Когда и как проводить лечебную физкультуру для грудничков? Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей Лфк для детей упражнения

Детская лечебная физкультура (лфк) занимает важное место среди физиотерапевтических и прочих методов лечения ребенка. Она включает в себя различные виды физических упражнений, направленных на устранение симптомов различных заболеваний, укрепление организма и профилактику возникновения целого ряда нарушений здоровья.

В отличие от других способов лечения, лечебная физкультура подразумевает активное участие самого ребенка в процессе занятий, в то время как другие методы (например, массаж, минеральные ванны или процедуры, выполняемые с помощью различных приборов) не требуют каких-либо усилий со стороны пациента. Тем важнее и устойчивее достигнутый эффект, ведь все, что достигается с трудом, является более ценным и полезным, чем полученное без активного участия самого человека.

Специалисты клиники «СМ-Доктор» в Москве используют при работе с детьми различные комплексы упражнений, направленные на избавление от симптомов ряда заболеваний. В центре лечебной физкультуры проводятся занятия для детей и подростков, программа которых составлена с учетом индивидуальных особенностей организма каждого пациента.

Показания к применению

Лечебная физкультура применяется специалистами клиники «СМ-Доктор» для оздоровления детей с различными заболеваниями. Перечень показаний к использованию детской лфк достаточно обширен:

  • нарушения в работе сердечно-сосудистой системы вне фазы обострения;
  • болезни периферических сосудов;
  • хронические заболевания органов дыхания;
  • нарушения в работе системы пищеварения;
  • болезни почек и мочевыводящих путей;
  • нарушения обмена веществ, в том числе ожирение;
  • заболевания нервной системы;
  • при остеохондрозе, сколиозе и других заболеваниях позвоночника;
  • нарушения и травмы опорно-двигательного аппарата.

При принятии решения о назначении занятий лфк детский врач учитывает и возможные противопоказания к выполнению упражнений: воспалительные процессы в острой стадии, лихорадочные состояния, синусовая тахикардия, инфекционные заболевания, резко выраженный болевой синдром, склонность к кровотечениям, общее тяжелое состояние пациента.

Особенности детской лечебной физкультуры в «СМ-Доктор»

Детская лфк в Москве успешно применяется в клинике «СМ-Доктор». Квалифицированные специалисты проводят занятия с учетом необходимых показаний, степени физической подготовленности ребенка, фазы заболевания.

Перед проведением занятий для каждого пациента составляют индивидуальный курс, который состоит из вводного, основного и заключительного периода. Вначале физическая нагрузка повышается постепенно, а по мере улучшения уровня физической подготовки пациента интенсивность упражнений усиливается и доводится до необходимого уровня.

Все упражнения лечебной гимнастики выполняются детьми под присмотром инструктора. Оздоровительный эффект достигается только при условии регулярного выполнения всего курса лфк. Особенное внимание во время проведения занятий уделяется правильному дыханию, умению расслаблять различные группы мышц.

Любые упражнения лучше выполнять под руководством и контролем специалиста, ведь в домашних условиях родителям трудно дозировать физическую нагрузку детям.

Стоимость занятий доступна по цене, а полученный эффект многократно окупает потраченные усилия.

Положительные результаты

Благодаря регулярным занятиям лечебной физкультурой достигается стойкий положительный эффект, который заключается в следующем:

  • нормализуется обмен веществ в организме;
  • происходит укрепление мышц и повышение мышечного тонуса;
  • улучшаются показатели координации движений и равновесия;
    повышается иммунитет;
  • улучшается крово- и лимфоток в организме;
  • нормализуется психоэмоциональное состояние ребенка;
  • улучшаются показатели работы сердца и органов дыхания.

Лечение заболеваний детской лечебной физкультурой

Специалисты клиники «СМ-Доктор» советуют выполнять упражнения комплекса лечебной физкультуры при наличии следующих заболеваний у детей:

  • заболевания обмена веществ;
  • дегенеративные процессы в костно-мышечных тканях (остеохондроз, сколиоз и пр.);
  • заболевания сердечно-сосудистой системы (при отсутствии противопоказаний);
  • травмы опорно-двигательного аппарата;
  • болезни органов пищеварения;
  • хронические заболевания органов дыхания вне фазы обострения.

Реабилитация с помощью детской лечебной физкультуры

Занятия лечебной физкультурой весьма благотворно влияют на организм ребенка после перенесенных заболеваний или полученных травм, поэтому рекомендованы в следующих случаях:

Применение детской лечебной физкультуры для профилактики заболеваний

Лечебная физкультура незаменима и в целях профилактики появления целого ряда заболеваний. Благодаря регулярной физической активности заметно повышается иммунитет ребенка, вследствие чего усиливается сопротивляемость организма к возникновению респираторных заболеваний.

В результате укрепления мышц и связок снижается риск растяжения, переломов и других повреждений, например, при случайном падении.

Физические упражнения являются чрезвычайно полезными для позвоночника. Благодаря укреплению позвоночного столба снижается вероятность развития остеохондроза, а в настоящее время указанное заболевание может появиться даже у подростков из-за сидячего образа жизни и многочасового пребывания за компьютером.

Занятия укрепляют также нервную систему ребенка, что очень важно для правильной организации процесса обучения и сохранения здоровья школьника. При условии регулярного выполнения упражнений улучшаются все показатели здоровья детей.

Врачи ведут прием в следующих клиниках:

Наименование услуги Цена (руб.)
Прием физиотерапевта 1800
Приём физиотерапевта (повторный) 1700
Консультация физиотерапевта, кандидата медицинских наук 2600
ЛФК при нарушении осанки (индивидуальное занятие) 1000
ЛФК при нарушении осанки (групповое занятие) 500
ЛФК при деформации голеней и стоп (индивидуальное занятие) 600
ЛФК при деформации голеней и стоп (групповое занятие) 300
ЛФК при заболеваниях опорно - двигательного аппарата (переломы, растяжения, контрактуры) (индивидуальное занятие) 800
ЛФК при заболеваниях опорно - двигательного аппарата (переломы, растяжения, контрактуры) (групповое занятие) 450
ЛФК при заболеваниях сердечно - сосудистой системы (индивидуальное занятие) 750
ЛФК при заболеваниях сердечно - сосудистой системы (групповое занятие) 500
ЛФК при заболеваниях верхних дыхательных путей и легких (индивидуальное занятие) 800
ЛФК при заболеваниях верхних дыхательных путей и легких (групповое занятие) 450
ЛФК при заболеваниях эндокринной системы (индивидуальное занятие) 750
ЛФК при заболеваниях эндокринной системы (групповое занятие) 400
Услуги детского отделения в городе Солнечногорске оказываются со скидкой 15% от указанных в прайс-листе цен

Лечебная физкультура для детей является неотъемлемой частью развития и укрепления здоровья при наличии любых проблем развития. Занятия лечебной физкультурой для детей позволяют повысить , улучшить кровообращения и быстрее адаптировать малыша к посещению детского сада. Правильно подобранная ЛФК для детей порой творит настоящие чудеса: восстанавливается иммунитет, активизируется умственная работоспособность, снижается гиперактивность и . О том, как правильно проводить занятия ЛФК для детей дошкольного возраста, можно узнать из этой статьи. В ней представлены примерные комплексы упражнений и даны рекомендации практикующих врачей.

Ничто так не ослабляет организм, как недостаток движения (гиподинамия). Физическая активность повышает сопротивляемость организма и помогает ему бороться с инфекциями. Тренированный организм более устойчив к перегреванию, охлаждению, колебаниям атмосферного давления, вирусам и инфекциям. Повышение устойчивости к инфекциям связано с повышением выработки макрофагов - «пожирателей» возбудителей болезней.

Лечебная физкультура (ЛФК) для детей дошкольного возраста дома

Лечебная физкультура для детей дошкольного возраста должна стать непременной частью физического воспитания малыша. Иммунитет укрепляют все виды аэробных физических упражнений: плавание, гимнастика, аэробика, бег, прогулки и т.п. Очень важное значение для повышения иммунитета имеют дыхательные тренировки.

Исследования ученых показали, что ЛФК дома для детей более благотворно влияет на иммунную систему, чем сбалансированное питание.

При заболеваниях органов дыхания у детей нарушается газообмен, страдает , изменяется обмен веществ, снижаются защитные и приспособительные реакции организма.

Во время болезни резко ограничивается двигательная активность малыша. В то же время сами родители пытаются оградить больного ребенка от какой-либо физической нагрузки. Лечебная физкультура (АФК) улучшает работу дыхательных мышц, бронхов и легких. Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким, ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, улучшают дренажную функцию бронхов. Повышение вентиляции легких приводит к значительному увеличению газообмена, кровь лучше обогащается кислородом.

АФК активизирует выработку биологически активных веществ, увеличивающих устойчивость организма к вирусам и бактериям. Физические упражнения, усиливая деятельность надпочечников, которые вырабатывают противовоспалительные гормоны, понижают чувствительность организма к воздействию различных аллергенов.

Следовательно, правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного ребенка значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.

Посмотрите лечебную физкультуру для детей на видео, где представлены наиболее актуальные советы специалистов и некоторые упражнения:

ЛФК (лечебная физкультура) для детей 2-3 лет и ребенка в 4 года (с видео)

Применение физических упражнений у детей 2-го и 3-го годов жизни. ЛФК для детей 2 лет состоит только из активных физических упражнений, которые действуют с наибольшей нагрузкой. Необходимо помнить, что на втором и третьем году жизни имеются значительные различия в темпе и характере развития отдельных детей, что требует строго индивидуального подхода. До полутора лет рекомендуется заниматься с одним ребенком или двумя, затем численность группы можно увеличить до 4 - 6 человек.

Учитывая быструю утомляемость детей 2-го и 3-го годов жизни, следует внимательно дозировать физическую нагрузку. Лечебная физкультура для ребенка 2-х лет должна быть организована в игровой форме, в противном случае удержать интерес малыша к занятиям будет очень не просто.

В комплекс лечебной физкультуры детей 3-х лет включают 8-12 упражнений на различные группы мышц. Не рекомендуется длительно повторять одно и то же упражнение.

Важно поддерживать радостное настроение детей. Физические упражнения должны иметь имитационный характер («прошли по мостику», «пролезли в зайкин домик», «сорвали яблоко» и др.).

В ЛФК для детей 3-4 года широко используются игрушки, простейшие гимнастические снаряды (мячи, палки, скамейки и др.). После полутора лет занятия можно проводить игровым методом, в виде коротких двигательных рассказов («прогулка по лесу», «пошли в гости» и др.).

ЛФК для детей 3-х лет может проводиться на улице, в различное время года это могут быть летние и зимние активные виды спорта, и подвижные игры. С 2 - 3 лет детей обучают катанию на санках. Малыши катаются по дорожкам, спускаются с небольших снежных горок, с 5 - 6 лет - возят друг друга. Катание на санках развивает у детей силу, ловкость, решительность.

С 3 - 4 лет детей можно обучать ходьбе на лыжах. При этом должны соблюдаться строгая последовательность и постепенность в освоении основных элементов движений. Сначала дети двигаются без палок. В зависимости от возраста и умений время ходьбы на лыжах составляет от 15 - 20 до 40 минут. Такие движения укрепляют и развивают все основные группы мышц, совершенствуется работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Бегу на коньках обучают детей с 5 лет. При правильной организации занятий упражнения способствуют развитию основных групп мышц, формированию правильной осанки, укреплению связок стопы, таких навыков, как ловкость, выносливость, равновесие. Посмотрите ЛФК для детей на видео, где показаны все основные упражнения и виды подвижных игр:

Езда на велосипеде доступна детям уже с 2 - 3 лет. Размеры велосипеда должны соответствовать росту ребенка. Длительность езды в умеренном темпе составляет для детей 3 - 4 лет 10-12 минут, для детей 6 - 7 лет - 20 - 30 минут. Эти занятия способствуют развитию выносливости, ловкости, укрепляют мышцы ног и стопы, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Статья прочитана 13 819 раз(a).

Детство – это не только то прекрасное время, когда малыш отличается непосредственностью, живостью, любознательностью, а еще это время – когда его детский организм растет и развивается, когда происходит становление всех систем организма. Поэтому очень важно в этот период помогать ребенку, но не только психологически (играть с ним, заниматься, объяснять), но и физически, а именно – заниматься гимнастикой. И делать это необходимо, даже если медициной это не показано. Для ребенка (особенно до года жизни) занятия гимнастикой имеют большое значение, надо сказать – даже больше, чем для взрослого человека. Ведь физкультура оказывает очень благоприятное воздействие и на физическое, и на психическое развитие детей. Благодаря систематическим занятиям физкультурой у детей происходит своевременное возникновение двигательных и речевых навыков, и, в дальнейшем, их правильное развитие и совершенствование.

А если ребенок недоношенный, находящийся на искусственном вскармливании, малоподвижный, если у него плохой аппетит, он нервно возбудим и перенес какое-либо заболевание, то в таких случаях занятия физкультурой особенно необходимы и важны. И очень большую необходимость в занятиях физической культурой испытывают те дети, у которых имеются отклонения в физическом или психическом развитии.

Надо сказать, что ЛФК для детей, которым еще не исполнился год, состоит из рефлекторных, пассивных и активных упражнений. Что представляют из себя эти упражнения? Движения, которые ребенок совершает в ответ на какое-либо раздражение извне называются рефлекторными упражнениями. Эти движения являются неосознанными. Если человек, занимающийся с ребенком, делает упражнения за него, т.е. ребенок в этот момент пассивен, то тогда такие упражнения называются пассивными. А если ребенок сам выполняет упражнения, все делает самостоятельно, то, соответственно, это – активные упражнения. Также физкультура для детей, как правило, дополняется массажем детей .

Гимнастика для детей от 1,5 до 3-х месяцев.

Надо отметить, что дети этого возраста отличаются повышенным тонусом мышц, а также у них происходит выявление некоторых врожденных рефлексов. Поэтому в этом возрасте рекомендуется использовать только рефлекторные упражнения. А именно:

  • разгибание позвоночника – ребенок лежит на боку, и у него вызывается рефлекс в результате проведения пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц до плечевого пояса (упражнение рекомендуется выполнять по 2-3 раза на каждом боку).
  • следующее упражнение – поднимание головы. Рефлекс вызывается при поднимании ребенка, который лежит на животе, одной ладонью, в то время как другая ладонь придерживает малыша за стопы и голени (повторить 1-2 раза).
  • Сгибание и разгибание пальцев стопы – этот рефлекс вызывается, когда ноги ребенка захватываются одной рукой, при этом другая рука сначала надавливает на подошву у корней пальцев, а затем проводит пальцем по наружному краю стопы (упражнение следует выполнять 3-4 раза).
  • И последнее рекомендуемое упражнение – «пританцовывание». Этот рефлекс вызывается, когда ребенка ставят на стол, поддерживая под мышки (выполнять 4-6 раз).

Физкультура для детей от 3-х до 4-х месяцев.

Этот возраст ребенка характеризуется тем, что у него устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Поэтому в это время следует делать акцент на пассивные упражнения для грудничков . Необходимы следующие упражнения:

  • Ребенок лежит на спине, и ему скрещивают руки на груди (повторить 4-6 раз).
  • Ребенок также лежит на спине, и его поворачивают на живот вправо и влево – пассивное упражнение, при котором ребенка одной рукой держат за стопы, а другой – за руку, согнутую в локте (сначала одну руку, затем – другую) (выполнить 1-2 раза).
  • Разгибание позвоночника и ног – это рефлекторное упражнение, при выполнении которого ребенок удерживается одной рукой под живот, а другой – за ноги, и поднимается над столом (сделать 2-3 раза).
  • Ребенок лежит на спине и с ним проводится рефлекторное упражнение – отведение и приведение стоп, при котором нужно проводить пальцем (с легким нажимом) по краю и вокруг стопы ребенка (выполнить 2-3 раза).
  • И, наконец, «пританцовывание», о котором говорилось выше (повторить 6-8 раз).

Гимнастика для детей от 4-х до 5 месяцев.

Этот возраст примечателен тем, что у ребенка происходит устанавливание тонуса мышц ног и шеи. В это время с детьми следует заниматься следующими упражнениями:

  • Пассивное упражнение – скрещивание рук ребенка на груди плюс сгибание и разгибание рук (повторить 6-8 раз).
  • Рефлекторное упражнение – ребенок лежит на спине, и производится сгибание головы, позвоночника и ног ребенка, при этом надо взять малыша под спину и ягодицы и удерживать над столом (выполнить 1-2 раза).
  • Затем выполняем пассивное упражнение, которое называется «топание». Для этого голени ребенка обхватываются руками и сгибаются ноги в тазобедренных и коленных суставах, стопы опускаются на стол попеременно и обе сразу (повторить 8-12 раз).
  • Рефлекторное упражнение – поворот ребенка со спины на живот вправо и влево (выполнить 1-2 раза).
  • Затем следующее рефлекторное упражнение – ребенка приподнимают, держа под живот, и выполняют разгибание позвоночника и ног (сделать 1-2 раза)
  • Пассивное упражнение – «присаживание». При выполнении этого упражнения ребенка кладут на спину, берут его руки выше кисти, отводят их в сторону, слегка потягивая (выполнить 2-3 раза)
  • Вновь пассивное упражнение – приподнимание ребенка на ноги. Ребенок кладется на живот, и его руки, согнутые в локтях, отводятся назад (повторить 2-3 раза)
  • И, наконец, активное упражнение – «переступание». При выполнении этого упражнения ребенка держат под мышки и приставляют стопами к столу (сделать 1 раз)

Физкультура для детей от 6-ти до 9-ти месяцев.

У ребенка в этом возрасте происходит развитие произвольных движений. Поэтому в комплекс занятий физической культурой входят активные упражнения, которые побуждают ребенка к ползанию, сидению и стоянию. Рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • Ребенок лежит на спине и с ним проводится пассивное упражнение – поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах (выполнить 4-6 раз).
  • Пассивное упражнение – поднимание прямых ног, при котором руками фиксируются колени ребенка и его ноги поднимаются до вертикального положения (повторить 4-6 раз).
  • Пассивное упражнение. Ребенок лежит на спине, и выполняются круговые движения ног в тазобедренных суставах (выполнить 4-6 раз).
  • Рефлекторное упражнение – поворот со спины на живот вправо и влево (сделать 1-2 раза).
  • Пассивное упражнение – отведение плеч назад до сведения лопаток. При выполнении этого упражнения ребенок кладется на живот и его руки отводятся назад (повторить 1-3 раза).
  • Ребенок кладется на спину и выполняется пассивное упражнение – сгибание и разгибание ног (выполнить 3-5 раз).
  • И, наконец, активное упражнение – ползание. Для этого перед ребенком кладется игрушка яркой расцветки, а его стопы фиксируются таким образом, чтобы ноги были согнуты в коленных и тазобедренных суставах (повторить 4-6 раз).

Гимнастика для детей от 9-ти до 12-ти месяцев.

Этот возраст ребенка характерен тем, что у него развиваются координированные движения, а также стремление к ходьбе. Необходимо выполнять следующие упражнения:

  • Активное упражнение – сгибание и разгибание ног. Можно выполнять из любого положения (повторить 5-6 раз).
  • Активное упражнение – вставание на ноги. При этом ребенка необходимо поддерживать и направлять (выполнить 1-2 раза).
  • Активное упражнение – наклон и выпрямление туловища. Данное упражнение выполняется, когда ребенок стоит, прислонясь спиной к взрослому, а около его ног кладут игрушку и просят ребенка ее поднять (сделать 2-3 раза).
  • Активное упражнение, заключающееся в доставании игрушки, похожее на предыдущее упражнение, только игрушка располагается на уровне плеч ребенка (выполнить 4-6 раз).
  • Активное упражнение, которое состоит в сгибании и разгибании рук ребенка. Ребенку предлагается обхватить кольца, а затем взрослый тянет за них, сгибая и разгибая руки ребенка (повторить 5-6 раз).
  • Активное упражнение – приседание. Ребенку предлагается присесть, при этом взрослый должен его придерживать и помогать (выполнить 4-6 раз)
  • И, последнее – ходьба (активное упражнение) . Это упражнение следует выполнять примерно 1-2 минуты.

Каждый родитель должен помнить о том, что физкультура для ребенка должна быть ежедневным занятием, она должна приносить ребенку радость и удовольствие. Старайтесь выполнять все перечисленные упражнения, если вы сами не знаете, как правильно их выполнять, то попросите педиатра, чтобы он вам показал, и в дальнейшем вы уже сами сможете их делать дома.

Многие современные дети имеют проблемы с опорно – двигательным аппаратом, большинство таких нарушений происходят из-за неправильного образа жизни: пользования гаджетами, просмотра телевизора, малой подвижности. Комплекс ЛФК для детей способен исправить большинство проблем с позвоночником. Упражнения способствуют не только решению конкретной проблемы, но и укреплению всего организма.

Лечебная физкультура при нарушениях осанки может быть не только способом избавления от недостатков, но и одним из методов профилактики. Список заболеваний, при которых можно применять ЛФК, очень большой, он охватывает совершенно разные области медицины.

Показания к использованию комплекса:

  • патологии в работе сердечно-сосудистой системы;
  • болезни ЦНС;
  • искривления позвоночника;
  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • остеохондроз;
  • сколиоз;
  • травмы;
  • ожирение;
  • сахарный диабет;
  • туберкулез;
  • астма.

Правильно составленный комплекс упражнений, при травматических и других нарушениях опорно-двигательной системы, постепенно восстанавливает мышцы и способствует движению суставов. Постепенно, по мере выполнения комплекса ЛФК, улучшается кровообращение, которое не дает образоваться застоям в виде синяков и гематом. Также такие занятия могут использоваться для разработки конечностей при открытых и закрытых переломах.

Важно! Нельзя применять комплексы упражнений самостоятельно, без контроля врача, так как ЛФК имеет большой список противопоказаний, перед лечением нужно их исключить.

Разновидности комплексов и упражнений

Врачи считают, что к лечебной физкультуре можно отнести не только специализированные комплексы для восстановления, но и любой активный отдых, например, игры на свежем воздухе с детьми. Основные комплексы ЛФК для детей можно разделить на два вида:

  • общий – сюда входят упражнения на поддержку всего мышечного каркаса организма;
  • специализированный – гимнастика для восстановления определенной части тела или системы органов, которые имеют нарушения.

Упражнения, которые входят в эти комплексы, делятся на следующие виды:

  • активные – постоянные смены позы, кардио – упражнения, при которых пульс поднимается выше положенного;
  • пассивные – статические позы для занятий с младенцами, где движения за ребенка выполняет специалист или родители, двигая его конечности своими руками.

По характеру можно выделить: дыхательная гимнастика, на расслабление, на растяжку, на координацию и корригирующие занятия.

Описание упражнений

Общие комплексы упражнений ЛФК:

  • для дошкольников:
  • разнообразные варианты ходьбы: высоко поднимая колени, на носочках, гусиный шаг;
  • махи ногами из положения лежа на животе: поднимать прямые ноги поочередно, затем вместе, следить за тем, чтобы ничего, кроме ног, не отрывалось от пола;
  • выполнение упражнения «ласточка»;
  • стояние на одной ноге поочередно.
  • для школьников:
  • взять в руки мяч и, не сгибая их, поднимать вверх, в стороны, опускать вниз, в исходное положение, поднять мяч над головой и, не нагибаясь, завести его за спину;
  • руки поставить в положение «самолет» и нагибаться вперед и в стороны как можно ниже;
  • принять позу с упором на колени и локти, выгибать спину и прогибать;
  • езда на велосипеде лежа на спине.

При выполнении гимнастики важно следить за правильностью положения спины и других частей тела, дыхание должно быть размеренным и глубоким. Такая ЛФК показана при нарушении осанки у детей, комплекс занятий может быть разным, главное при выполнении быть аккуратными и не форсировать события, заниматься лучше утром натощак.

Специальный комплекс ЛФК при сколиозе у детей:

  • стоя в расслабленной позе, нужно глубоко вдохнуть и параллельно поднять руки над головой, затем делать плавный выдох с опусканием рук – 7 подходов;
  • выполнение упражнения «велосипед», лежа на спине до максимума – 15 подходов;
  • выполнение упражнения «лодочка» – держать, сколько хватит сил, по максимуму;
  • наклоны вперед, назад и в стороны в руках с палкой – 7 подходов.

Сколиоз является патологией строения позвоночника, а точнее, нарушения его позиции пропорционально телу. Характеризуется смещением и асимметрией в плечах.

ЛФК гимнастика при кривошее у детей, специальный комплекс упражнений:

  • ходьба по 30 секунд на носочках, при согнутых в коленях ногах, с поднятием ног на максимальную высоту;
  • сесть, выпрямить ноги, облокотиться на руки сзади, поворачивать медленно голову в стороны, одновременно подтягивать на себя носок одной ноги – 8 подходов;
  • лежа на животе, сгибать шею в ускоренном темпе.

Гимнастические комплексы при данном заболевании лучше не использовать в домашних условиях, такие патологии должны лечиться под строгим контролем врача, так как одно неверное движение может усугубить ситуацию.

Дополнительно для растущих организмов можно проводить кардио-тренировки для детей – см. ниже.

Важно! Обязательно проконсультируйтесь со специалистом перед выбором комплекса упражнений для своего ребенка.

Правила выполнения упражнений

Все виды ЛФК при любых заболеваниях должны выполняться при соблюдении некоторых правил, такой подход поможет добиться более быстрых результатов и обезопасит пациента от осложнений.

Правила, которые нужно соблюдать при выполнении ЛФК:

  • перед выполнением упражнений нужно обязательно проконсультироваться у врача;
  • нельзя выполнять упражнения при серьезных патологиях самостоятельно, без медицинского надзора;
  • нагрузка должна подаваться постепенно, нельзя утомлять малыша;
  • избегать болезненных ощущений при ЛФК;
  • сразу после еды нельзя заниматься;
  • заниматься в проветриваемом помещении, но без сквозняка.

При занятиях с младенцами, до начала выполнения упражнений, малыша нужно нежно поглаживать, чтобы он привык к рукам. Старшие дети должны выполнять гимнастику на дыхание, прежде чем перейти к комплексу физических занятий.

Эффективность лечебной гимнастики и восстановления малыша в условиях тяжелых патологий зависит от совокупной работы медиков, родителей, самого ребенка, массажистов и психологов. Родители не должны перекладывать всю ответственность на специалистов, многое зависит от них.

В первую очередь, родитель должен донести до своего маленького чада информацию о правильной осанке, для чего она нужна, как правильно сидеть за столом и т. д.

Нельзя ругать детей и обижать их словами, если есть какое-то искривление или нарушение в осанке.

Дома необходимо организовать быт так, чтобы он способствовал восстановлению:

  • мебель и предметы быта должны соответствовать росту малыша;
  • когда ребенок сидит на стуле, он должен упираться в пол ступнями;
  • занятия должны проводиться строго по расписанию, желательно с утра;
  • режим дня должен быть четким, с соблюдением времени работы и отдыха, ЛФК тоже должна быть вписана в режим дня;
  • матрас у ребенка должен быть твердым, чтобы спина не прогибалась во время сна;
  • создать благоприятную атмосферу, избегать ругательств и повышения тона на малыша, нелицеприятной критики в его адрес.

Занятия с детьми дошкольного возраста должны принимать облик игры, чтобы малыш не терял интереса и концентрации. Выполнять комплекс ЛФК лучше под присмотром инструктора, в домашних условиях можно совершать отдельные элементы гимнастики. Длительность курса и количество повторов каждого упражнения также должен определять специалист, так как у всех детей разная выносливость и индивидуальная реакция организма.

В детском возрасте формируется весь организм и его костяк, важно внимательно следить за ростом ребенка и замечать малейшие недостатки, которые легко можно исправить. Взрослому человеку тяжело справляться с нарушениями позвоночника или опорно-двигательной системы, иногда невозможно излечить заболевание до конца.

Лечебная физкультура для детей – это не только метод лечения уже возникших заболеваний, но и способ их профилактики с помощью физических упражнений.

Каковы плюсы от занятий ЛФК?

Физическая активность является необходимым условием для нормального развития растущего организма, о чём, к сожалению, взрослые часто забывают. А ведь детская физкультура, помимо лечебно-профилактической, несёт ещё и воспитательную функцию: малыш приобретает гигиенические навыки, познаёт окружающий мир и себя в нём. Занятия ЛФК важны для гармоничного развития опорно-двигательного аппарата у детей любого возраста, формирования осанки у детей дошкольного и школьного возраста, а также укрепления позвоночника и мышц спины, устранения асимметрии осанки при сколиозе.

Упражнения полезны для профилактики и лечения при нарушении осанки, коррекции при плоскостопии, развития силы, ловкости, выносливости, нормализации работы эндокринной системы и укрепления иммунитета. Также занятия будут важны для улучшения адаптации ребёнка в школе, повышения устойчивости к стрессам, улучшения успеваемости у детей школьного возраста и улучшения эмоционального фона, гипосенсибилизации (снижения чувствительности к аллергенам), а также общего укрепления организма.

Виды нагрузок

К ЛФК можно отнести не только комплексы упражнений, но и любой вид активного отдыха: игры, занятия спортом, гимнастика, проводимая в виде разминки учителем в течение школьного урока. Физкультура для малышей характеризуется занятиями в игровой форме. Для детей школьного возраста используется и классический гимнастический метод ЛФК.

Упражнения подразделяются на общие, используемые для укрепления организма в целом, и специальные, воздействующие на определённую систему, например, направленные на укрепление позвоночника, мышц ног и спины при сколиозе и плоскостопии.

Выделяют большой класс динамических упражнений, к которым относятся активные и пассивные движения, и класс статических упражнений, направленных на удержание определённого положения тела. Пассивные движения часто включаются в комплекс гимнастики для детей первого года жизни.

По характеру выделяют: дыхательные, корригирующие, расслабляющие, растягивающие, координационные упражнения. У малышей до года используются рефлекторные упражнения. На протяжении дошкольного периода предпочтительно применять класс игровых упражнений.

Противопоказания

Занятия не показаны при острых и злокачественных заболеваниях, кровотечениях, декомпенсированных пороках сердца. Не начинайте занятия при лихорадке, плохом самочувствии, нарушении сердечного ритма.

Какие правила нужно соблюдать при занятиях ЛФК?

Посетите врача, так как может потребоваться обследование, например, при сколиозе. Необходимо заниматься со специалистом, который сможет правильно оценить состояние здоровья ребёнка. Нагрузка должна постепенно расти. Движения не должны приносить боль. Избегайте однообразных упражнений, так как детишкам дошкольного и младшего школьного возраста может стать скучно. Нельзя допускать утомления ребёнка.

Не следует заниматься на полный желудок, лучше проводить занятия за 30 минут до еды или через 45-50 минут после неё.

Помещение должно быть проветренным, температура воздуха не выше 22 градусов. У детей дошкольного возраста, а особенно у детей до года, занятия следует начинать и заканчивать поглаживанием, также стоит ввести этот приём между выполнением движений. Для старших детей необходимо включать в комплекс дыхательные и расслабляющие упражнения.

Соблюдайте регулярность и этапность занятий: необходимо начинать с разминки, далее следует основная часть и заминка. Продолжительность и количество курсов ЛФК назначается врачом, обычно проводится 2-3 курса в течение года.

Упражнения для детей первого года жизни

В возрасте до года, в основном, используются пассивные и рефлекторные движения, а также элементы массажа. В возрасте до 3 месяцев применяются поглаживания и рефлекторные упражнения:

  • надавливание на подошву у основания пальцев (вызывает сгибание пальцев);
  • проведение по наружной стороне подошвы по направлению к пятке (вызывает разгибание пальцев);
  • рефлекторное ползание;
  • проведение большим и указательным пальцами вдоль позвоночника снизу вверх (вызывает рефлекторное разгибание позвоночника);
  • во время занятий следует ласково разговаривать с малышом;
  • после каждого упражнения производится поглаживание.

У детей старше 3 месяцев в комплекс включается класс пассивных упражнений:

  • сгибание и разгибание рук;
  • разведение рук и скрещивание их на груди;
  • сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах;
  • поворот со спины на живот и обратно;
  • ползание за предметом;
  • поднятие рук за игрушкой;
  • упражнения проводятся попеременно с поглаживаниями, растираниями.

По мере того как ребёнок учится стоять и ходить, добавляется класс активных упражнений:

  • проведение разминки и заминки в виде пассивных движений;
  • топание на месте;
  • ходьба с поддержкой;
  • наклон за игрушкой;
  • перешагивание преграды.

Помните, что занятия ЛФК с раннего возраста способствуют равномерному укреплению мышц, профилактике искривления позвоночника и формированию правильной осанки с детства, ведь основной класс нарушений дошкольного периода - это сколиоз и плоскостопие.

Упражнения при сколиозе и нарушении походки

Основной задачей при сколиозе является укрепление мышц спины и создание мышечного корсета для поддержания правильного положения позвоночника. Помните: вашему ребёнку может потребоваться индивидуальный комплекс коррекции осанки, для разработки которого необходимо обратиться к специалисту! При быстропрогрессирующем сколиозе (с нарастанием угла искривления позвоночника более 10 градусов в течение года) может потребоваться операция!

Примерный комплекс упражнений при сколиозе 1 степени:

Начало с разминки, установки и контроля правильной осанки.

Ходьба по кругу с контролем осанки в зеркале в течение 1 минуты.

Ходьба с поднятыми прямыми руками в течение 40 секунд.

Ходьба на носках с разведёнными руками – 40 секунд.

Ходьба на пятках – 30 секунд.

Поочерёдное выбрасывание прямых рук вверх (10-12 раз).

Наклоны корпуса в стороны (10 раз).

Руки на пояс, пятки вместе, носки врозь. Присесть, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение (10-15 раз).

Поднятие гимнастической палки вверх и отведение прямой ноги назад (4-6) раз.

Сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах из положения лёжа на спине, руки за головой (6-8 раз). Выполнение медленное, с напряжением мышц спины.

Упражнение «велосипед» (6-8 раз).

Поочерёдное поднимание прямых ног из положения лёжа (4-6 раз).

Лёжа на спине, руки согнуты в локтях. Прогибание спины с упором на локти и пятки (3-4 раза).

Поднятие большого мяча на вытянутых руках (8-10 раз).

Ходьба с высоким подниманием коленей - 2-3 минуты.

Ходьба с замедлением темпа.

Контроль осанки.

Активные движения чередуются с упражнениями на расслабление мышц спины и дыхательными упражнениями. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в комплекс ЛФК при сколиозе и другом нарушении осанки добавляется элемент игры.

Упражнения при плоскостопии

Плоскостопие возникает из-за слабости мышечно-связочного аппарата голени и стопы. Целью занятий ЛФК при плоскостопии является укрепление этих мышц и связок. Коррекция этого заболевания необычайно важна ещё и потому, что оно влияет на состояние суставов, спины и позвоночника. Чем младше ребёнок, тем эффективнее будет лечение при таком нарушении, предпочтительно начинать с дошкольного возраста.
Основной класс упражнений при плоскостопии - ходьба:

Начало с общей разминки.

Ходьба на носках.

Ходьба с опорой на наружный край стопы.

Ходьба с согнутыми пальцами и приведёнными стопами.

Захватывание и перемещение стопами мячика.

Захватывание пальцами стопы палки.

Ходьба по бревну.

Данные упражнения используются не только при плоскостопии, но и для его профилактики.

Детям дошкольного возраста при прогулках в тёплое время года можно снимать обувь и ходить босиком по земле, траве, что способствует повышению настроения, укреплению мышц ног, закаливанию, полезно не только при плоскостопии, но и при нарушении осанки и походки.