Инженерия знаний определяется как. Инженерия знаний. Теоретические аспекты получения знаний

Система - посредник, заключение договора на поставку.

Инженерия знаний - область информатики, в рамках которой проводятся исследования по представлению знаний в ЭВМ, поддержание их в актуальном состоянии и манипулировании ими.

Knowledge system - система основанная на знаниях.

СОЗ СБЗ СУБД ЭС ИС СИИ - система искусственного интеллекта.

Структура системы, основанной на знаниях.


ИНТЕРФЕЙС

БЗ - это модель, представляющая в ЭВМ знания, накопленные в определенной предметной области. Эти знания должны быть формализованы. Знания формируются с помощью модели, а затем представляются с помощью определенного языка.

В БЗ обычно выделяются знания о конкретных объектах и правила. Эти правила исполняются как механизм получения решений, для того, чтобы из исходных фактов вывести новые.

Интерфейс обеспечивает ведение диалога на языке, близком пользователю.

Методы, основанные на использовании логических выводов, часто используется в инженерии знаний.

Понятие предметной области.

Объект – то что существует или воспринимается в качестве отдельной сущности.

Основные свойства: дискретность; различие.

При представлении знаний используется прагматический подход, т.е. выделяются те свойства объекта, которые важны для решения задач, которые будет решать создаваемая система. Поэтому система, основанная на знаниях, имеет дело с предметами, которые являются абстрактными объектами. Предмет выступает в роли носителя некоторых свойств объекта. Состояние предметной области может меняться со временем. В каждый момент времени состояние предметной области характеризуется множеством объектов и связями. Состояние предметной области характеризуется ситуацией.


Концептуальные средства описания предметной области.

Концептуальная модель отражает наиболее общие свойства. Для того, чтобы детализировать описание нужны языки. Характерными чертами концептуальных средств описания предметной области являются абстрактность и универсальность. Их можно использовать для описания любой предметной области.

Понятие класса объекта.

Понятие объекта – понятие множеств. Сходные между собой объекты объединяются в классы. В разные моменты времени одному и тому же классу могут соответствовать разные множества объектов.

К – класс объекта.

К t – множество объектов класса К в момент времени t.

Группа (1999) = { ИА-1-99, ИА-1-98, … , ИА-1-94, ИБ-1-99,…}

Группа (1998) = { ИА-1-98, ИА-1-97, … , ИА-1-93, ИБ-1-98,…}

" t К t = { … }

Преподавательская должность = { профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент}



1 4 Геометрическая фигура, форма квадрат, цвет синий.
объектов атрибутная пара

Идентификация объектов может быть прямая и косвенная. В случае прямой используются имена объектов, порядковые номера объектов; косвенная основана на использовании свойств объектов.

Атрибут может быть компонентом. Под атрибутом понимается свойство, характеристика, название компонентов.

(Геометрическая фигура:

форма Геометрическая форма

цвет Цвет)

Пары имя атрибута и значение атрибута часто совпадают.

Пример ситуации:

лектор Фамилия_лектора,

место №_аудитории,

тема Название_темы,

слушатель Код_группы,

день День_недели,

время Время_начала)

Ситуация – показана связь между «преподаватель» и «слушатель», остальные характеристики данной ситуации.

Роли участников ситуации:

Слушатель

Характеристики ситуации:

(К: А 1 К 1 ,А 2 К 2 , … , А n К n) – представление знаний в виде некоторой структуры.

(дата, число, день_месяца)

(дата, месяц, название_месяца)

(дата, год, год)

(геометрическая_фигура, форма, геометрическая_форма)

(геометрическая_фигура, цвет, цвет)

Такому представлению знаний соответствует представление знаний в виде отдельных фактов.

(К: А 1 К 1 ,А 2 К 2 , … , А n К n)

Представления знаний об объектах делятся на:

Классы объекта (структура данных)

Знания о конкретных объектах (о данных)

Классы объекта.

1. (К: А 1 К 1 ,А 2 К 2 , … , А n К n)

А i – имя атрибута

К i – классы объекта, являются значением атрибута

К – имя класса

(преподаватели:

ФИО фамилия_с_инициалами,

Должность преподпвательская_должность)

2. (К: А i К i)

(преподаватель, ФИО фамилия_с_инициалами,

преподаватель, должность преподпвательская_должность)

3. К (К 1 ,К 2 , … , К n)

4. К (А 1 ,А 2 , … , А n)

(преподаватель (фамилия_с_инициалами, преподпвательская_должность),

преподаватель (ФИО, должность))

Представление знаний для первой формы:

(К: А 1 К 1 ,А 2 К 2 , … , А n К n) к i Î К i

Атрибутивное представление знаний:

(преподаватель: - представляет собой

ФИО Семенов - некоторую структуру

Должность доцент) - данных

Представление знаний для второй формы:

(К: А i К i) к Î К, к i Î К i

Атрибутивное представление знаний в виде отдельных фактов:

(преподаватель1 , ФИО, Семенов) - 1 , 2 являются связками между

(преподаватель1 , должность, доцент) - фактами

(преподаватель2 , ФИО, Петров)

(преподаватель2 , должность, ассистент)

Представление знаний для третьей формы:

К (К 1 ,К 2 , … , К n)

(преподаватель (Семенов, доцент) - позиционное представление знаний

Если имена атрибутов отсутствуют, а сами атрибуты записываются на определённых позициях, то – позиционноё представление знаний.

Представление знаний в виде «троек» - (объект, атрибут, значение).

Для представления неточных значений используются коэффициенты уверенности – (объект, атрибут, значение, коэффициент уверенности).

(пациент1, диагноз, колит, К760)

0 – соответствует неопределенности.

отрицательное значение – степень уверенности в невозможности значения атрибута.


(пациент1, диагноз, гастрит, К740)

* (пациент, ФИО, Антонов, диагноз колит К760, гастрит К740)

Представление знаний о классе объекта называется минимальным, если при удалении одного из атрибутов приводит к тому, что оставшееся множество атрибутов перестает быть представлением данного класса объекта.

Аренда (объект_аренды, арендатор, арендодатель, срок_аренды, плата).

Если удалить «срок_аренды», получится купля-продажа, а если удалить «срок_аренды» и «плата», то получиться подарок.

Представление знаний в реляционной базе данных.

Реляционная база данных – данные хранятся в позиционном формате.

Данные хранятся в виде таблицы, где название таблицы – имя класса. Каждому классу соответствует таблица или файл БД. Имя класса - название соответствующей таблицы. Имена атрибутов – соответствующие поля таблицы (столбец). Строки таблицы – записи БД. Записи соответствует запись в позиционном формате.

В данном случае ключ будет состоять из нескольких полей.

Усилия исследователей в области инженерии знаний направлены на создание формальных методов извлечения знаний . К их числу можно отнести метод автоматической обработки текстов на основе статистической обработки семантических единиц. Метод и программные средства автоматизированного извлечения знаний из текстов базируются на формальных процедурах обнаружения в текстах семантических единиц различной выраженности.  


Для создания экспертной системы нужен собственно эксперт, источник знаний в какой-либо узкой предметной области , и универсальный инженер знаний. Инженер знаний опрашивает эксперта, формализует его знания и создаёт модель предметной области . Модель затем вводится в компьютер, и проигрываются всевозможные варианты.  

Как уже отмечалось, технологию построения экспертных систем часто называют инженерией знаний. Как правило, этот процесс требует специфической формы взаимодействия создателя экспертной системы предметной области . Инженер знаний извлекает из экспертов процедуры, стратегии, эмпирические правила, которые они используют при решении задач , и встраивает эти знания в экспертную систему. Одной из наиболее сложных проблем, возникающих при создании экспертных систем, является преобразование знаний эксперта и описания применяемых им способов поиска решений в форму, позволяющую представить их в базе знаний системы, а затем эффективно использовать для решения задач в данной предметной области.  

Обычно эксперт не прибегает к процедурным или количественным методам его основные средства - аналогия, интуиция и абстрагирование. Часто эксперт даже не может объяснить, как именно им было найдено решение. В лучшем случае вы получите от него лишь описание основных приемов или эвристик, которые помогли ему успешно справиться с задачей. На инженера знаний возлагается очень сложная работа по преобразованию этих описаний в строгую, полную и непротиворечивую систему, которая позволяла бы решать прикладные задачи не хуже, чем это сделал бы сам эксперт, поскольку процесс построения базы знаний плохо структурирован и по своей природе является скорее циклическим, чем линейным.  

Инженер знаний должен корректно сформулировать задачу. В то же время он должен уметь распознать, что задача не структурирована, и в этом случае воздержаться от попыток ее формализовать или применить систематические методы решения . Главная цель начального этапа построения базы знаний - определить, как будет выглядеть описание предметной области на различных уровнях абстракции. Экспертная система включает базу знаний , которая создается путем формализации некоторой предметной области , а та, в свою очередь, является результатом абстрагирования определенных сущностей реального мира.  

Инженер знаний прежде всего обязан провести опрос эксперта и только потом приступать к построению системы. Эксперт, безусловно, должен быть специалистом в той области, в которой будет работать система . Первым делом необходимо определить целевое назначение системы. Какие, собственно, задачи предстоит решать системе, основанной на знаниях Цели разработки системы следует сформулировать точно, полно и непротиворечиво.  

Процесс приобретения знаний - наиболее сложный этап разработки экспертной системы , поскольку инженер знаний (программист) плохо разбирается в предметной области , а эксперт не знает программирования. В связи с этим лексика, используемая экспертом, не понятна инженеру знаний, и чтобы уточнить все вопросы, требуется совместная работа эксперта и инженера знаний. Одна из наиболее сложных задач инженера знаний - помочь эксперту структурировать знания о проблеме. " "...  

В выполнении всех задач, возникающих в процессе приобретения знаний, могут принимать участие эксперт, инженер знаний и экспертная система . В зависимости от того, кто выполняет задачу, можно выделить различные модели приобретения знаний.  

Последующие разработки систем искусственного интеллекта основывались на отделении знаний от программ и оформлении знаний в виде простых информационных структур , называемых базами знаний . В этом случае эксперт взаимодействует с системой либо непосредственно, либо через инженера знаний.  

Эксперт, имеющий минимальные знания в области программирования, может взаимодействовать с экспертной системой через интеллектуальный редактор, без посредничества инженера знаний.  

Перед тем как приступить к разработке ЭС, инженер по знаниям должен рассмотреть вопрос, следует ли разрабатывать ЭС для данного приложения. В обобщенном виде ответ может быть таким использовать ЭС следует в том случае, когда разработка ЭС возможна, оправдана и методы инженерии знаний соответствуют решаемой задаче.  

Прототип должен продемонстрировать пригодность методов инженерии знаний для данного приложения. В случае успеха эксперт с помощью инженера по знаниям расширяет знания прототипа о проблемной области. При неудаче может потребоваться разработка нового прототипа или разработчики могут прийти к выводу о непригодности методов инженерии знаний для данного приложения.  

Уровень технологии любого производства оказывает решающее влияние на экономические показатели (прибыль, рентабельность продукции , издержки производства и др). Поэтому экономисту необходимы достаточные знания современных технологических процессов , а инженеру - знания в области экономики.  

Выполнение этих требований позволяет упростить механизм логического вывода и процессы приобретения знаний и управления ими, однако, как правило, создателям интеллектуальной системы приходится идти на некоторый компромисс в стремлении обеспечить одинаковое понимание знаний и экспертами, и инженерами знаний, и пользователями.  

Компонент приобретения знаний предназначен для обеспечения работы инженера знаний по созданию и поддержанию модели знаний , адекватной реальной предметной области (генерации БЗн, ее тестирования, пополнения новыми знаниями , исключения неверных (ставших таковыми) знаний и т. п.).  

В психологии, инженерии знаний разработаны приемы, большинство из которых, за исключением аппаратурных методик, вполне доступны. Познакомимся с конкретными приемами выявления стереотипов Клиентов.  

Одной из ключевых проблем создания систем ИИ является проблема представления и использования знаний о той предметной области , в которой система решает те или иные задачи. Общий круг задач, решаемых в этой связи, относится к разделу ИИ, называемому инженерией знаний. База знаний является важным элементом любой системы управления . Идея баз знаний сформировалась в ходе исследований по созданию принципов и методов работы с большими базами данных. Оказалось, что эффективность использования баз данных может быть существенно повышена, если связывать хранящуюся информацию не только за счет форм (таблиц, списков, деревьев), а за счет тех отношений, которые существуют между фактами. Причем, отношения эти должны быть не случайными, ситуативными, а отражать существенные связи объекта. Такие базы данных получили название интеллектуальных баз данных или баз знаний.  

К примеру, инженеры знаний (люди, которые осуществляют опрос экспертов и переводят их экспертизу в искусственный интеллект - компьютерную программу экспертной системы) сегодня составляют менее 1% сотрудников в сфере обработки данных, однако предполагается, что после 2000 г. они займут до 20% рабочих мест по обработке данных. Исследование компетенций может показать, что лучшие инженеры знаний обладают более высоким уровнем когнитивных компетенций, таких как опознавание модели , концептуализация и аналитическое мышление (способность распознавать и формулировать алгоритмы решения задачи эта способность используется экспертами в компьютерных программируемых правилах типа если- то) и навыки межличностного интервьюирования, нужные для установления взаимопонимания и выслушивания экспертов по теме.8 Эти данные предлагают критерии отбора и тренинга для персонала, занимающегося обработкой данных, который будут набирать и развивать в течение следующей декады.  

В будущем исследование компетенций будет все больше напоминать инженерию знаний процесс определения хода мысли людей-экспертов, чтобы на их основе разработать компьютерные экспертные системы.5  

Эти проблемы преодолеваются с помощью методов инженерии знаний (гл. 9). Благодаря им можно непосредственно представлять в моделях плохо формализуемые знания менеджеров о бизнес-процессах , в частности рабочих процедурах. Кроме того, решается проблема быстрой разработки приложений и создания интеллекту-  

Чтобы преодолеть эти проблемы, в настоящее время начинают использовать методы инженерии знаний. С их помощью можно непосредственно представлять в моделях плохо формализуемые знания менеджеров о бизнес-процессах , в частности рабочих процедурах. Кроме того, решается проблема создания интеллектуального интерфейса конечного пользователя со сложными средствами анализа моделей.  

Его основатели - Марвин Минский и Эдвард Фейгенбаум посчитали излишней апелляцию к архитектуре мозга его нейронным структурам и декларировали необходимость моделирования работы человека со знаниями. Тем самым, поставив в центр внимания операции с формальнологическими языковыми структурами, они заведомо выбрали ориентацию на имитацию обработки информации левым полушарием мозга человека . Системы обработки таких формализованных знаний были названы экспертными, поскольку они должны были воспроизводить ход логических рассуждений эксперта (высокопрофессионального специалиста) в конкретной предметной области . Эти рассуждения проводятся с использованием правил вывода, которые инженер знаний должен извлечь у эксперта.  

Технологию построения экспертных систем называют инженерией знаний. Этот процесс требует специфической формы взаимодействия создателя экспертной системы , которого называют инженером знаний, и одного или нескольких экспертов в некоторой предметной области . Инженер знаний извлекает из экспертов процедуры, стра-  

представляет собой совокупность моделей, методов и технических приемов, нацеленных на создание систем, которые предназначены для решения проблем с использованием знаний. Фактически инженерия знаний – это теория, методология и технология, которые охватывают методы добычи, анализа, представления и обработки знаний экспертов.

Представление знаний, их обработка и использование, рассматриваемые применительно к конкретной прикладной области, являются предметом инженерии знаний.

На высоком уровне, процесс инженерии знаний состоит из двух:

1. – преобразование «сырых знаний» в организованные.

2. – преобразование организованных знаний в реализованные.

С областью инженерии знаний тесно связано понятие .

Сущностью можно считать научный анализ и автоматизацию интеллектуальных функций человека. Однако для большинства проблем общая реальность – трудность их машинного воплощения. Исследования по ИИ позволили утвердиться во мнении, что подлинно необходимым для решения проблем являются знания экспертов, т.е. если создать систему, способную запоминать и использовать знания экспертов, то она найдет применение в практической деятельности.

История возникновения термина

Инженерия знаний тесно связана со всем процессом разработки интеллектуальных информационных систем в целом и (ЭС) в частности – от возникновения замысла до его реализации и совершенствования.

В конце 1960-х и начале 1970-х гг. под руководством Э.Фейгенбаума в Стенфордском университете США была создана система DENDRAL, а позднее – MYCIN. Поскольку эти системы накапливают в памяти компьютера знания экспертов и используют эти знания для решения проблем, извлекая их при необходимости из памяти, то они получили названия экспертных, а профессор Э.Фейгенбаум, являющийся одним из создателей экспертных систем (ЭС), выдвинул для данной области техники название «инженерия знаний». Слово «engineering» в английском языке означает искусную обработку предметов, изобретение или создание чего-либо. Следовательно, работу по оснащению программ специальными экспертными знаниями из проблемной области, выполняемую человеком либо компьютером (программой), также можно назвать «инженерией знаний».

Базы знаний.

Совокупность сведений, понятий, представлений о чем-либо, полученных, приобретенных, накопленных в результате учения, опыта, в процессе жизни и т.д. и обычно реализуемых в деятельности. Более формальные определения применяемые обычно в рамках менеджмента знаний:

Представление знаний, их обработка и использование, рассматриваемое применительно к конкретнойприкладной области, является предметом инженерии знаний. Коллекция совместно организованных знаний, относящихся к задачам, решаемым в системе искусственного интеллекта (ИИ), называется базой знаний (БЗ).

Итак, - это семантическая модель, описывающая предметную область и позволяющая отвечать на такие вопросы из этой предметной области, ответы на которые в явном виде не присутствуют в базе. База знаний является основным компонентом систем Искусственного интеллекта и Экспертных систем. Большинство БЗ ограничены в некоторой специальной, обычно узкой предметной области, в которой они сосредоточены.При создании БЗ технология ИИ позволяет встраивать в компьютер механизм и способности вывода, основывающиеся на фактах и отношениях, содержащихся в БЗ.

Задачи инженерии знаний.

Анализ предметной и проблемной областей.

Предметная область - сфера человеческой деятельности, выделенная и описанная согласно установленным критериям. В описываемое понятие должны входить сведения об ее элементах, явлениях, отношениях и процессах, отражающих различные аспекты этой деятельности. В описании предметной области должны присутствовать характеристики возможных воздействий окружающей среды на элементы и явления предметной области, а также обратные воздействия этих элементов и явлений на среду.

Проблемная область - комплексное понятие, включающее предметную область, решаемые задачи, цели, возможные стратегии и эвристики. Предметную область можно определить как объект или, например, производственную систему со всем комплексом понятий и знаний о ее функционировании. При исследовании проблемной области необходимы знания о задачах, решаемых в производственной системе, и стоящих перед ней целях.

При исследовании экономических систем и решаемых ими задач с целью формализации знаний в БЗ и работе необходимо учитывать специфику таких систем. Экономическим системам присуща динамичность функционирования, частая смена ситуаций, обновление больших массивов измерительных и других данных, характеризующих состояние объекта. Они часто функционируют в условиях полной определенности из-за действия случайных возмущающих факторов.

Приобретение знаний.

Приобретение знаний реализуется с помощью двух функций: получения информации извне и ее систематизации. При этом в зависимости от способности системы обучения к логическим выводам возможны различные формы приобретения знаний, а также различные формы получаемой информации.

Классификация этапов обучения, соответствующих способностям компьютеров к формализации знаний:

А. Получение информации без логических выводов.

1. Ввод программ.

2. Ввод фактических данных.

Б. Получение извне информации, уже представленной в виде знаний.

1. Получение готового набора знаний, представленных во внутреннем формате.

2. Получение знаний, представленных во внутреннем формате, в режиме диалога.

3. Получение знаний, представленных во внешнем формате, и их понимание.

В. Обучение по примерам.

1. Параметрическое обучение.

2. Обучение на основе выводов по аналогии.

3. Обучение на основе выводов по индукции – эвристическое обучение.

Г. Приобретение знаний на метауровне.

В случае прикладных систем инженерии знаний необходимо преобразовать специальные знания из какой-либо области в машинный формат, но для этого нужен посредник, хорошо знающий как проблемную область, так и инженерию знаний. Таких посредников называют инженерами знаний (инженерами по знаниям).

Итак, – это специалист по искусственному интеллекту, проектирующий и создающий Экспертную систему или другую информационную систему.

Выявление источников знаний.

Выявление источников знаний и работа с ними - основная задача инженера знаний.

Инженер знаний выполняет важные функции при разработке БЗ. Он должен хорошо ориентироваться в проблемной области и быть неплохим психологом, чтобы общаться с экспертом в процессе приобретения знаний. Вместе с тем он должен хорошо знать и возможности программного обеспечения компьютеров, чтобы структурировать знания для хранения и работы с ними. Основным источником знаний о проблемной области является человек-эксперт. Эксперт - специалист, который за годы обучения и практической деятельности научился эффективно решать задачи, относящиеся к конкретной предметной области.

Инженер знаний работает с ним в режиме диалога или интервью и формирует необходимый объем знаний и сведений для работы с объектом. Возможно также использование опросников, которые затем соответствующим образом обрабатываются.

Табл.1 Методы извлечения знаний из предметного эксперта.

Метод

Описание

Наблюдение на рабочем месте

Наблюдать за экспертом, решающим реальные задачи на своем рабочем месте.

Обсуждение задач

Выявить виды данных, знаний и процедур, необходимых для решения конкретных задач.

Описание задач

Попросить эксперта описать прототипную задачу для каждой категории возможных ответов.

Анализ задачи

Представить эксперту ряд реалистических задач для решения вслух с целью выявить логические основания конкретных шагов рассуждения.

Доводка системы

Попросить эксперта предоставить вам несколько задач для решения и с использованием правил, выявленных во время интервью.

Оценивание системы

Попросить эксперта проверить работу системы и подвергнуть критике правила и структуру управления прототипной системой.

Проверка системы

Предоставить примеры, решенные экспертом и прототипом системы, другим независимым экспертам для сравнения и оценки.

Для некоторых задач источниками дополнительной информации являются книги, технологические описания, инструкции, документы . Используются также методы так называемого « мозгового штурма».

Знания об объекте можно формировать путем использования статистической обработки информации и информации о результатах имитационных экспериментов.

Другим важным источником знаний является Интернет. Помимо традиционного поиска необходимой информации и знаний в Интернет, в настоящее время в процесс поиска знаний вовлекаются интеллектуальные агенты.

Автоматизация процесса сбора знаний.

Автоматизация извлечения знаний и запись их в БЗ . Неавтоматизированный сбор знаний специалистов трудоемкий процесс. В развитых интеллектуальных системах предусматриваются вспомогательные средства для приобретения знаний.

Автоматическая структуризация неформальных знаний , доступных в Интернет через распределенную гипермедиа систему – Web. Технология гипермедиа через Web обеспечивает идеальный подход для развития систем, основанных на знаниях путем расширения возможностей каналов человеко–машинного взаимодействия. Этот новый подход к интеграции технологии гипермедиа с извлечением знаний имеет дело со знаниями до того, как они будут формализованы. Многие Web – механизмы поиска включают интеллектуальных агентов для идентификации и поставки требуемой информации по индивидуальным потребностям и запросам. Причина экспоненциального роста количества информации, обеспечиваемого через Web-механизмы, вызывает развитие методов структуризации информации в распределенных гипермедиа системах. Такая интеграция между технологией гипермедиа и методами извлечения знаний может обеспечить мощный инструмент для извлечения знаний.

Представление знаний.

Важное место в системах управления знаниями занимает проблема представления знаний, являющаяся ключевой.

Существует также ряд общих для всех СПЗ проблем. К ним можно отнести,

в частности, проблемы:

приобретения новых знаний и их взаимодействие с уже существующими;

организации ассоциативных связей;

выбора диапазона в размере элементов представления, связан­ной с тем, насколько «детально могут быть описаны объекты и события, и какая часть внешнего мира может быть представлена в конкретной системе»;

неоднозначности и выбора семантических примитивов;

модульности и понимания;

явности знаний и доступности;

выбора соотношения декларативной и процедурной составляющих представления, что влияет на экономичность системы, полноту, легкость кодировки и понимания.

Модели представления знаний.

Модели представления знаний можно условно разделить на декларативные и процедурные .

Декларативная модель представления знаний основывается на предположении, что проблема представления некоей предметной области решается независимо от того, как эти знания потом будут использоваться. Поэтому модель как бы состоит из двух частей: статических описательных структур знаний и механизма вывода , оперирующего этими структурами и практически независимого от их содержательного наполнения. При этом оказываются раздельными синтаксические и семантические аспекты знания, что является достоинством указанныхформ представленияиз-завозможности достиженияих определенной

универсальности.

В декларативных моделях не содержатся в явном виде описания выполняемых процедур. Эти модели представляют собой множество утверждений. Предметная область представляется в виде

синтаксического описания ее состояния.

Вывод решений основывается в основном на процедурах поиска в пространстве состояний.

В процедурномпредставлении знания содержатсявпроцедурах небольших программах, которые определяют, как выполнять специфичные действия (как поступать в специфичных ситуациях).

При этом можно не описывать все возможные состояния среды или объекта для реализации вывода. Достаточно хранить некоторые начальные состоянияипроцедуры, генерирующиенеобходимые описания ситуаций и действий. При процедурном представлении знаний семантика непосредственно заложена в описание элементов базы знаний, за счет чего повышается эффективность поиска решений.

Выбор способа представления знаний.

Важным вопросом при создании БЗ является выбор способа представления знаний. Цель представления знаний - организация необходимой информации в такую форму, чтобы программа ИИ имела легкий доступ к ней для принятия решений, планирования, узнавания объектов и ситуаций, анализа сцен, вывода заключений и других когнитивных функций.

Основные типы моделей представления знаний применительно к процессу разработки БЗ:

При использовании логики предикатов первого порядка (дедуктивной логики) БЗ может рассматриваться как совокупность логических формул, которые обеспечивают частичное описание проблемной среды.

позволяют описывать свойства и отношения объектов событий, понятий, ситуаций или действий с помощью направленного графа, состоящего из вершин и помеченных ребер.

Фреймы представляют собой декларативно-процедурные структуры. Во многих фреймовых структурах возможна реализация наследственных отношений, при которых объекты могут наследовать атрибуты более абстрактных объектов. Такая форма организации знаний позволяет экономить объем памяти.

Продукционные модели (основанные на правилах вида Если-То) являются наиболее популярным способом представления знаний. При организации знаний с использованием продукционных моделей в БЗ содержатся правила продукций, а в БД содержится информация, которая отображает текущее состояние решаемой задачи. Инициализацию необходимого правила осуществляет блок управления.

Большие трудности возникают при создании моделей нечетких знаний.

Формализация таких знаний осуществляется на основе теории нечетких множеств. Развиваются также модели на основе искусственных нейронных сетей (ИНС), многоагентных систем, генетических алгоритмов и другие моделипредставления и обработки знаний.

Поиск и хранение знаний.

Пои c к и хранение необходимых знаний c вязаны c понятием корпоративной памяти , которая по аналогии с человеческой памятью позволяет пользоваться предыдущим опытом и избегать повторения ошибок, что является пока достаточно труднореализуемым на практике.

Корпоративная память хранит неоднородную информацию из различных и c точников и делает ее доступной пользователям для решения корпоративных задач.

Становится актуальной разработка модели представления знаний, которая обеспечивала бы автоматизированную обработку информации на c емантическом уровне в системах управления знаниями.

Большую популярность в последнее время приобретают онтологии.

В области инженерии знаний было созданы различные средства и модели, позволяющие эффективно управлять знаниями и их представлением. Рассмотрим некоторые из них на нашей странице, посвященной методам инженерии знаний.

Классификация знаний

Знания бывают классифицированы на следующие категории:

¨ Поверхностные – знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области.

¨ Глубинные – абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания могут использоваться для прогнозирования поведения объекта.

К примеру, поверхностные знания бывают описаны следующим предложением:

ʼʼВ случае если болит голова, то следует выпить аспиринʼʼ.

При этом можно также рассмотреть глубинные знания:

ʼʼЗнания физиологов и врачей высокой квалификации о причинах, видах головных болей и методах их леченияʼʼ.

Знания, которыми обладает человек, делятся на формализованные (точные) и слабо формализованные (неточные). Формализованные знания можно зафиксировать в виде определœений, формул, алгоритмов, моделœей и т.п. Неформализованные знания - ϶ᴛᴏ знания, для которых отсутствует алгоритм (модель, метод) их получения. Эти знания трудно сформулировать, так как они, как правило, являются результатом обобщения многолетнего опыта человека. К примеру, мы не всœегда можем ответить: почему мы приняли то или иное решение, говорим, что оно пришло на интуитивном уровне.

Инженерия знаний – достаточно молодое направление искусственного интеллекта͵ появившаяся тогда, когда практические разработчики столкнулись с весьма нетривиальными проблемами трудности ʼʼдобычиʼʼ и формализации знаний. Инженерия знаний напрямую связана с проектированием баз знаний , ᴛ.ᴇ. получению и структурированию знаний специалистов для последующей разработки интеллектуальных информационных систем (ИИС).

Для БЗ характерны информационные массивы небольшого объёма (в отличие от баз данных) являющиеся исключительно дорогими. В базе знаний можно проводить выбор по запросу информации, явно не хранимой, а выводимой из имеющихся данных. Базы знаний используются для хранения знаний и построения на их базе ИИС. Для этого знания крайне важно представить в форме, понятной компьютеру.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, идеология создания базы знаний в основном связана с формализацией знаний (или памяти человека). Модели памяти разрабатываются когнитивной психологией. Когнитивная психология (психология познания) занимается, прежде всœего, изучением способов восприятия и понимания знаний человеком.

Процесс представления знаний представляет собой формализацию знаний об определœенной области. В конечном итоге, знания должны быть представлены в форме, которая будет пригодна для создания интеллектуальной системы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, крайне важно создание определœенных схем, позволяющих описать знания на некотором формальном языке.

Выделяют декларативные и процедурные знания. Декларативные знания хранятся в виде фактов и утверждений об объектах и отношений между этими объектами. К моделям представления таких знаний относятся, предикаты, семантические сети, фреймы. Процедурные знания хранятся в процедурах и выводятся в виде алгоритмов. К моделям их представления относятся правила продукции.

Особенности, присущие некоторым слабоструктурированным задачам, такие, как разнородность информации, неполнота и неопределœенность исходных данных и т.д. делают привлекательным использование качественных знаний. Для их формализации используются методы нечеткой математики.

Извлечение знаний - ϶ᴛᴏ процедура взаимодействия специалиста с источником знаний, в результате которой становится явным процесс рассуждений специалиста при принятии решения и структура его представления о предметной области.

Условно данный процесс включает можно разбить на три этапа:

1. Формулировка проблемы – определœение целœей и задачей получения знаний;

2. Сбор информации из различных источников. Следует отметить, что в качестве эксперта может выступа не только человек, но и любой другой источник информации (справочники, статьи, видеозаписи и т.д.);

3. Разработка формализма (модели) знаний о предметной области.

Рис. 2.1 – Методы получения знаний

Как уже отмечалось, технологию построения экспертных систем часто называют инженерией знаний. Как правило, этот процесс требует специфической формы взаимодействия создателя экспертной системы, которого называют инженером знаний, и одного или нескольких экспертов в некоторой предметной области. Инженер знаний «извлекает» из экспертов процедуры, стратегии, эмпирические правила, которые они используют при решении задач, и встраивает эти знания в экспертную систему. Одной из наиболее сложных проблем, возникающих при создании экспертных систем, является преобразование знаний эксперта и описания, применяемых им способов поиска решений в форму, позволяющую представить их в базе знаний системы, а затем эффективно использовать для решения задач в данной предметной области.

Обычно эксперт не прибегает к процедурным или количественным методам; его основные средства -- аналогия, интуиция и абстрагирование. Часто эксперт даже не может объяснить, как именно им было найдено решение. В лучшем случае вы получите от него лишь описание основных приемов или эвристик, которые помогли ему успешно справиться с задачей. На инженера знаний возлагается очень сложная работа по преобразованию этих описаний в строгую, полную и непротиворечивую систему, которая позволяла бы решать прикладные задачи не хуже, чем это сделал бы сам эксперт, поскольку процесс построения базы знаний плохо структурирован и по своей природе является скорее циклическим, чем линейным.

Построение базы знаний включает три этапа:

описание предметной области;

выбор модели представления знаний (в случае использования оболочки этот этап исключается);

приобретение знаний.

Первый шаг при построении базы знаний заключается в выделении предметной области, на решение задач из которой ориентирована экспертная система. По сути, эта работа сводится к очерчиванию инженером знаний границ области применения системы и класса решаемых ею задач. При этом необходимо:

определить характер решаемых задач;

выделить объекты предметной области;

установить связи между объектами;

выбрать модель представления знаний;

выявить специфические особенности предметной области.

Инженер знаний должен корректно сформулировать задачу. В то же время он должен уметь распознать, что задача не структурирована, и в этом случае воздержаться от попыток ее формализовать или применить систематические методы решения. Главная цель начального этапа построения базы знаний -- определить, как будет выглядеть описание предметной области на различных уровнях абстракции. Экспертная система включает базу знаний, которая создается путем формализации некоторой предметной области, а та, в свою очередь, является результатом абстрагирования определенных сущностей реального мира.

Выделение предметной области представляет собой первый шаг абстрагирования реального мира.

После того как предметная область выделена, инженер знаний должен ее формально описать. Для этого ему необходимо выбрать какой-либо способ представления знаний о ней (модель представления знаний). Если в качестве инструментального средства определена оболочка (пустая ЭС), то модель представления знаний определяется выбранным средством. Формально инженер знаний должен воспользоваться той моделью, с помощью которой можно лучше всего отобразить специфику предметной области.

Полученная после формализации предметной области база знаний представляет собой результат ее абстрагирования, а предметная область, в свою очередь, была выделена в результате абстрагирования реального мира. Человек обладает способностью работать с предметными областями различных типов, использовать различные модели представления знаний, рассматривать понятия реального мира с различных точек зрения, выполнять абстрагирования различных видов, проводить сопоставление знаний различной природы и прибегать к самым разнообразным методам решения задач. Имеются отдельные примеры совместного использования баз знаний, ориентированных на различные предметные области, но большинство современных систем может решать задачи только из одной предметной области.

Инженер знаний, прежде всего, обязан провести опрос эксперта и только потом приступать к построению системы. Эксперт, безусловно, должен быть специалистом в той области, в которой будет работать система. Первым делом необходимо определить целевое назначение системы. Какие, собственно, задачи предстоит решать системе, основанной на знаниях? Цели разработки системы следует сформулировать точно, полно и непротиворечиво.

После того как цель разработки системы определена, инженер знаний приступает к формулированию подцелей; это поможет ему установить иерархическую структуру системы и разбить ее на модули. Введение тех или иных подцелей обусловливается наличием связей между отдельными фрагментами знаний. Проблема сводится к разбиению задачи на две или несколько подзадач меньшей сложности и последующему поиску их решений. При необходимости полученные в результате разбиения подзадачи могут дробиться и дальше.

Следующий этап построения базы знаний -- выделение объектов предметной области или, в терминах теории систем, установление границ системы. Как и формальная система, совокупность выделенных понятий должна быть точной, полной и непротиворечивой.

Ответы на все перечисленные вопросы позволяют очертить границы исходных данных. Для построения пространства поиска решения необходимо определить подцели на каждом уровне иерархии целей общей задачи. В вершине иерархии следует поместить задачу, которая по своей общности отражает принципиальные возможности и назначение системы.

После выявления объектов предметной области необходимо установить, какие между ними имеются связи. Следует стремиться к выявлению как можно большего количества связей, в идеале -- всех, которые существуют в предметной области.

Полученное качественное описание предметной области, если это необходимо, должно быть представлено средствами какого-либо формального языка, чтобы привести это описание к виду, позволяющему поместить его в базу знаний системы. Для решения этой задачи выбирается подходящая модель представления знаний, с помощью которой сведения о предметной области можно выразить формально.

И, наконец, в предметной области должны быть выявлены специфические особенности, затрудняющие решение прикладных задач. Вид этих особенностей зависит от назначения системы.

Разработку системы, основанной на знаниях, рекомендуется проводить в следующей последовательности:

Выберите задачу, характер которой позволяет применить для ее решения технологии экспертных систем.

Определите точно цель решения задачи.

Вникните как можно глубже в существо задачи.

Установите подцели, разбив задачу на подзадачи.

Выявите специфические особенности предметной области.

Найдите эксперта, специализирующегося в выбранной предметной области, и заручитесь его согласием оказать вам помощь в разработке системы, основанной на знаниях.

Участвуя вместе с экспертом в решении нескольких прикладных задач, выявите приемы, которые он применяет. Подробно их опишите.

Выберите инструментальные средства, необходимые вам для создания системы. Этот выбор будет зависеть от типа решаемой задачи, ваших финансовых возможностей и сложности предметной области.

Постройте лабораторный прототип экспертной системы, позволяющий успешно справиться с примерами тех задач, которые вы решили совместно с экспертом.

Приступите к созданию базы знаний. Выявите объекты предметной области, взаимосвязи между ними, виды иерархий, разбейте объекты на классы. Структурируйте базу знаний в соответствии с представлением эксперта о строении предметной области.

Выполните необходимое число циклов по наращиванию базы знаний, каждый из которых включает добавление знаний, проверку их непротиворечивости и модификацию с целью устранения обнаруженных несогласованностей.