это...

Однажды я посмотрела мультфильм по рассказу В. Бианки «Чей нос лучше?». В этом мультфильме разные птицы убеждали друг друга в том, чей клюв лучше и важнее. Меня мультфильм заинтересовал и я захотела узнать, чей нос действительно лучше.

Так возникла тема моей работы: Чей нос лучше?

Цель моей работы: выяснить, связаны ли между собой форма клюва и питание птиц.

Задачи:

1. Узнать что такое клюв и зачем он нужен птице?

2. Узнать какие бывают клювы?

3. Провести эксперимент и выяснить, как форма клюва зависит от пищи.

План исследования

1. Изучить информацию о птицах в энциклопедиях.

1.1. О значении клюва.

1.2. Многообразие мира птиц.

1.3. Формы клюва.

2. Провести эксперимент «Как форма клюва зависит от пищи?».

1. Значение клюва для птиц


В энциклопедии я нашла информацию о том, что первые птицы на земле имели клюв с зубами, но прошло много времени и клюв птицы изменился. Ученые объясняют это так. На островах жили птицы, клювы у них были короткие и толстые. Вначале зёрен хватало всем птицам, врагов не было, но потом зёрен стало не хватать и голодные птицы стали клевать насекомых и добывать нектар из цветов.

Вывод: стали появляться птицы с удлинёнными клювами, которым было удобнее ловить насекомых.

Птичий нос не только нос, а еще и рот. Он у птиц выполняет ту же функцию, какую выполняют губы и зубы.

С помощью клюва птицы добывают пищу, чистят перья, собирают материал для постройки гнезда и защищаются от врагов.

Вывод: Клюв – инструмент для добывания пищи.

Клюв – инструмент для постройки гнезда.

Клюв – защита от врага

2. Многообразие мира птиц

На нашей земле обитает много разных птиц. Птицы различаются голосами, лапами, оперением, формой и величиной клюва. Птицы разнообразны по внешнему виду.

Ученые разделили птиц на 6 групп

1. Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых. Это: синицы, воробьи, ласточки, мухоловки, скворц ы и др. Обычно это птицы мелких и средних размеров.

2. Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле. Это чибисы, трясогузки, журавли, куропатки.

3. Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна водоема , из-за этого у некоторых из них имеются перепонки на ногах. Это лебеди, гуси, казарки, утки.


4. Водоплавающие птицы , способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. По земле большинство водоплавающих, передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания.

5. Птицы пустынь и степей - обитатели открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты. Некоторые виды спасаются не улетая, а убегая от опасности.

6. Птицы леса - самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой.

https://pandia.ru/text/80/402/images/image002_78.gif" alt="http://www.birdsbb.ru/ash/img/7.jpg" align="left" width="643" height="586">

Вид клюва

Описание

Название птицы

ДЛИННЫЙ ПРЯМОЙ КЛЮВ

Длинные клювы характерны для птиц, которые находят корм в воде. Таким клювом очень удобно хватать рыбок, лягушек и других мелких водных животных. Поймав рыбку, они поворачивают её в клюве поперек и прижимают языком к нёбу.

цапля

аист

КЛЮВ С МЕШКОМ

Клюв сверху плоский и оканчивается крючком. Нижняя часть состоит из тонких гибких косточек, на которые, натянут кожаный мешок. Откроет птица клюв - мешок растягивается, получается настоящий «сачок», которым птица черпает рыбу.

пеликан

КЛЮВ-ЛОПАТА

На конце клюва расширение, которое называют «лопатой». Колпица кормится на мелководье, и разыскивает пищу на ощупь. Для этого она опускает клюв в воду и, поводя головой вправо и влево, процеживает через клюв грунт, отбирая подходящую пищу, которой могут быть, рыбка, лягушка и даже ящерица.

колпица

ПЛОСКИЙ КЛЮВ

У ныряющих птиц, догоняющих рыбу под водой клюв плоский, с зубчиками, чтобы лучше удерживать скользкое тело рыбы. Клюв помогает утке охотиться.

Утка

КРЮЧКОВАТЫЙ КЛЮВ

У настоящих хищников клюв сильный, но не длинный, с мощным крючковатым надклювьем, помогающим разрывать добычу.

Сова

КОНУСОВИДНЫЙ КЛЮВ

Клюв короткий, широкий и высокий. Сверху клюв одет в чехол с острыми режущими краями. Нижняя часть клюва чуть меньше верхней, и когда клюв закрывается, режущие края скользят один по другому.

воробей

ТОНКИЙ ОСТРЫЙ КЛЮВ

· Острый, тонкий, различной формы и длины, удобен для ловли насекомых

Ласточка трясогузка

Вывод: у каждой птицы такой клюв, который лучше подходит для её образа жизни. Форма его зависит от способа добычи пищи.

4. Эксперимент «Как форма клюва зависит от пищи».

Чтобы определить, как форма клюва зависит от пищи я провела эксперимент с предметами.

Для эксперимента я выбрала 3 формы клюва:

тонкий, острый клюв

короткий, толстый

https://pandia.ru/text/80/402/images/image019_15.gif" width="705" height="947 src=">

Заключение

В результате моей работы я пришла к выводу:

1. Клюв у птиц изменился, нет у него зубов.

2. С помощью клюва птицы питаются, защищают себя от врагов, охотятся.

3. Существуют разные формы клюва.

4. Клюв связан с условиями обитания и способами питания птицы.

Список литературы

1.Гаврилова краеведения. Екатеринбург: -96», 2001.-392 с.

2. Шорыгина. Какие они? .-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.-96 с

3. «Чей клюв лучше?»/ В. Смолянников// Журнал «В мире животных».-2003 г. № 3 с.34-39

4.Интернет ресурсы: http: //images. yandex. ru

Тема : Птицы. Чей клюв лучше?

Цель : продолжить работу над темой птицы, изучить разнообразии и форму клёвов, обеспечить выявление учащимися способов питания птиц и подбора корма, развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование : В. Бианки видеофильм “ Чей клюв лучше” , запись аудио голос птиц, предметные рисунки птиц, пинцет, прищепка, семена тыквы, насекомые, макет голубя, книги для выставки.

Ход урока.

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
- Доброе утро! Солнце и птицы!
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

2. Создание эмоционального настроения.

Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте своё хорошие настроение. Подарите улыбки гостям.

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята как называется наш урок?

Что мы изучаем на этих уроках?

2. Минутка синоптика.

Дети что вы услышали?

4. Работа над загадками.

Учащиеся загадывают загадки о птицах.

Молодцы все отгадали загадки, хорошо знаете птиц. А вот кто был внимателен, на какие группы мы можем поделить птиц?

Какие птицы отнесем к диким, а какие к домашним?

Скажите кто такие птицы?

Давайте выделим особенности птиц.

5. Строение птицы с помощью макета голубя.

6. Игра “ Что лишнее” (учитель называет слова из них дети должны выделить строение птиц. Когти, перья, клев, лапы, крылья, шерсть, хвости.)

III. Мотивация учебной деятельности.

1.Рассказ учителя.

Дети однажды детский писатель Виталий Бианки подслушал разговор птиц, давайте и мы послушаем о чём они говорили. (учитель вывешивает на доску портрет писателя.)

2. Просмотр видеофильма.

3. Беседа по содержанию.

О чём спорили птицы? - Дети, а как вы думаете,почему у птиц разные клювы? - А как вы думаете, чёй клюв лучше?

Ребята скажите, какой вопрос мы сегодня постараемся разрешить на уроке.

IV. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок не простой, на этом уроке мы с вами будем исследователями, будем исследовать “Чей клюв лучше”. Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны с вами исследовать разнообразие и формы клёвов птиц.

V . Первичное восприятие о и осознание нового материала.

1. Изучение формы клювов.

Я предлагаю рассмотреть три формы клювов.

(на доску вывешивают картинки с формами клювов)

Давайте исследуем клюв под номером 1 ? Какие его особенности, что про него можно сказать? - Клюв под номерм 2 и 3?

Сделаем вывод: клюв под номером один тонкий острый, под номером 2 толстый маленький, третий клюв загнут вниз острый.

Дети мы с вами определили формы клюва.

Физкультминутка.

2. Игра “ На что похоже. “

Учитель показывает предметы дети определяют, на какой клюв они похожи.

Пинцет – на клюв под номером 1 . он тонкий и острый.

Прищепка – на клюв под номером 2 , она толстая и маленькая.

Заколка - загнута вниз, как клюв под номером 3.

А теперь постараемся подобрать пищу. В качестве пищи будут семена тыквы, насекомые, мышка игрушка.

3. Работа в группах.

Чтобы определить к какому клёву подходит какая пища, вы должны работать в группах.

Каждой группе раздают коробки с предметами в которых пища и один предмет который заменяет клюв, дети пробуют каким предметом легче захватить пищу.

4. Заслушивание ответов детей каждой группы.

5. Игра “ Распредели птиц по форме клювов.”

VI . Закрепление и осмысление знаний.

1. Беседа.

А теперь мы проверим на сколько вы были внимательны на уроке.

2. Работа с карточками. Самостоятельная работа.

Возьмите, свои карточки посмотрите внимательно чего не хватает, на рисунке?

Ваша задача, рассмотреть пищу которой питается птица, и дорисовать клев который характерен этой группе.

3. Взаимопроверка.

4. Работа с учебником.

Рассмотрите рисунки и в парах обсудите к какой группе какие птицы относятся.

5. Работа над пословицей.

Каждая птица своим носом сыта.

Как вы понимаете эту пословицу?

6. Игра “ В какой сказке”

В какой сказке мы встречаем птиц, дети должны назвать где встречаются птицы.

VII . Итог урока.

Ребята можем ли мы теперь ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока? - Где в жизни мы можем применить получение сегодня знания на уроке? - Как мы должны помогать птицам? - Так чей же клюв лучше?

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка - перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец - птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли - журавлята.
Грачи - грачата.
Гуси - гусята.
Скворцы - скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля - журавлиный.
У гуся - гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка - кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок - жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка - ласточки.
Грачонок - грачата.
Аист - аисты.
Гусенок - гусята.

КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ:
Кукушка - кукует.
Ласточка - щебечет.
Скворец - поет.
Журавль - курлыкает.
Утка - крякает.
Гусь - гогочет.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт - дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач - птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов - грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц - вредителей полей и огородов.

Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его — ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей — соловушка.
Журавль — журавушка.
Лебедь — лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки - кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста - аистенок, аистята.
У гуся - гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах — ... .
На дворе дерево, а в лесу — ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели -
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,

Прилетели, наконец!

1 апреля во всем мире отмечается День птиц. В честь этого праздника московский Зоологический музей МГУ приглашает всех познакомиться с жизнью пернатых.

Появившись в Америке в конце ХІХ века, День птиц быстро обрел популярность: в Европе его начали отмечать уже в 1906 году.

В честь этой даты, 2 апреля, в воскресенье, в московском музее пройдут лекции орнитологов, познавательные игры и мастер-классы.

В этот день все мероприятия музея будут бесплатными! Принять участие в них вы сможете, купив обычный входной билет. Вот их список.

В 13:00 орнитолог Евгений Александрович Коблик прочтет лекцию о перелётных птицах.
В 14:30 начнется лекция, посвященная летающим животным. Речь пойдет о том, как наши соседи по планете приспособились к полету.

Оксана Ващук

Самых юных посетителей в этот день ждут познавательные игры.

«Чей клюв лучше»
Какой только формы и величины не бывают клювы у птиц! Длинные и короткие, узкие и широкие, прямые и кривые, острые и тупые, крепкие и хрупкие. Откуда такое разнообразие? Для чего? Чей клюв похож на сито, а чей держит насекомых словно пинцетом?

«Квартирный вопрос»
«Визитная карточка» птицы – не только клюв, но и гнездо. Увидев настоящие гнезда из музейной коллекции, попробуйте угадать хозяина по форме гнезда, его расположению или материалам, из которого оно сделано.

«Видно птицу по полёту»
В ходе этой игры вы многое узнаете о строении перьев и их назначении. Они бывают разными: широкими и плотными (они нужны для полёта), мелкими и мягкими (эти удерживают тепло). Также у птиц есть декоративные перья, помогающие найти партнёра. Разобравшись с перьями, попытайтесь узнать птиц по силуэту - этим навыком должен владеть каждый орнитолог.

«Птицы России»
Хорошо ли вам знакомы птицы, обитающие на территории России? Арктические пустыни, тундра и тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни полупустыни - всё это перечень природных зон нашей страны.

Викторина «Я тебя знаю»
Самых юных посетителей ждут специальные несложные вопросы, загадки и задания о пернатых животных.

Кроме того, для детей будут работать творческие мастерские, где они смогут смастерить движущуюся бумажную игрушку. А те, кто ещё не очень хорошо владеет ножницами и клеем, смогут с помощью карандаша, фломастеров и собственной ладони нарисовать птицу.

Пройтись по залам можно будет в компании экскурсовода или обратиться к специальному игровому путеводителю.

Зоологический музей МГУ имени М. В. Ломоносова
Где? Большая Никитская, дом 2. Метро «Охотный ряд», «Театральная», «Арбатская», «Боровицкая»
Когда? 2 апреля
Сколько? 300 руб. для взрослого, 100 руб. для детей. Детям до 7 лет - бесплатный вход.

Тема. Изучение многообразия птиц.

Цель. Умение детей различать птиц по клювам и лапам, определять их принадлежность к экологической группе по типу питания.

Задачи:

Образовательные

  • Знакомство детей с биоразнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.
  • Проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи.
  • Сформировать умение определять экологические группы птиц, применяя полученные знания.
  • Продолжить закрепление базовых экологических понятий: пищевая цепочка, условия обитания, среда обитания на примере разных экологических групп птиц.

Развивающие

  • Развитие общеучебных навыков: умение анализировать; выделять главное, общее, частное; применять полученные теоретические знания при проведении практической работы;
  • Развитие способности делать выводы; задавать вопросы; группировать предметы по общему признаку.
  • Формирование способности рефлексировать свою деятельность.

Воспитательные

  • Воспитание интереса к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
  • Продолжить формирование основ экологической культуры.
  • Отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.

Оборудование, наглядные пособия.

  • Коллаж из иллюстраций птиц, которые размещены в соответствии с экологическими группами.
  • Таблицы с надписями: РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ, НАСЕКОМО-РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, ХИЩНЫЕ, ВСЕЯДНЫЕ.
  • Таблица, показывающая значение птиц в природе и для человека.
  • Карточки с надписями о значении птиц (на две группы детей)
  • Кухонные приборы: вилки, ложки большие и маленькие, ситечко, яблокорезка, чеснокодавилка, ореходавилка, вишнечистка, шумовка, пинцеты и т.д.
  • Продукты питания.
  • Карточки, поделённые на две части: справа виды пищи для птиц, слева - модель головы птицы без клюва.
  • Разрезные карточки с изображением клюва и лап птиц.
  • Карточки с изображением растений, животных, изображение стрелочек.
  • Плакат-схема пищевой цепи.
  • Плакат с опорными словами: УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, СРЕДА ОБИТАНИЯ, ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ.
  • Магнитофон, кассета "Звуки леса".

1 час занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть. Обозначение детьми целей занятия

Рассматривание иллюстраций птиц.

Вопросы для детей: Вам знакомы эти животные? Кого мы называем птицами?

Вывод: Какие они все разные! От чего это зависит? Да, это зависит от условий обитания. Одно из условий жизни - это способ добычи пищи. Можно ли птиц разделить на группы по способу добычи пищи?

Да, вы правильно сказали, что их можно разделить, так как у них разные приспособления для добычи пищи.

Чей же клюв лучше? Вот этот вопрос мы и попробуем разрешить на занятии.

Мы будем играть в интересные игры, работать с карточками, вы сможете самостоятельно проверить свои знания - для этого есть лист самостоятельного учёта знаний - и сделать правильные выводы. Определить порядок работы нам поможет лист, на котором написаны этапы занятия.

II Основная часть.

Беседа о значении птиц.

Представьте себе: проснулись, а вокруг ни одной птицы. Может такое случиться?

Каково же значение птиц в природе и для человека?

Задание № 1 “Значение птиц в природе и для человека”

Определить значение птиц в природе и для человека.

Разделимся на две команды, вы должны выбрать и правильно разложить в два столбика фразы о значении птиц для природы и о значении птиц для человека.

Проверка выполнения задания: сверить по плакату.

Оценивание своих знаний.

Задание № 2 “Накорми птичку”

Чтобы понять, почему у птиц разные клювы, мы поиграем в игру "Накорми птичку". Сейчас я включу кассету с записями голосов птиц. И вы уже не Дима и Полина, а стриж, цапля и т.д. Вы должны добыть себе пищу при помощи этих приборов. Руками к пище прикасаться нельзя.

Итог:

  • Вы можете показать мне универсальный прибор, которым удобно брать любую пищу?
  • А есть ли птица с универсальным приспособлением?
  • Почему у птиц разные клювы?

На протяжении многих-многих лет, путём эволюции клювы видоизменялись, приспосабливаясь к определённой пище, добываемой в той среде, где обитали птицы.

Оценивание своих знаний.

Задание № 3 “Экологические группы птиц”

Обозначить группы птиц по способу добывания пищи.

Обратите внимание на иллюстрации птиц.

Вопросы для детей: Почему птицы так размещены? Что их объединяет?

Вывод: Каждую группу птиц объединяет одинаковая пища.

Первая группа птиц питается растениями и их плодами и называется РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫМИ.

Чем отличается следующая группа от предыдущей? (Небольшого размера, маленькие клювы.)

Вторая группа птиц питаются насекомыми, и группа получила название НАСЕКОМОЯДНЫЕ.

Птицы следующей третьей группы питаются насекомыми, растениями и их плодами. Как назовём их? НАСЕКОМО-РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ.

Четвёртая группа. Посмотрите внимательно на их клювы, как их назовём? ХИЩНЫЕ.

И последняя пятая группа птиц очень своеобразная: в пищу могут употреблять всё. Они так и называются ВСЕЯДНЫЕ.

Задание № 4 “Дорисуй клюв”

Рассмотреть карточки и дорисовать клюв, соответствующий предложенной пищи.

Перед вами по три карточки. Рассмотрите их внимательно. Что видите справа? Слева модель головы. Чего не хватает? Проверим, на сколько вы были внимательны. Вы должны нарисовать клюв птице в зависимости от изображённой пищи.

Проверка выполнения задания.

Оценивание своих знаний, заполнив листок учёта знаний.

Молодцы, все правильно выполнили задание, ни одна птица не осталась голодной. Почему?

Вы нарисовали правильное приспособление. Чей клюв лучше?

2 час занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная беседа.

Как разнообразен мир птиц! Многообразны не только клювы, но и лапы. Они друг с другом взаимосвязаны. Обратите внимание на орла: на сильных лапах острые крепкие когти, напоминающие клюв.

Задание № 5 “Найди пару”

Найти каждому клюву соответствующие лапы

Сейчас поиграем в игру "Найди пару".

У меня в руках "Волшебный пакет". В нём лежат изображения лап и клювов. Каждый из вас берёт одну карточку и ищет себе пару. Готовые пары встают перед столами, выкладывают совпавшие карточки и готовятся доказать свой выбор.

Поверните к себе карточки обратной стороной. В правом верхнем углу есть точки: если их количество на обеих карточках совпадает, значит, задание выполнено правильно.

Вывод:

Мы с вами говорили об очень важном условии жизни - добывании пищи. Всегда ли достаточно пищи птицам? От чего зависит её количество? (От времени года, климата, урожая (неурожая), конкурентов, человеческой деятельности.) Деление на такие группы является условным. Так как с изменением условий жизни многие птицы переходят на другой тип питания (примеры).Да, на Земле часто бывают для птиц трудные времена, на помощь приходит Человек, чтобы сохранить многообразие птиц. Как вы помогаете птицам?

Задание № 6 “Пищевые цепочки”

Составить пищевые цепочки по предложенным карточкам

Рефлексия предыдущих знаний.

Перед вами схема пищевой цепи Р > ТрЖ > Х. Назовите её компоненты. Что указывают стрелки? (Поток энергии от одного звена к другому)

Задание: Вам предстоит составить пищевые цепи. Разделимся на пять групп. Каждая команда получает конверт с карточками. Это задание дано в трёх вариантах. Они отличаются сложностью. Все эти задания вы можете делать втроём, помогая друг другу. А можете распределить варианты задания между участниками команды.

III. Заключительная часть

Рефлексия занятия:

  • Что вам понравилось сегодня на занятии?
  • На каких этапах занятия вы почувствовали трудности?
  • Что вы хотели бы сделать по-другому?

Теперь давайте подведём окончательный итог по результатам полученных знаний.

Максимальное количество баллов, которое вы могли набрать, от 21 до 27 баллов.

Дети подсчитывают баллы. Сообщают педагогу.

После подсчёта баллов педагог благодарит детей за работу.

Педагог просит оценить своё эмоциональное состояние, показав карточку.

Вывод:

Многообразие птиц не перестаёт удивлять человечество.

Внешний вид птиц, повадки прямо зависят от среды обитания и условий существования.

Очень важно нам с вами осознать ту простую истину, что мир природы, который будет окружать человека в будущем, целиком зависит от его современной деятельности.

Приложение 1.

Карточка последовательности работы обучающихся на занятии (выдаётся каждому ребёнку).

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ.

I этап. Знакомство с целью занятия

II этап. Основная часть

1. Выполнение задания "Значение птиц в природе и для человека" двумя командами.

2. Игра "Накорми птичку".

3. Беседа "Экологические группы птиц". Обозначить группы птиц по способу добывания пищи.

4. Самостоятельная работа. Рассмотреть карточки и дорисовать клюв, соответствующий предложенной пище. (Выполняется отдельно каждым ребёнком.)

5. Игра "Найди пару". Найти каждому клюву соответствующие лапы.

6. Самостоятельная работа. Составить пищевые цепочки по предложенным карточкам.

III этап. Подведение итогов.