Кроссворд на тему голосеменные и покрытосеменные.  Ребусы, кроссворды и не только. Кроссворд "Названия деревьев"

Первыми семенными растениями были ныне вымершие семенные папоротники, они дали начало голосеменным растениям. Голосеменные — это древние семенные растения, находящиеся на пути биологического прогресса. Появились они на Земле свыше 350 млн. лет назад, задолго до возникновения покрытосеменных. Ученые считают, что голосеменные произошли от древних разноспоровых семенных папоротников, которые не дожили до наших дней. Отпечатки семенных папоротников находят в глубоких слоях земной коры.

Строение ветки сосны

Ветка сосны

Строение женской шишки сосны

Весной на верхушках молодых побегов можно увидеть маленькие красноватые шишки. Это женские шишки. Женская шишка состоит из оси, или стержень, на котором располагаются чешуи. На чешуях женских шишек ничем не защищённые, как голые (отсюда название — голосеменные ), лежат семязачатки, в каждом из них образуется яйцеклетка.

Строение женской шишки сосны

Строение мужской шишки сосны

На тех же ветках, на которых расположены женские, находятся и мужские шишки. Они располагаются не на верхушке молодого побега, а у их основания. Мужские шишки мелкие, овальные, жёлтые и собраны в тесные группы.

Строение мужской шишки сосны

Каждая мужская шишка состоит из оси, на которой также расположены чешуйки. На нижней стороне каждой чешуйке по два пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца — совокупность пылинок, в которых позже образуются мужские половые клетки — спермии.

Строение зрелой шишки сосны

Оплодотворение у сосны происходит через год после попадания пыльцы на женские шишки. А высыпаются семена ещё через полгода, в конце зимы. К этому времени зрелая женская шишка становится бурого цвета и достигает 4-6 см.

Строение зрелой шишки сосны

Когда чешуи зрелой женской шишки раздвигаются, становится видно, что семена лежат попарно на верхней стороне чешуй, у их основания. Семена лежат, открыто, голо. Каждое семя сосны снабжено прозрачным пленчатым крылышком, обеспечивающее перенесение его ветром.

Процесс опыления и оплодотворения у сосны. (Цикл развития)

Размножение: половое — семенами.

Размножение осуществляется в два этапа: процесс опыления и процесс оплодотворения.

Процесс опыления

  • Пыльца оседает на семязачатки женской шишки.
  • Пыльца проникает внутрь семязачатка через пыльцевход.
  • Чешуи смыкаются и склеиваются смолой.
  • Подготовка к оплодотворению.
  • Пыльца, прорастая, образует спермии и пыльцевую трубку.

Процесс оплодотворения

Оплодотворение происходит в семязачатке через 12 месяцев после опыления.

  • Спермий сливается с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота .
  • Из зиготы развивается зародыш .
  • Из всего семязачатка — семя .

Шишка растёт и постепенно одревесневает, цвет её становится бурым. Следующей зимой шишки раскрываются и семена высыпаются. Они могут долго находиться в состоянии покоя и прорастают только в благоприятных условиях.

Очень своеобразно выглядят проростки сосны, когда они только что появились из семени. Это маленькие растеньица, у которых стебелек короче спички и не толще обыкновенной швейной иглы. На верхушке стебелька - пучок лучеобразно расходящихся во все стороны очень тонких иголочек-семядолей. Их у сосны не одна и не две, как у цветковых растений, а гораздо больше - от 4 до 7.

Проросток семени сосны

Таким образом , растения, относящиеся к отделу голосеменных, отличаются от всех остальных растений тем, что производят семена. Внутреннее оплодотворение, развитие зародыша внутри семязачатка и появление семени — главные биологические преимущества семенных растений, давшие им возможность приспособиться к наземным условиям и достигнуть более высокого развития, чем бессемянные высшие растения.

Кроссворд "Названия хвойных растений" Вписать названия хвойных растений. 1. Дерево с вечнозеленой хвоей. 2. Дерево с твердой древесиной. 3. Дерево семейства сосновых, распространенное в Сибири. 4. Распространенное хвойное дерево. 5. Крупное дерево семейства сосновых, распространенное в тайге. 6. Дерево с густой пирамидальной кроной. 7. Исполин растительного мира, сохранился только в Калифорнии. Высота некоторых деревьев достигает 150 м 8. Дерево семейства араукариевых. 9. Род древесных растений семейства кипарисовых. 10. Кустарник семейства кипарисовых. 34.

Слайд 34 из презентации «Голосеменные»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Голосеменные.ppt» можно в zip-архиве размером 3269 КБ.

Скачать презентацию

Каждый из способов требует достаточное количество времени. 3. По окончании работы ребята приглашаются к дискуссии. Почему людям нравится решать кроссворды? EXCEL. Создание кроссворда в MS Word. Создание кроссворда в MS Excel. Наиболее сложным в освоении является способ создания кроссворда в Microsoft Excel.

«Семейства растений» - В цветке пестиков много или один. Белена черная. Цветки на верхушке собраны кучно. Представьте себе, что вы работаете в Агротехнической лаборатории плодово-ягодных культур. Плод стручок или стручочек. В цветке много тычинок. 7 станция Загадка. Плод ягода или коробочка. Урок-соревнование в 6 классе по теме «Классификация растений».

«Лиственные и хвойные деревья» - Хвойные деревья. Лиственные. Ствол. Лиственные деревья. Какие бывают деревья. Хвоя. Ветви. Хвойные. Какой вид деревьев изображён? Листья. Что общего у лиственных и хвойных деревьев?

«Вписанная окружность» - Теорема: В любой треугольник можно вписать окружность. 2) Не во всякий четырехугольник можно вписать окружность. Вписанная окружность. В треугольник можно вписать только одну окружность! Замечания: Задача № 1. В любом описанном четырехугольнике суммы противоположных сторон равны. Задача № 2. Доказательство.

1. Кроссворд "Названия деревьев"

Вписать названия деревьев.

2. Кроссворд "Названия кустарников"

Вписать названия кустарников.

3. Кроссворд "Названия хвойных растений"

Вписать названия хвойных растений.

1. Дерево с вечнозеленой хвоей.

2. Дерево с твердой древесиной.

3. Дерево семейства сосновых, распространенное в Сибири.

4. Распространенное хвойное дерево.

5. Крупное дерево семейства сосновых, распространенное в тайге.

6. Дерево с густой пирамидальной кроной.

7. Исполин растительного мира, сохранился только в Калифорнии. Высота некоторых деревьев достигает 150 м

8. Дерево семейства араукариевых.

9. Род древесных растений семейства кипарисовых.

10. Кустарник семейства кипарисовых.

4. Кроссворд "Семенные растения"

Написать ответы так, чтобы в выделенной строке по горизонтали получилось название группы семенных растений.

По вертикали:

1. Название растений, которые на зиму не сбрасывают листья.

3. Видоизмененные листочки шишки.

По горизонтали:

5. Видоизмененный лист хвойных растений.

6. Группа семенных растений.

5. Кроссворд "Деревья и кустарники"

1. Вписать названия пяти деревьев и кустарников. Многолетний кустарник с черными плодами.

2. Дерево с плодами-орешками.

3. Растение семейства ивовых, из прутьев которого плетут кор­зины.

4. Плодовое растение с красными плодами.

5. Небольшое деревце или кустарник семейства розоцветных,
родиной которого является Кавказ.

6. Кроссворд "Буква "Р"

Вписать названия растений так, чтобы буква «Р» была общей.

1. Ветвистый кустарник семейства барбарисовых.

2. Дерево семейства розовых, родиной которого является Тянь-Шань.

3. Кустарник семейства маслиновых, плод - черная овальная ягода.

4. Распространенное дерево, цветки которого собраны в сережки.

5. Небольшое дерево или кустарник из семейства гранатовых,
плоды красноватые, с кожистыми околоплодниками.

6. Долговечное дерево Китая и Японии, иначе называется ябло­ком Востока.

7. Дерево с черными сильновяжущими плодами.

8. Мелкий кустарничек семейства брусничных , с черными пло­дами.

9. Однолетнее растение семейства бобовых, с округло-цилинд­рическими плодами.

10. Дерево семейства розоцветных, с плодами грушевидной или
шаровидной формы.

11. Дерево семейства розоцветных, с плодами оранжево-крас­ной окраски.

12. Дерево высотой до 35 м из семейства сосновых, с крупными
шишками.

13. Дерево из семейства розоцветных, родиной которого счита­ют Китай.

По горизонтали: 4. Декоративное хвойное дерево семейства таксодиевых, известное под названием «японский кедр». 5. Крепкий алкогольный напиток, получаемый перегонкой спиртового настоя сочных шишек можжевельника. 8. Один из родов саговников, выращиваемый как декоративное растение в оранжереях. 9. Не - большой кустарник, принадлежащий к классу оболочкосеменных, по внешнему виду напоминающий хвощ. 10. Род голосеменных растений, представленный единственным видом, произрастающим в пустынях Юго-Западной Африки, имеет два ремневидных листа длиной 2-3 м, живет до 100 лет. 13. Крупное красивое дерево из Китая и Японии высотой до 70 м, имеющее вееровидные лопастные листья с вильчатым жилкованием и семена с сочным покровом. 16. Хвойное дерево с прямостоячими шишками на побегах и одиночными мягкими плоскими хвоинками, образует темнохвойные леса на обширной территории северо-востока европейской части нашей ленная группа современных голосеменных растений.

По вертикали: 1. Декоративное хвойное растение, похожее на небольшую елочку, произрастающее в Южном полушарии, а у нас выращиваемое в оранжереях. 2. Хвойный кустарник, реже дерево, с игловидной хвоей и сочными женскими шишками, образующими темно-синие «ягоды». 3. Светолюбивое хвойное дерево, на укороченных побегах которого пучки мягкой хвои, сбрасываемой ежегодно на зиму. 6. Декоративное растение семейства кипарисовых с характерными побегами, очки которых расположены в одной плоскости. 7.Представитель саговников, небольшое карликовое растение, произрастающее в песчаных редколесьях во Флориде (США). 11. Видоизмененный укороченный спороносный побег у хвойных. 12. Древние, вымершие в триасовом периоде хвойные деревья, предками которых были семенные папоротники. 14. Широко распространенное в Средиземноморье, на Кавказе и в Крыму хвойное дерево с плоской широкой хвоей и семенами, окруженными ярко-красной сочной чашей - ариллусом. 15. Красивейшее декоративное хвойное дерево, изображение которого встречается на флаге Ливана.

вверх

8. Кроссворд "Названия соцветий"

Вписать по горизонтали названия соцветий.

9. Кроссворд "Части побега"

Вписать названия частей побега.

10. Кроссворд "Органы растений"

Вписать названия различных органов растений.

Хвойные растения"

Какое значение имеют хвойные растения в природе?

вверх

12. Ребус «Воздух в хвойном лесу»

Почему воздух в хвойных лесах практически не содержит болезнетворных бактерий – микробов?

https://pandia.ru/text/78/218/images/image013_61.jpg" width="497" height="386">

вверх

14. Головоломка-пословица 1

Найдите начало и ключ к головоломке-пословице. Прочитайте пословицу и объясните ее смысл.

15. Головоломка-пословица 2

По ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое число слогов, прочтите пословицу, объясните ее смысл.

16. Головоломка «Дата Рождения»

Расшифруйте головоломку и вы узнаете, когда появились голосеменные

https://pandia.ru/text/78/218/images/image017_38.jpg" width="393" height="170">

18. Головоломка «Секрет русских лесов»

Разгадайте эту головоломку, и вы узнаете, какое хвойное дерево широко распространено в нашей стране.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image019_32.jpg" width="429" height="295">

20. Лабиринт "Симбиоз"

На почвах, богатых органическими веществами и сырым гумусом, возникает симбиоз деревьев и грибов. Пройдя по лабиринту, найдите пары симбиоза.

21. Чайнворд «Ботаника»

1. Гигантское дерево африканских саванн, живущее более 5000 лет.

2. Лиственное дерево с твердой древесиной.

3. Соцветие подорожника.

4. Хвойное дерево.

5. Сочное соплодие одноименного южного растения.

6. Генеративный орган высших растений.

7. Лиственное дерево рода клен.

8. Королева цветов.

9. Фруктовое дерево, образующее плод - крупную, сладкую, сочную костянку желтого цвета.

10. Кустарник и его вкусные ягоды.

12. Комнатное и садовое, красиво цветущее растение.

13. Самое распространенное в средней полосе России фруктовое дерево.

14. Плод груши.

15. Кустарник с плодами орехами.

16. Травянистое растение со сростнолепестным венчиком фиолетового цвета.

17. Южное растение с видоизмененными листьями-колючками.

22. Символы

3*. Крупное дерево высотой до 50 м с характерной пирамидальной формой кроны. Укороченных побегов нет. Одиночные хвоинки обычно четырехгранные. Шишки кожистые, висячие, крупных размеров. Дерево теневыносливо. Дает ценную строевую древесину.

4*. Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твердая, смолистая, долговечная. На укороченных побегах - пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. Шишки мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветвях несколько лет. Широко распространена на Урале, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

5*. Высокое дерево, образующее леса на обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах - пучки из 5 хвоинок. Дает ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые орешками, из которых добывают ценное масло.

6*. Единственный вид этого рода. деревьев произрастает на тихоокеанском побережье США в Калифорнии. Это огромные деревья высотой 100 м и более. Возраст некоторых достигает 2-3 тысяч лет. Хвоя голубовато-зеленая, плоская. Имеет ценную древесину красноватого цвета.

7*. Наиболее богатый видами род хвойных деревьев и кустарников. Листья игловидные или чешуевидные, расположенные скученно на побегах. Женские шишки имеют сочные чешуйки, образующие своеобразные «ягоды» с семенами. Их используют для приготовления крепкого напитка.

8*. Очень долговечные деревья с плотной красивой древесиной и колоновидной формой кроны. Листья чешуйчатые. Женские шишки некрупные, деревянистые. Выращивается как культурное растение в Крыму и на, Черноморском побережье Кавказа. В странах Средиземноморья считается символом скорби, траурным деревом.

9*. Широко распространенное в Средиземноморье, на Кавказе и в Крыму большое хвойное дерево высотой 35 м и свыше 1 м в диаметре. Древесина тяжелее воды, очень прочная и красивая, без смоляных ходов. Хвоя плоская и широкая. Семена окружены ярко-красным мясистым образованием - ариллусом. Древесина, кора и хвоя ядовиты. Растение теневыносливое.

10*. Красивейшее декоративное дерево, изображенное на флаге Ливана. Имеет крону конусовидной формы. На укороченных побегах - пучки хвоинок. Шишки очень плотные, распадающиеся при созревании семян. В диком состоянии произрастает в Гималаях, на Средиземноморье. В России культивируется по Черноморскому побережью Кавказа.

25. Викторина «Растения»

1. Сколько кубических метров воздуха очистит лес площадью 40 гектаров за 5 лет, если известно, что 1 гектар лесного массива за год очищает от углекислого газа и пыли 18 млн куб м воздуха?

2. Какие изменения в окружающей среде указывают растениям наших широт время начала распускания почек, цветения, плодоношения и листопада?

3. В жаркую летнюю погоду в городском парке температура воздуха на 2,2С ниже, чем на городской улице, и выше на 1,5С, чем в лесу. Определите температуру воздуха в лесу, если на оживленной городской улице она составляет 31С?

4. Почему одни растения зацветают на первый год жизни, а другие - через год или несколько лет. Приведите примеры растений, различающихся сроками начала цветения.

5. В 1 м городского воздуха содержится около 5000 микробов. Сколько микробов в 1 куб м лесного массива, если известно, что их содержание в лесу ниже в 9 раз?

6. Лиственные деревья средних широт, перемещенные в оранжереи, где им созданы все оптимальные для жизни условия (достаточное количество света, тепла и влаги), тем не менее, сбрасывают листья. С чем это связано?

7. Ученым давно известно, что зеленые насаждения значительно уменьшают количество пыли в атмосферном воздухе. Ими было подсчитано, что над 50 кв. км леса в воздухе находится около 50 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства - в 11 раз больше. Сколько тонн пыли может находиться над 100 кв. км безлесного пространства.

8. Если в январе - феврале срезать в лесу березовую ветку, принести ее в комнату и поставить в воду, то почки вскоре лопнут и появятся листочки. Но если такую ветку срезать в октябре - ноябре, то она не распустится и засохнет. Почему?

9. Известно, что плохо переносят морозы те растения, которые осенью интенсивно росли, например вследствие длительной теплой погоды или в результате обильной подкормки удобрениями. С чем это связано?

10. Ботаники уже давно заметили, что у заборов чаще всего растут те кустарники и деревья, семена которых распространяются ветром. Как можно объяснить такую закономерность?

26. Викторина "Растения-символы"

Многие растения еще с древности человек стал считать символами, олицетворяющими долголетие, могущество, дружбу, любовь, благородство. Изображение некоторых растений можно встретить на государственных флагах, гербах и монетах, где они являются олицетворением национальных традиций и государственности. В национальной символике используются разные по значению растения: одни священные - они запечатлены в народных сказаниях и легендах, другие окружают человека, гармонично вошли в его жизнь и потому связаны с народными традициями.

Иногда всеобщее внимание привлекают редкие растения - достопримечательность страны, тогда их изображения украшают ее флаг и герб.

Ответьте на вопросы викторины. Для этого вам придется порыться в справочниках и энциклопедиях.

На вопросы, номера которых помечены снежинками в конце каждой главы даны ответы. Как вы понимаете, это наиболее сложные вопросы.

1*. Знак, обозначающий это растение, встречается в древних письменах египтян, датируемых 3-4 тысячелетием до нашей эры. На Крите найден глиняный диск, которому 11 тысяч лет, с оттиском этого растения, Исключительно красивые цветки, раскрывающиеся за 4 дня, " достигают в диаметре 30 см и всегда повернуты к солнцу. У египтян они считались символом солнца и плодородия. Древнеегипетский иероглиф с изображением этого растения означает радость. На египетских монетах, колоннах древних храмов и дворцов можно встретить изображение этого цветка.

2*. Вечнозеленое дерево или кустарник с жесткими ароматными листьями, растет в Средиземноморье. С ним связан античный миф о прекрасной нимфе Дафне, которую ее отец, речной бог Пеней, превратил в это дерево, спасая от преследования полюбившего ее Аполлона. С тех пор это растение считалось деревом Аполлона. Eгo высаживали у храмов, ему посвященных, венком из листьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях - поэтов, музыкантов, художников. Ветвь этого дерева изображена на гербах многих государств как символ победы народа, его величия и славы.

3*. Дерево это любимо в народе, почитается как символ весны, молодости и чистоты. Чудесным его плодам в мифах и сказках разных народов приписывается волшебная сила, а неповторимая красота этого цветущего дерева весной радует душу и воспевается поэтами, художниками и музыкантами.

4*. Это кустарник или небольшое деревце, растущее по долинам рек в лесной и степной зонах. Один из важнейших православных праздников сопровождается церковным обрядом с ветками этого растения. Освященные в церкви пучки веток, по поверью, обретают очистительную силу. С их помощью приводили в порядок жилища, выметая мусор, накопившийся за зиму. Мусор сжигали, а затем парились в бане, стегая себя этими ветками и приговаривая: «Здоровье - в хату, хворь - в лес!»

5*. Стилизованное изображение соцветия этого растения стало эмблемой Японии. Его можно видеть на гербе, орденах и монетах этой страны. В Японии и Китае в октябре отмечают праздник этого растения. Им украшают дома, улицы, одежду и даже устраивают карнавалы с пейзажем, фигурками людей и животных, сделанными из соцветий этого растения.

6*. Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди надеялись перенести на поля. Поэтому оно стало символом праздника Колосяницы, а после принятия на Руси христианства - Троицы.

Дерево это украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки.

7*. Это дерево вечнозеленое, красивое, крупное, с душистой плотной древесиной. Распространено в Средиземноморье; Китае, Гималаях и Северной Америке. Считается траурным деревом.

Своей формой оно напоминает устремленный в небо факел - символ бессмертия .

8*. Желтые цветки этого растения появляются ранней весной. После цветения наземная часть его отмирает. Название этого растения связано с древнегреческим мифом. «Прекрасный юноша, влюбленный в богиню Афродиту, был однажды смертельно ранен на охоте. Найдя его уже мертвым, Афродита превратила его в Цветок и просила богов вернуть ей любимого. Зевс решил, что юноша будет проводить полгода в царстве смерти - зимой, когда растения умирают или засыпают, а весной будет возвращаться к богине любви и красоты на землю». В Афинах и Александрии в древности в начале весны проводился специальный праздник, посвященный этому цветку.

В Греции до сих пор сохранилось много песен и гимнов, прославляющих этот цветок.

9*. Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел свое отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды и, не дождавшись, от отчаяния умер.

На этом месте на берегу озера вырос прекрасный белый цветок.

10*. Высокое и могучее дерево это идет в дело целиком, без остатка - от корня до вершины - как ценное сырье. У многих народов мира оно считается волшебным, приносящим счастье и отводящим беду.

Западные и восточные славяне хранили в избах от одного новогоднего праздника до другого ветку этого дерева, отгоняющую злые силы от дома и оберегающую мир и благополучие его обитателей.

11*. Часто это дерево называют проклятым - по преданию, на нем удавился Иуда. Построенные из него строения рушатся, придавливая хозяев, только колом из этого дерева можно убить вампира ... Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов и крыш домов, а в наше время делают спички и фанеру.

Листья, кора и сок используются в народной медицине.

12*. В старину это травянистое растение называли плакун-травой. По преданию оно выросло на том месте, где плакала и роняла слезы Богородица. Считается, что оно обладает силой, позволяющей повелевать духами. Растение это имеет крупные пурпурные соцветия и листья, по форме напоминающие ивовые.

В сырую погоду на концах листьев выделяются капельки влаги.

13*. Ни одно растение не играло в истории культуры человечества такой роли, как это. Его первым стали выращивать ради красоты. В древности его посвящали богам: греки - богине любви Афродите, римляне - богу молчания Гарпократу. Присутствие цветка означало обещание хранить все сказанное в тайне. Стилизованное изображение этого цветка - розетка - является архитектурным украшением многих зданий.

Этот цветок можно встретить на гербах таких знаменитых английских аристократов, как Йорки или Ланкастеры.

14*. В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье - цветки с пятью отогнутыми лопастями вместо четырех. Если найдешь такой цветочек, то его надо съесть.

А трехлопастные цветки, наоборот, сулят несчастье и беды.

15*. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображение есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Дерево это является одной из лесообразующих пород Северного полушария.

Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии Перуну. Изображение Перуна вырезали только из древесины этого дерева.

16*. Под сенью раскидистой кроны этого дерева зарождалась античная культура. Из его цепной ароматической древесины был построен знаменитый храм царя.

Изображение" этого священного дерева появилось на государственном флаге Ливана в 1951 г., когда страна обрела независимость.

17*. У древних римлян плод этого дерева служит атрибутом богини Геры - покровительницы брака и семьи. Как геральдический символ он был внесен в герб испанской монархии в XV в. Изображения ветвей с плодами этого дерева встречаются на тканях и коврах стран Древнего Востока. 1

18*. Впервые эти растения и их цветки были воспеты персидскими поэтами. 3 тысячи лет назад они украшали сады Персии (нынешний Иран). И называли их тогда тюрбанами, поскольку они напоминали этот головной убор мусульман. Изображением этого растения украшали ковры, ткани, кружева. В наше время центром разведения этого растения является Голландия.

19*. «Королевская лилия» украшала национальные флаги и гербы многих стран Европы. Она являлась эмблемой королевской династии, и впервые ее изображение, появилось во Франции в Х в., а на гербе и флаге французских королей - в ХII в. Этот цветок встречался на королевских печатях и монетах.

20*. Деревом жизни называют люди это растение. Оно сыграло важную роль в развитии многих культур и цивилизаций.

Ветвь этого дерева является символом мира, изображена на гербах многих стран и на флаге Организации Объединенных Наций (ООН).

21*. С глубокой древности ветвь этого дерева является символом достатка и благополучия. Это дерево уже более 4500 лет выращивают во всех субтропических странах ради плодов, содержащих до 50-70% масла.

Упоминания об этом дереве встречаются в папирусах Древнего, Египта, оно изображено на монетах, древних вазах и амфорах.

22*. Сок этого дерева был основным источником сахара для индейцев Северной Америки. И теперь весной сбор этого сока превращается в настоящий национальный праздник, привлекающий много туристов.

Собранный сок выпаривают до получения душистой патоки. Лист этого дерева изображен на государственном флаге одного из государств североамериканского континента.

23*. В Греции это луковичное растение называют цветком дождя - за способность распускаться ранней весной на полях после обильных дождей. Его научное название связано с легендой, согласно которой один прекрасный юноша был смертельно ранен Аполлоном при метании диска на спортивных состязаниях. На месте гибели юноши вырос прекрасный цветок.

24*. Растение это особо почитается в Китае, где его разводят уже более 1500 лет. В средние века многие сорта здесь ценились на вес золота. Происхождение названия этого растения тоже связано с древнегреческой легендой. В ней рассказывается, что у врача Эскулапа был ученик - Пионий. Он мог исцелять самые страшные раны. И вот однажды бог Плутон, желая спасти Пиония от верной смерти, превратил его в цветок.

25*. На Руси это дерево почиталось как музыкальное. Из его красивой древесины с волнистым рисунком, обладающей высокими резонансными качествами, делали гусли «яровчатые».

А в наше время из его древесины делают жалейки для ансамблей народных инструментов и классные; ракетки для тенниса.

26*. «Одолень-трава». «Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные...» - с такими словами обращался в древности витязь к корневищу этого растения. Отправляясь в путь-дорогу, он прятал его в ладанку на груди.

Называли это растение еще русалочьим цветком, так как он всплывал по утрам, а к вечеру таинственно исчезал под водой.

Ответы

Дуб. Ель. Береза. Орех. Вишня. Тополь. Ясень.

2

Калина. Крушина. Смородина. Терн. Малина. Крыжовник. Бузина. Орешник. Бересклет. Шиповник.

3

1. Ель. 2. Тис. 3. Кедр. 4. Сосна. 5. Пихта. 6. Кипарис. 7. Секвойя. 8. Агатис. 9. Биота. 10 Туя.

4

По вертикали: 1. Хвойные. 3. Сосна, 4. Чешуйки 7. Ель.

5

1. Смородине. 2. Липа. 3. Ива 4. Вишня. 5. Слива.

6

1. Барбарис. 2.Абрикос. 3.Бирючина. 4.Береза 5. Гранат. 6.Хурма. 7. Черемуха. 8. Черника 9. Арахис.10. Груша. 11. Рябина. 12 Кедр. 13. Персик.

По горизонтали: 4. Криптомерия. 5. Джин. 8. Цикас.

9. Эфедра. 10. Вельвичия. 13. Гинкго. 16. Пихта. 17. Трахеиды. 18. Хвойные.

По вертикали: 1. Араукария. 2. Можжевельник. 3. Лиственница. 6. Биота. 7. Замия. 11. Шишка. 12. Кордаиты. 14. Тис. 15. Кедр.

Сережка. Колос. Завиток. Метелка. Зонтик. Развилина.

Почка. Междоузлие. Узел. Стебель. Лист.

Плод. Корень. Цветок. Стебель. Лист.

Хвойные - основные лесообразующие породы.

Хвоя выделяет фитонциды, убивающие микробы.

Древесина хвойных содержит смоляные ходы.

Дерево погубить - в пять минут, а вырастить его - годы пройдут.

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

Лиственница – гордость русских лесов.

По горизонтали: гинкго, эфедра, гнетум, саго.

По вертикали: туя, биота, тис, пихта, кедр, ель.

1.белый гриб - сосна, дуб, ель. 2.маслёнок – лиственница. 3. подберёзовик – берёза, осина

1. Баобаб. 2. Бук. 3. Колос. 4. Сосна. 5. Ананас. 6. Семя. 7. Явор. 8. Роза. 9. Абрикос. 10. Смородина. 11. Астра. 12. Азалия. 13. Яблоня. 14. Яблоко. 15. Орешник. 16. Колокольчик. 17. Кактус.

2. Лиственница. 4. Гинкго. 3. Сосна.

1. Рис. а – сосна обыкновенная. 2. Рис. б - пихта сибирская. 3. Рис. в - ель обыкновенная. 4. Рис. г - лиственница сибирская. 5. Рис. е - сосна кедровая, или «сибирский кедр». 6. Рис. д - секвойя вечнозеленая. 7. Рис. ж - можжевельник обыкновенный. 8. Рис. з - кипарис вечнозеленый. 9. Рис. и - тис ягодный. 10. Рис. к – кедры ливанский, гималайский, атласский.

1. Лотос орехоплодный. 2. Лавр благородный. 3. Яблоня домашняя. 4. Верба, или ива остролистная. 5. Хризантема. 6. Береза. 7. Кипарис. 8. Адонис весенний. 9. Нарцисс. 10. Сосна. 11. Осина. 12. Дербенник иволистный. 13. Роза. 14. Сирень. 15. Дуб. 16. Кедр. 17. Гранат. 18. Тюльпан. 19. Ирис-касатик. 20. Финиковая пальма. 21. Оливковое дерево. 22. Сахарный клен. 23. Гиацинт. 24. Пион. 25. Явор, или клен волнистый. 26. Кувшинка белая.

Кроссворд 1. «Побег. Лист. Стебель»

(6-й класс)

https://pandia.ru/text/78/218/images/image025_54.gif" alt="Кроссворд 2." width="321" height="376 src=">

По горизонтали . 3. Съедобный гриб. 4. Грибокорень. 7. Часть плодового тела шляпочного гриба. 8. Бактерии, живущие в присутствии кислорода. 10. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами. 11. Олений мох.

По вертикали . 1. Сожительство организмов, полезное обоим. 2. Синезеленая водоросль . 4. Тело гриба. 5. Бактерии, живущие в бескислородной среде. 6. Организмы, способные создавать органические вещества из неорганических. 9. Зеленая плесень.

Ответы:

По горизонтали . 3. Шампиньон. 4. Микориза. 7. Пенек. 8. Аэробы. 10. Гетеротрофы. 11. Ягель.

По вертикали . 1. Симбиоз. 2. Цианобактрия. 4. Мицелий. 5. Анаэробы. 6. Автотрофы. 9. Пеницилл.

Кроссворд 3. «Бактерии. Грибы. Лишайники»

(7-й класс)

По вертикали . 1. Ядовитый гриб. 2. Белая плесень. 3. Бактерии и грибы, питающиеся за счет других живых организмов. 6. Круглые бактерии. 7. Бактерии в форме спирали. 8. Основа, к которой прикрепляются организмы животных, растений, грибов и т. д. 9. Нити гриба.

Ответы:

По горизонтали . 4. Эукариоты. 5. Прокариоты. 10. Трутовик. 11. Вибрионы. 12. Слоевище. 13. Бациллы.

Цель: закрепить знания учащихся о многообразии растений на Земле; об отличительных признаках растений различных отделов; проверить теоретические знания о растениях и практические навыки определения растений.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.
  2. Актуализация знаний.
  3. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: “Отделы растений”. Вам необходимо разделиться на 4 команды. На доске вывешивается пирамида.
  4. Закрепление знаний и умений.

Игра “Брейн-ринг” для 6-х классов “ПИРАМИДА”

  1. Разминка.
  2. Что это такое?
  3. Узнай орган по таблице.
  4. Реши кроссворд.
  5. Систематика.
  6. Собери слово.

1. Конкурс “Разминка”. Командам задаются вопросы на знание отделов растений, какая из команд будет отвечать быстрее, та будет получать баллы (жетоны).

  1. Для представителей этого отдела характерно наличие цветка и плода. (Покрытосеменные)
  2. Какая группа растений участвует в образовании болот, создании торфа. (Мхи)
  3. С помощью чего передвигаются 1-клеточные водоросли (жгутиков).
  4. Как называются листья папоротника (вайи).
  5. Какими свойствами обладает мох сфагнум (бактерицидными).
  6. С помощью чего прикрепляются многоклеточные водоросли к субстрату (с помощью слоевища).
  7. Растения отдела покрытосеменные делятся на 2 класса. (Однодольные и Двудольные)
  8. Как называются корни у мхов (ризойды).
  9. За счёт чего происходит образование торфа (за счёт переувлажнения почв).
  10. Для представителей этого отдела характерно двойное оплодотворение. (Покрытосеменные)
  11. Их высота от 3 мм до 5-7 см. (Мхи)
  12. Зачем одноклеточным водорослям светочувствительный глазок? (Для того чтобы двигаться к свету)
  13. Какие древние растения называют древние ископаемые. (Папоротники)
  14. Представитель этого отдела Кукушкин лён. (Мхи)
  15. Почему водоросли имеют зелёную окраску? (там содержится красящее вещество зелёного цвета – хлорофилл)
  16. Второе название покрытосеменных растений? (Цветковые)
  17. К какому классу и отделу относится Баранец обыкновенный. (Плауны)
  18. Чем представлен спорофит у моховидных (коробочкой, в которой созревают споры).
  19. Этот отдел делится на 2 класса: Листостебельные и … Что это за отдел растений. (Печеночники, Мхи)
  20. К какому классу и отделу относится Щитовник полевой (папоротники).
  21. К представителям этого отдела растений относится маршанция. (Мхи)
  22. Что такое спорофит? (Орган, в котором созревают споры)
  23. О чем сигнализирует появление кукушкиного льна на влажных почвах? (О заболачивании почв)
  24. Как питаются водоросли? (На свету как растения, в темноте как животные)
  25. Где можно встретить мхи, плауны, хвощи в природе? (Во влажных тенистых местах)
  26. Как называется комнатное растение папоротника? (Нефролепис)

2. Конкурс “Что это такое?”. За одну минуту один из участников объясняет термин своей команде так, чтобы команда догадалась, о чём идёт речь. Время 1 минута. Термины на разносе каждая из команд вытягивает по одному. Чем быстрее команда будет угадывать термин, тем больше очков она получит. Каждой команде по 3 понятия. За каждое понятие команда получает балл.

Термины: Жгутики, ризойды, хроматофор, водоросли, кукушкин лён, папоротник, спора, глазок, вайи, покрытосеменные, лиственница, сфагнум.

3. Конкурс “Узнай орган по таблице”. Один из учеников команды получает список органов, которые ему нужно показать по таблице, команда – называет эти органы. Время конкурса – 1 минута.

4. Конкурс “Реши кроссворд”. Каждая команда в течение 5 минут должна отгадать кроссворд.

По горизонтали: 4 – покрытосеменное, 5 – водоросли, 8 – хлорелла, 10 – хроматофор, 11 – однолетнее, 12 – спорангии, 13 – плод, 14 – папоротник, 15 – плаун, 17 – сперматозоид, 18 –яйцеклетка.

Кроссворд по теме: “Отделы растений”

По горизонтали:

4. Растение, имеющее цветок.

5. Группа низших, обычно водных, растений.

8. Одноклеточная водоросль.

10. Крупная пластида у водорослей.

11. Растения, заканчивающие жизненный цикл (от семени до образования семян) в течение одного сезона.

12. Органы, в которых образуются споры.

13. Орган растения, развивающийся из цветка и заключающий семена.

14. Высшее споровое растение.

15. Высшее споровое растение с ползучим стеблем.

17. Подвижная мужская половая клетка (гамета).

18. Женская половая клетка (гамета).

По вертикали:

1. Высшее семенное растение, не имеющее цветков.

2. Орган размножения и расселения у высших семенных растений.

3. Высшее споровое растение, не имеющее корней.

6. Нитевидная клетка, выполняющая функции корня у некоторых водорослей и мхов.

7. Одноклеточная зеленая водоросль.

9. Организм, тело которого состоит из гриба и водоросли. 10. Высшее споровое растение.

12. Специализированная клетка бактерий, грибов, растений, служащая для размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий.

16. Листья папоротников.

5. Конкурс “Систематика”.

Каждая команда должна определить к какому отделу относится название данного растения.

  1. Хвощ полевой. (Хвощи)
  2. Кукушкин лен. (Мхи)
  3. Нефролепис. (Папоротник)
  4. Хламидомонада. (Водоросли)
  5. Кедр. (Голосеменные)
  6. Баранец обыкновенный. (Плауны)
  7. Лиственница. (Голосеменные)
  8. Уснея. (Мхи)
  9. Хлорелла. (Водоросли)
  10. Сфагнум. (Мох)
  11. Гинкго. (Голосеменные)
  12. Можжевельник. (Голосеменные)
  13. Спирогира. (Водоросли)
  14. Эфедра. (Голосеменное)
  15. Маршанция. (Мхи)
  16. Орляк. (Папоротники)
  17. Пихта. (Голосеменные)
  18. Олений мох. (Мхи)

6. Конкурс “Собери слово”. Из предложенных букв сложить слово и объяснить его смыл.

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

    Межпредметные связи:

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: микроскопы, гербарные экземпляры голосеменных растений, микропрепарат «Хвоя сосны»

    I . Организационный момент.

    Приветствие класса. Метод: «Круг радости», ученики поворачиваются к соседу по парте, желают друг другу всего хорошего и пожимают руки. Далее ученики самостоятельно оценивают свою готовность к уроку, после того, как учитель задает вопрос «Кто сегодня чувствует себя готовым на.5.4.3.и тд., класс поднимает руки в зависимости от своей готовности.

    II . Операционный момент

    1.Проверка домашнего задания.

    В) сфагнум

    А) наличие слоевища, ризоидов

    Б) наличие стебля, листьев

    Б) яйцеклетки

    В) сперматозоиды

    А) передвижения

    Б) размножения

    В) дыхания

    А) взрослое растение - заросток - споры - проросток

    Б) взрослое растение - споры - заросток - проросток

    В) заросток - споры - взрослое растение - проросток.

    А) кукушкин лён

    В) риччия

    7.Вайями называют:

    А) корневища папоротников

    Б) побеги папоротников

    А) семена

    Б) пыльца

    А) где холодно и влажно

    Б) где сухо и солнечно

    А) гранита

    Б) каменного угля

    Оценивание: 0-1ош.-«5»;2ош.-«4»; 3-4ош.-«3»;более 4ош.-«2».

    III . Изучение нового материала.

    Актуализация знаний.

    Основные признаки хвойных растений

    Значение хвойных растений

    Представители хвойных растений

    IV . Закрепление знаний.

    V

    VI . Домашнее задание.

    VII . Рефлексия.

    Что нового узнали?

Просмотр содержимого документа
«Отдел Голосеменные растения »

Цель :Показать приспособленность строения семян к обеспечению наиболее благоприятных условий для размножения голосеменных растений, обусловленность структуры и их положение в окружающей среде.

Задачи:

    Воспитание бережного отношения к природе; экологическое воспитание;

    Развитие наблюдения, логического мышления, определение растений по основным признакам.

Межпредметные связи: биология, география, экология.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: микроскопы,гербарные экземпляры голосеменных растений, микропрепарат «Хвоя сосны»

I . Организационный момент.

Приветствие класса. Метод: «Круг радости», ученики поворачиваются к соседу по парте, желают друг другу всего хорошего и пожимают руки. Далее ученики самостоятельно оценивают свою готовность к уроку, после того, как учитель задает вопрос «Кто сегодня чувствует себя готовым на...5..4..3..и тд., класс поднимает руки в зависимости от своей готовности.

II . Операционный момент

1.Проверка домашнего задания.

Начинается с опроса по прошедшей теме: «Общая характеристика папоротниковидных растений»

    Каково строение папоротника? (Имеет хорошо развитое корневище, внизу от корневища отходят придаточные корни, вверху-листья, у травянистых папоротников нет надземных стеблей).

    Где растут папоротники? (Растут папоротники во влажных тенистых местах, под пологом леса и по сырым оврагам).

    Какие листья у папоротника? Как они называются? (Листья крупные, перисто-рассечённые. Их называют- Вайями).

    Где развиваются споры? (Листья образуют споры и участвуют в размножении).

    Каким образом размножаются папоротники? (Размножаются папоротниковидные растения 3 основными путями: вегетативный, половой, бесполый).

    Какой вид папоротника внесен в Красную книгу? (Щитовник мынжилкенский).

СЛАЙД 1-5. Выполнение тестового задания.

1. К папоротникообразным не относится:

В) сфагнум

2.Какие признаки характерны для папоротников?

А) наличие слоевища, ризоидов

Б) наличие стебля, листьев

В) наличие стебля, листьев, корня.

3.У взрослого растения папоротника образуются:

Б) яйцеклетки

В) сперматозоиды

4.Вода необходима папоротникам для:

А) передвижения

Б) размножения

В) дыхания

5.Правильная последовательность стадий развития папоротника:

А) взрослое растение – заросток – споры - проросток

Б) взрослое растение – споры – заросток – проросток

В) заросток – споры – взрослое растение – проросток.

6.К папоротникообразным относится:

А) кукушкин лён

В) риччия

7.Вайями называют:

А) корневища папоротников

Б) побеги папоротников

В) рассечённые листья папоротников

8.Что развивается у папоротников в спорангиях:

А) семена

Б) пыльца

9.В каких условиях растут папоротникообразные?

А) где холодно и влажно

Б) где сухо и солнечно

В) во влажных и тенистых местах

10.Древние папоротники образуют залежи:

А) гранита

Б) каменного угля

Ученики завершают тест и обмениваются в парах тетрадями, идет обсуждение и проверка правильных ответов.

Оценивание: 0-1ош.–«5»;2ош.-«4»; 3-4ош.-«3»;более 4ош.-«2».

III . Изучение нового материала.

На слайде показаны 4 растения, необходимо определить какое из 4 растений-лишнее, обосновать ответ. Оставшиеся 3 относятся к новой теме, ученики называют к какому отделу растений их относят.

(1.Ель; 2.Сосна; 3.Папоротник; 4.Кедр. Лишнее под № 3-Папоротник, №1,2,4-это растения Отдела Голосеменные (Хвойные)).

Учитель озвучивает название новой темы.

Актуализация знаний.

Обсуждение с классом: Почему хвойные растения получили название «Голосеменные растения»? Каких представителей голосеменных вам известны? Где их можно встретить? Какова особенность хвойных растений?

1.Изучение многообразия растений отдела голосеменные и их строения.

Учитель рассказывает о предках Голосеменных растений. (Предки Голосеменных: древнейшие представители отдела папоротниковидных. Именно среди них есть разноспоровые древовидные формы с вторичной древесиной, которые могли дать начало голосеменным. Голосеменные произошли не от настоящих (типичных) папоротников, но от одной из боковых разноспоровых ветвей древнейших папоротниковидных растений.)

Учитель дает задание, начертить таблицу:

Ученики в слух по очереди читают материал учебника, в ходе чтения записывают необходимые данные в таблицу.

IV . Закрепление знаний.

«Разгадай кроссворд». На интерактивной доске, с помощью флипчарта составлен кроссворд, состоящий из 8 вопросов.

Как работает: Ученикам необходимо правильно ответить на вопрос, тот, кто отвечает 1-ым, подходит и записывает ответ.

V . Выполнение лабораторной работы № 20 «Внешнее строение голосеменных растений»; № 21 «Изучение строения шишек и семян хвойных растений».

VI . Домашнее задание.

Приготовить сообщение на выбор: «Хвойные леса», «Животный мир хвойных лесов».

VII . Рефлексия.

Что нового узнали?

Понравился ли вам урок? Чем? Что было интересно?