Гласность и перестройка. Демократия. Политика "гласности", провозглашенная генеральным секретарем цк кпсс михаилом горбачевым Развитие гласности и демократии в ссср кратко

Урок ___ РАЗВИТИЕ ГЛАСНОСТИ И ДЕМОКРАТИИ В СССР

Общие цели: охарактеризовать обучающимся политику «пе­рестройки» и «гласности».

Вспомогательные цели: охарактеризовать политику «глас­ности» М. С. Горбачева; определить направление взглядов на прошлое и будущее страны, которые наметились в средствах массовой информации.

Дополнительные цели: сопоставить, сравнить «оттепель» Н. С. Хрущева и политику «гласности» М. С. Горбачева; выска­зать свою точку зрения о неизбежности политического раскола в период руководства М. С. Горбачевым КПСС и Советским госу­дарством.

Основные понятия и термины: гласность, демократия, по­литический плюрализм, номенклатура, демократическая транс­формация общества, державно-патриотические взгляды, право­вое государство.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

Проверка составленных тезисов по теме «Сущность пере­стройки».

II. Изучение нового материала.

    Расширение гласности.

    Переосмысление прошлого и будущего.

    Политический раскол советского общества.

1. Расширение гласности.

В 1986 г. XXVI съезд КПСС - обозначена идея «гласности». Предполагалось, что гласность должна быть средством укрепле­ния социализма, упрочнения веры масс в возможность искоре­нения негативных явлений в обществе и повышения активности граждан.

Задание обучающимся: ознакомиться с учебным ма­териалом § 40 (с. 378-379) и выполнить задания:

    Перечислите события, явления, отражающие действия по­литики «гласности».

    Установите особенности политики «гласности».

    Какую роль сыграла политика «гласности» в разрушении коммунистической системы?

    Какие противоречия содержала политика «гласности»?

С целью определения роли средств массовой информации (СМИ) в период гласности целесообразно предоставить воз­можность выступить обучающимся с подготовленным заранее сообщением «Роль средств массовой информа­ции в расширении процесса гласности».

2. Переосмысление прошлого и будущего.

Начинается процесс переосмысления прошлого и будущего:

1987 г. - создана Комиссия по реабилитации жертв поли­тических репрессий 1930-1950-х гг.

Задание обучающимся: высказать свою точку зре­ния по вопросу № 5 (с. 387): «Был ли неизбежен политический раскол общества, происшедший в период руководства М. С. Гор­бачева КПСС и Советским государством?».

Фрагмент из книги А. Собчака «Вхождение во власть»:

«Без радикального обновления существующих структур вла­сти движение вперед так же невозможно, как вчера без отмены шестой статьи Конституции.

Уверен, что политик Михаил Горбачев не может не пони­мать этого. Другое дело, что у Президента СССР Михаила Гор­бачева могут быть свои резоны: яблоко должно упасть, когда оно созреет. Не раньше. И, во всяком случае, не президенту тря­сти яблоню.

Но яблоко может сгнить и на ветке. Особенно, если оно уже с червоточиной».

Объясните, в чем смысл предупреждения А. Собчака?

III . Закрепление нового материала.

Перечислите события, явления, отражающие действия по­
литики «гласности».

Назовите причины возникновения раскола в партийном
руководстве, обществе.

Домашнее задание. § 40. Знать новые понятия, термины, да­ты и события.

Письменно ответить на вопрос № 1 (с. 387):

    Что общего у «оттепели» хрущевского времени и политике «гласности» М. С. Горбачева? Чем они различаются?

    Самостоятельно определите критерии сравнения. Ответ оформите в виде таблицы.

Важнейшим элементом политики перестройки стала гласность. Она означала открытость и доступность информации для всех граждан, возможность свободного обсуждения назревших вопросов.

Изначально сторонники перестройки предполагали, что гласность должна стать средством укрепления социализма и искоренения негативных явлений в обществе. Имелось в виду, что средства массовой информации (СМИ) будут более подробно освещать деятельность властей, их меры по преодолению проблем и трудностей.

1. Расширение гласности

Первые шаги гласности давались с большим трудом. Критические выступления, так или иначе затрагивавшие интересы партийно-государственной элиты, вызывали её недовольство. Гласность, особенно в местной (областной, районной, городской) печати, ограничивалась привычкой редакторов и журналистов к самоцензуре, давлением партийных руководителей на СМИ.

Главным фактором развития гласности стала поддержка сверху. Сменилось руководство многих центральных изданий (в частности, главной партийной газеты «Правда», теоретического органа ЦК КПСС - журнала «Коммунист» и др.), возглавленных сторонниками перестройки. Тон их выступлений во многом определял общую линию СМИ.

Руководители и работники СМИ постепенно стали привыкать к атмосфере гласности, шаг за шагом расширяли зону критики. Она приобретала всё более острый характер.

В 1988 г. Главлит - ведомство, осуществлявшее цензурный надзор за соблюдением государственной тайны, - был освобождён от выполнения идеологического контроля над печатной продукцией. Его функции свелись к предотвращению разглашения сведений, способных нанести ущерб интересам обороноспособности страны.

Свобода печати и отмена цензуры привели к тому, что постепенно СМИ стали превращаться в фактор формирования общественного мнения и давления на власть.

Наибольший интерес и популярность приобретали издания, которые проявляли смелость и инициативу в постановке острых вопросов. К их числу относились газета «Московские новости», журнал «Огонёк» и «Литературная газета», тираж которой в 1988 г. достиг 5 млн экземпляров.

Если ранее все официальные СМИ отражали лишь одну, утверждённую сверху позицию, то в условиях гласности среди них наметилась довольно чёткая политическая дифференциация. Она предшествовала и содействовала развитию политического плюрализма, то есть отражала многообразие интересов, существовавших в обществе.

Непривычные для общественности дискуссии в ранее монолитных СМИ, полемика между ними, критика в адрес инициаторов перестройки вызывали живейший интерес людей, способствовали политической социализации граждан, формировали предпосылки для утверждения многопартийности.

Сами понятия «диссидент», «инакомыслящий» исчезли из оборота СМИ, тем более что ранее предпринятые в отношении правозащитников репрессивные меры отменялись. Академик А.Д. Сахаров вернулся из ссылки в Горьком и был избран депутатом Верховного Совета СССР.

2. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее

Призывы М.С. Горбачёва к перестройке на базе социалистических ценностей предполагали, что необходимо дать чёткий ответ на вопрос о том, что под ними понимается. Началось новое осмысление причин и последствий культа личности Сталина, массовых репрессий и возникновения централизованной системы управления обществом.

В 1987 г. была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. По инициативе Комиссии началась намного более широкая, чем во времена «оттепели», реабилитация жертв репрессий 1930-1950-х гг. Признавались незаконными все массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам. Были реабилитированы лидеры оппозиций режиму И.В. Сталина - Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин и др. Публиковались ранее секретные архивные документы, проливавшие свет на неизвестные до сих пор страницы советской истории.

Намного более свободными стали дискуссии в СМИ, среди учёных, в среде интеллигенции. Большое место в дискуссиях заняли проблемы статуса и привилегий номенклатуры - высшего слоя партийных и государственных чиновников, назначавшихся решениями руководства правящей партии. Обсуждались причины и последствия пренебрежения интересами экологии, здоровья людей; права военнослужащих и «дедовщина» в армии; возможности отказаться от милитаризации экономики.

В стране широко обсуждались формы будущей организации жизни общества. Единственно возможной альтернативой теперь виделась демократическая трансформация общества. Под ней подразумевалось:

  • введение элементов соревновательности в политическую систему и утверждение многопартийности;
  • правовое закрепление гражданских прав и свобод;
  • утверждение гарантий защиты независимости СМИ;
  • признание эффективности рыночной экономики как наиболее действенного инструмента обеспечения баланса между спросом и предложением, создание стимулов к модернизации производства.

Руководство КПСС стремилось учитывать духовные перемены в обществе, обновляя концепцию и практику политики перестройки. Власти не противодействовали начавшемуся весной 1988 г. процессу возникновения политических организаций, независимых от КПСС.

На XIX Всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. М.С. Горбачёв призвал общество к созданию правового государства, основанного на разделении властей. Он выступил за освобождение руководящих структур КПСС от административно-хозяйственных функций, с тем чтобы эти функции перешли к государству и предприятиям. Предложенные Горбачёвым меры ослабили позиции партийной бюрократии, лишившейся влияния на экономические процессы. Многие партийные чиновники стали переходить на службу в государственные структуры. В 1989-1990 гг. КПСС потеряла около четверти своих членов, пополнивших ряды демократических движений и организаций.

В 1989 г. на новой основе (альтернативность кандидатов, избрание трети депутатов от общественных организаций) состоялись выборы народных депутатов СССР. Они продемонстрировали изменение настроений в обществе: около 30 секретарей обкомов и горкомов, бывших кандидатами от КПСС, потерпели на выборах неудачу. В Москве 89% избирателей проголосовали за кандидата демократических сил Б.Н. Ельцина.

М.С. Горбачёв предпринял меры по укреплению своего влияния. На I съезде народных депутатов (май - июнь 1989 г.) он, сохраняя пост Генерального секретаря ЦК КПСС, был избран Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов занял учреждённый съездом пост Президента СССР. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе. Тем самым упрочились правовые основы существования в стране многопартийной системы. XXVIII съезд партии летом 1990 г. одобрил новую Программу партии. Её целью провозглашалось строительство демократического социализма.

В то же время в рядах КПСС постепенно шла консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки. Многочисленный слой номенклатуры был не удовлетворён воцарившимся в обществе идейным многообразием, свободой деятельности СМИ. Недовольство курсом Горбачёва постепенно возрастало. Демократизм его стиля управления воспринимался как проявление слабости.

Оппозиционные перестройке силы имели большую поддержку в высших структурах партии, в созданной в 1990 г. Компартии РСФСР, в государственном аппарате, армии, органах государственной безопасности.

Популярность М.С. Горбачёва падала, и постепенно кумиром большинства населения стал Б.Н. Ельцин. Благодаря конфликтам с руководством КПСС он приобрёл репутацию наиболее последовательного и решительного сторонника демократической трансформации общества.

Поддержав идеи перестройки, гласности и демократизации, Б.Н. Ельцин принялся осуществлять их на практике. Борьба с коррупцией и привилегиями партийно-государственной элиты, кадровые чистки в структурах власти на уровне районов обеспечили ему симпатии среди общественности и демократически настроенной интеллигенции.

В 1987 г. Б.Н. Ельцин подал в отставку с занимаемых им постов, обвинил руководство КПСС в саботаже перестройки. В ответ развернулась кампания травли Ельцина в контролируемых КПСС СМИ. Но это лишь способствовало росту его авторитета.

С большим перевесом Б.Н. Ельцину удалось добиться избрания в Верховный Совет Российской Федерации и стать его Председателем. В 1990 г. он заявил о своём выходе из рядов КПСС. В июне 1991 г. на демократических выборах Б.Н. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

  1. Что общего у «оттепели» хрущёвского времени и политики глас-UJ ности М.С. Горбачёва? Чем они отличаются? Определите критерии для сравнения.
  2. Охарактеризуйте основные направления, наметившиеся в СМИ изучаемого периода. Интересы каких социальных сил были в них представлены? Что их разделяло? Было ли что-то, объединявшее все названные направления?
  3. Как вы думаете, почему в условиях поиска новых путей развития страны внимание общества оказалось привлечено к анализу исторического прошлого России, СССР?
  4. В чём состояли идеи демократической трансформации общества, высказываемые в изучаемое время? Насколько они совпадали с первоначальными планами реформирования жизни страны, провозглашёнными М.С. Горбачёвым?
  5. Как вы считаете, был ли неизбежен политический раскол общества, произошедший в период руководства М.С. Горбачёвым КПСС и Советским государством?

Слайд 2

Расширение гласности

Привычка к самоцензуре, недовольство партократии – на первом этапе (1986г.); Поддержка сверху, смена руководства ряда центральных изданий; Расширение зоны и усиление остроты критики; Ограничение функций Главлита (1988г.); Рост популярности изданий, проявлявших смелость и инициативу; Политическая дифференциация в СМИ; Новый взгляд на власть, историю, правозащитное движение.

Слайд 3

Укрепить социализм, упрочить веру масс в возможность искоренения негативных явлений в обществе Сформировать идеологию социализма «с человеческим лицом» Заменить официальную идеологию полуправдой Обосновать правильность концепции ускорения Гласность Гласность - как политический термин, политика максимальной открытости деятельности государственных учреждений и свободы информации. В узком смысле, в современном словоупотреблении, компонент политики перестройки, проводимый М. С. Горбачёвым во второй половине 1980-х в в СССР.

Слайд 4

САХАРОВ

Андрей Дмитриевич (1921-1989) Физик-теоретик и общественный деятель, академик АН СССР. Один из создателей водородной бомбы в СССР. С конца 50-х гг. активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. С конца 60-х - начала 70-х гг. один из лидеров правозащитного движения. После протеста против ввода советских войск в Афганистан Сахаров в января 1980 был лишён всех наград и сослан в г. Горький. Возвращён в 1986, в 1989 г. избран народным депутатом СССР; предложил проект новой Конституции страны. Нобелевская премия мира (1975).

Слайд 5

Александр Исаевич Солженицын. Родился 11 декабря 1918 в Кисловодске в крестьянской семье. 1936-1941 – после окончания школы учится на физико-математическом факультете университета в Ростове-на-Дону. С 1939г. заочно учился в Московском институте философии, литературы и истории. 1941 – мобилизован; по окончании офицерской школы (конец 1942) – на фронте. 1943-1945 – командует артиллерийской батареей. По окончании войны имеет чин капитана, награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. 1945 – арестован и осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей «за антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации» (по статье 58, п. 10 и 11). Зимой 1952 у Солженицына обнаружили рак, он был прооперирован в лагере.1956 – Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, он учительствовал в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор». Пишет «В круге первом», «Щ-854 (Один день одного зэка)», «Раковый корпус». «Один день...» выдвинут на Ленинскую премию, 1968 – закончен «Архипелаг...». В этом же году «В круге первом» и «Раковый корпус» опубликованы за границей. 1969 – Солженицын исключен из Союза писателей.

Слайд 6

1970 – Солженицыну присуждается Нобелевская премия по литературе. 1974 – Солженицын арестован, лишен гражданства и выслан в ФРГ. В октябре 1976 переселяется в усадьбу близ города Кавендиш (штат Вермонт, США). Основной работой на долгие годы становится эпопея «Красное Колесо. Повествованье в отмеренных сроках» (переработанный вариант «Августа Четырнадцатого»; «Октябрь Шестнадцатого», оба - 1982; «Март Семнадцатого», 1986-87; «Апрель Семнадцатого», 1991). 1990 – Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство. 1991 – написана книга «Бодался теленок с дубом», очерки о советской литературной жизни. 1994 – Солженицын возвращается в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, Солженицын решительно осуждает реформы президента Б.Н.Ельцина, постоянно критикует власть. В 1997 Александр Солженицын избран академиком РАН.

Слайд 7

Слайд 8

ИТОГИ ПОЛИТИКИ ГЛАСНОСТИ

Возродилась многопартийность Реабилитированы жертвы сталинских репрессий Активизировались различные общественные силы Гласность повлекла за собой расширение демократизации страны Отменена цензура Рост интереса россиян к истории государства

Слайд 9

2. Переосмысление прошлого и будущего

«У нас нет стратегии такого развития, не разработаны ее запасные варианты, которые должны быть предусмотрены. Поэтому в решении тех или иных социально-экономических проблем мы часто пользуемся импровизацией. А вот целостность предполагает одновременно анализ производства как мирового, так и отечественного уровня цен, спроса, состояния налогов, деления общества на богатых и бедных, межбюджетных отношений, состояния коррупции. Вот по этим параметрам мы и должны оценивать ход идущих в стране процессов, по ним как-то и определяться» - Леонид Абалкин. В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика. Известными и популярными стали новые авторитетные авторы из числа видных экономистов, социологов, журналистов и историков. Леонид Абалкин

Слайд 11

С.Говорухин Художественно-публицистический фильм о кризисном состоянии советского общества и причинах, приведших к этому. Полемический подход отличал и самые яркие документальные ленты публицистического жанра, появившиеся на рубеже 1990 х гг.: «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» (реж. С. Говорухин). В прокате появились и те картины, которые ранее не были допущены на экран цензурой или выходили с огромными купюрами: А.Ю. Германа, А.А. Тарковского, К.П. Муратовой, С.И. Параджанова.

Слайд 12

Накал общественной дискуссии нашел зримое выражение в перестроечном плакате. Из привычного для советского времени средства пропаганды плакат превратился в орудие разоблачения социальных пороков и критики экономических трудностей. В качестве изобразительных средств широко использовались привычные образы повседневной жизни, быстро вытеснившие советскую символику. Плакат быстро превращается в средство критики политики половинчатых реформ и выражения растущего общественного недовольства.

Слайд 13

В 1987г. создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Незаконными были признаны все массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам. Публиковались ранее секретные архивные материалы, проливавшие свет на неизвестные до сих пор стране страницы советской истории. В 1989 г. движение «Мемориал» охватило более 180 городов СССР. С 1987 по 1990 год восстановлена справедливость в отношении 1 043 750 человек. Началось издание Книг Памяти. Александр Николаевич Яковлев (1923-2005) публицист, социальный мыслитель, академик РАН, российский советский политический и общественный деятель, главный идеолог Перестройки.

Слайд 14

Раздавались и громкие призывы «защитить социализм» и советское наследие от «фальсификации». 13 марта 1988 года в газете "Советская Россия" была опубликована статья Андреевой «Не могу поступаться принципами» - на тот момент старший преподаватель кафедры физической химии Ленинградского технологического института (ЛТИ). Статья Андреевой полностью отрицала те новые перестроечные ценности, которые стали (причем пока еще довольно робко) просачиваться на страницы газет и журналов. Нина Андреева

Слайд 15

В ходе полемики постепенно утверждалась уверенность, что все отрицательные явления – не искажение социализма, а его продукт. Такие черты, как монополия одной партии, контроль над СМИ, государственное управление экономикой – неверный путь. Утверждалось представление о необходимых преобразованиях: - необходимость многопартийности, идеологического плюрализма; - Правовая гарантия гражданских прав и свобод,- свобода слова и независимость СМИ, - рыночная экономика

Слайд 16

Политические реформы

Чтобы сплотить партию и повысить ее роль в обществе, М. С. Горбачев попытался приступить к реформам КПСС. На 27-ом съезде проходившем в феврале-марте 1986-го года, была принята новая редакция программы партии и ее новый устав. Некоторые положения устава провозглашали большую свободу в партийной жизни. «Перестройка – это наша судьба, шанс, который дает нам история. Он не может и не должен быть упущен», – говорил М.С.Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988г.).

Слайд 17

1 декабря 1988-го года Верховный Совет СССР принял законы «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Высшим органом власти в Советском Союзе считался Съезд народных депутатов СССР. На Съезд были делегированы многие общественные деятели, выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие коммунистической партии (Б.Н. Ельцин и А.Д. Сахаров). М.С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем стал А. И. Лукьянов. Съезд рассмотрел основные направления внешней и внутренней политики СССР, программу предстоящей деятельности правительства. 26 марта 1989 - выборы Народных депутатов СССР. 9 апреля 1989 - разгон демонстрации в Тбилиси, начало разгона СССР.

Слайд 18

Но ничего сделать так и не смог, как никто из демократов не мог ничего сделать на Съезде с легко управляемым коммунистической верхушкой "агрессивно-послушным большинством". Но ценность Съезда и не была в его политических действиях, она заключалась прежде всего в самом факте его существования, его открытости, а главное - в прямых трансляциях его заседаний на всю страну. Вся страна видела, как сгоняет Сахарова с трибуны Горбачев, как затыкает ему рот Лукьянов, как засвистывают его противники, как "прокатывают" его кандидатуру на выборах членов Верховного Совета... 14 декабря 1989г. – скончался А.Д. Сахаров. В работе Съезда академик Сахаров принимал самое активное участие: выступал, полемизировал, предлагал проект демократической федеративной Конституции Евро-Азиатского союза, в который предлагал преобразовать СССР.

Слайд 19

В ряде Верховных Советов союзных и автономных республик в 1990 г. к власти пришли оппозиционные КПСС силы, в том числе и националистические. Большинство республик провозгласили суверенитет, а отдельные заявили о стремлении приобрести независимость в ближайшем будущем. На Первом съезде народных депутатов РСФСР (май - июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета был избран Б. Н. Ельцин, его первым заместителем - Р. И. Хасбулатов, председателем Совета министров назначен И. С. Силаев.

Слайд 20

В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР (основными политическими объединениями стали: президентский блок "Выбор России", блок "Яблоко", Либерально-демократическая партия, Аграрная партия России, политическое движение "Женщины России", Коммунистическая партия РФ). Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР. В 1990 г. вводится институт президентства. III съезд народных депутатов СССР (март 1990 г.) избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

Слайд 21

Важнейшей проблемой, с которой теперь столкнулась новое советское руководство, стала националистическое движение. Происходили конфликты в Нагорном Карабахе, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, что, в конечном счете, ускорило развал Советского Союза. В этих республиках началось создание так называемых «народных фронтов», выступающих за выход республик из состава СССР. Поскольку на огромном пространстве страны экономическая ситуации продолжала ухудшаться, правительству Горбачева все труднее становилось доказывать взбудораженным народам выгоды их жизни в составе СССР.

Слайд 22

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Паралич центральной власти и ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссии, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике – все это привело к нарастанию в течение 1990-1991 гг. экономического, кризиса в стране. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

Посмотреть все слайды

(г. Саратов)

ГЛАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ

Многие годы советское общество воспитывалось в духе тоталитаризма. В период сталинизма право на существование имел один голос и одно мнение. Любое постороннее высказывание жестко наказывалось. На XX Съезде партии был развенчан культ личности Сталина и наметился конец тоталитарному режиму. На Съезде провозглашалась демократизация, но, не получив должного правового закрепления, не обеспеченная никакими правовыми гарантиями гласность постепенно была сведена на нет, и к 60-м годам процесс демократизации был свернут. Дальнейшее время, получившее название "эпохи застоя", характеризовалось различными формами полуправды, полугласности, расхождением между словом и делом, мыслью и словом.

С приходом в марте 1985 г. к власти страна взяла новый курс на ускорение социально-экономического развития , на развитие демократии, расширение гласности; общество ожидали глубокие перемены. Была выдвинута идея нового политического мышления, переосмысления современного мира и проведения политики с позиций общечеловеческих ценностей. Этот этап впоследствии назовут перестройкой, но с ней связываются не только преобразования в экономической, политической и социальной сферах. Важной его частью является провозглашение гласности, отказ от привычного советского мышления. Но сложившаяся к этому времени цензура советского типа по треугольной формуле: партия - Главлит СССР - репрессивные органы - функционировала исправно и была очень хорошо отлажена.

В обществе необходимо было создать благоприятные условия для того, чтобы гласность получила свое распространение, для этого необходимо было не только научить людей не бояться выражать свое мнение, пусть даже это мнение не соответствовало линии партии, но и разработать правовые механизмы защиты и реализации провозглашаемых новаций. Необходимость правового закрепления была важна, так как существовавшее общество было воспитано иначе и возможность вносить какие-либо кардинальные изменения была только у государства, путем создания благоприятной правовой атмосферы, обеспеченной его принудительной силой.

Термин "гласность", прозвучавший вместе с началом реформ, не имел четкого определения, отсутствовало его законодательное закрепление, для того чтобы понять его, необходимо обратиться к словарю. В энциклопедическом словаре "гласность" определяется как "открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т. п. для общественного ознакомления, обсуждения". Читая данное определение, можно предположить, какое колоссальное значение играла гласность в описываемый период. Ведь сложившаяся консервативная, закрытая система была хорошо защищена. Гласность, являющаяся неотъемлемой частью демократического общества, была призвана открыть обществу деятельность государственных органов, сблизить общество и государство, дать возможность общественности дать оценку деятельности государства.

Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 г., XXVII Съезд партии и XIX Всесоюзная партийная конференция провозгласят, а впоследствии и закрепят гласность как неотъемлемое условие и средство очищения и обновления советского общества, как идеологический и политический принцип. В этом качестве гласность должна была пронизывать все сферы как государственной, так и общественной жизни; основными критериями ее выступали: информационная открытость, правдивость информации, социалистический плюрализм мнений, принцип нерасхождения слова и дела и т. д.

Впервые о гласности заговорили на XXVII Съезде ЦК КПСС в феврале - марте 1986 г. , выступая, говорил: "Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс и их участия в управлении".

В результате XXVII Съездом КПСС был задан общий для всех структур вектор политической направленности. Наиболее приоритетным в деятельности органов государственной власти стал принцип гласности, который включал в себя не только возможность получения разного рода информации, но и возможность оценивать ее критически. Знаковым документом в этой связи стало Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 01.01.01 г. № 9 "О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику". Пленум Верховного Суда СССР постановил: "Обратить особое внимание судов на подобные злоупотребления, при наличии на то оснований привлекать не только к дисциплинарной, но и к уголовной ответственности . Назначая виновным наказание за преступление, предусмотренное ст. 139.1 УК РСФСР, судом должен решаться вопрос о применении дополнительной меры наказания в виде лишения права занимать определенные должности. Ввиду того что дела данной категории имеют большое общественное значение, необходимо шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам".

Данные материалы свидетельствуют о масштабах вносимых изменений в столь небольшой срок. Правовая база конца 90-х годов начинала формировать политику нового образца, через призму демократических начал.

Гласность, встречающаяся в различных государственных и партийных актах, должна была получить самостоятельное закрепление в виде нормативно-правового акта "О гласности". Стремление на законодательном уровне урегулировать положение гласности было необходимо ввиду того, что все чаще в освещении событий прошлого и их переоценке имели место факты злоупотребления ею. Данный вопрос широко обсуждался на февральском Пленуме ЦК КПСС в 1988 г. Гласность предполагает свободу слова для тех, кто хотел бы говорить правду, стремится к процессу демократизации, но подчас гласность используется в личных, корыстных целях. В публикациях все чаще стали встречаться случаи, когда отдельные факты подавались искаженно, тенденциозно, размывались идеологические критерии в оценке событий и явлений. Все это не могло оставаться в тени, чувство свободы в выборе тем для обсуждения не могло не наносить ущерба имиджу как государственных служащих, так и государству в целом, но даже в свете подобных событий было решено наиболее динамично раскрывать и обсуждать сведения о руководителях партии и государства; ученых; о деятелях искусства, которые были репрессированы во времена культа личности Сталина.

На XIX Всесоюзной партийной конференции были сформулированы принципы гласности:

Неотъемлемые права каждого гражданина на получение по любому вопросу общественной жизни полной и достоверной информации, не составляющей государственной и военной тайны;

Право на открытое и свободное обсуждение любого общественно значимого вопроса;

На конференции поднимался вопрос, уже рассматривавшийся на Пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г., о необходимости создания правовых гарантий гласности. Делегаты сошлись на необходимости конституционного закрепления прав граждан СССР на информацию, а также о необходимости разработки законодательных актов, определяющих права и обязанности государства, должностных лиц и граждан по реализации принципов гласности.

Свобода, данная СМИ, играла для партии не только положительную роль, призывы критически оценивать прошлое переходили в переоценку действующих событий, критике поддавались нововведения, общество, еще недавно боящееся говорить, за три года реформ высказывалось открыто, критически оценивая ситуацию. Но нельзя сказать, что развитие гласности в СССР в рассматриваемый период проходило линейно только лишь в направлении ее развития, попытки государственных органов пресечь критические высказывания все же имели место. Так, 8 апреля 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР" был введен ряд статей, ст. 74.1 "Оскорбление или дискредитация государственных органов и общественных организаций". В ней противоправным считалось публичное оскорбление или дискредитация высших органов государственной власти, должностных лиц и т. д.. Ввод данной статьи был не совсем логичным шагом, так как практически все общественно значимые события сводились к призывам развития критики, в том числе и органов государственной власти. Впрочем, просуществовав чуть меньше трех месяцев, ст. 74.1 УК РСФСР была отменена. "О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР". В целях создания благоприятных условий для развития критики была отменена ст. 190.1 УК РСФСР, которая запрещала распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. Вышеназванным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1989 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР" отменялась ст. 190.1 УК РСФСР и вводилась ст. 70 УК РСФСР, ответственность по настоящей статье наступала в случае призывов к свержению или изменению советского государственного и общественного строя способом, противоречащим Конституции СССР, либо воспрепятствованию исполнения советских законов в целях подрыва политической и экономической системы СССР.

Сильным сдерживающим фактором развития гласности выступил принятый Верховным Советом СССР от 01.01.01 г. Закон СССР № 000-1 "О защите чести и достоинства Президента СССР", который позволял по решению суда прекратить деятельность любого СМИ в случае неоднократного распространения материалов, содержащих оскорбительные либо не соответствующие действительности сведения в отношении Президента СССР.

Апологетом развития гласности становится принятие Закона СССР от 01.01.01 г. № 000-1 "О печати и других СМИ". Принятый Закон запрещал цензуру и гарантировал свободу для СМИ. В связи с этим отпала потребность в органе, занимающемся идеологической цензурой.

25 октября 1991 г. вышел Приказ № 3 Агентства по защите государственных секретов в СМИ при Министерстве информации и печати СССР "О работе ликвидационной комиссии ". Настоящий Приказ утверждал состав ликвидационной комиссии Агентства по защите государственных секретов в СМИ при Министерстве информации и печати СССР и устанавливал в срок до 25 декабря 1991 г. окончить ликвидационную процедуру. С этим событием ознаменовалась победа гласности и исчезновение советской цензуры.

Процесс развития гласности оказался не простым, прежде чем провозгласить гласность, необходимо было создать правовую основу. Вопрос же о разработке и законодательном закреплении гласности возник, когда прошел уже не один год с момента ее провозглашения. Непроработанность подобных моментов оказалась роковой, ситуация вышла из-под контроля. Возможность восстановления информационного правопорядка , безусловно, была, но требовалось отступиться от намеченного пути реформирования системы. Этого сделано не было. Стремление изменить общество за столь короткий срок, научить его жить по-другому было утопической идеей, которую внедряли обществу, воспитанному в духе консерватизма, без соответствующих объяснений и разъяснений относительно существа провозглашаемых свобод. И как результат, развитие гласности пошло вразрез с государственной политикой и уже по совершенно иному сценарию.

Идеология и социальная политика: Сборник научных трудов. Свердловск: Изд-во Свердл. ин-та нар. хоз-ва, 1990. С.

Судьбы гласности: Мат-лы межд. науч.-практич. конференц. "Судьбы гласности (1Опыт ее защиты (1". М.: Мельгир, 2001. С. 60.

Энциклопедический словарь / Ред. кол.: , и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. С. 174.

Горбачев доклад ЦК КПСС XXVII Съезду Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. С. 111.

Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 3.

Материалы Пленума ЦК КПСС,января 1987 г. М.: Политиздат, 1987. С. 33.

Перестройка и гласность. Роль СМИ и пропаганды в перестройке жизни советского общества. Киев: Знание, 1988. С. 2.

Там же. С. 10.

XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза (28 июня - 1 июля 1988 г.): Стенографический отчет: В 2 т. М.: Политиздат, 1988. Т. 2. С.

Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 28. Ст. 739.

Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 16. Ст. 397.

Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 26. С.

В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Горбачев. Его лозунгом вначале стало ускорение темпов развития производства, но скоро многим стало понятно, что реформы в этом направлении обречены на провал из-за оппозиции консервативных кругов КПСС и неспособности самого Горбачева преодолеть непоследовательность и половинчатость своих шагов.

К середине 1988 г. Горбачеву удалось сломить оппозицию внутри ЦК КПСС. Были объявлены всенародные демократические выборы в Верховный Совет СССР, который собрался в 1988 г. Но реального воздействия на экономику его решения не имели.

Уже в 1990 г. в СССР на основные виды продуктов были введены талоны. Правительства бездействовали, а по всей стране начинались забастовки, устраивались грандиозные митинги. Республики Прибалтики заявили о выходе из СССР.

Политика "гласности" провозгласила полусвободу слова. Из забытья всплыли имена Б. Пильняка, А. Платонова, вернулись труды крупнейших философов Н. Бердяева. В. Розанова, А. Лосева, "самиздатовские" публикации стали вполне легальными (В. Некрасов, В. Войнович), произведения западных авторов показали взгляд на СССР со стороны (Д. Оруэлл, Р. Конквест, К. Поппер, С. Коэн). Телевидение стало могучей пропагандистской силой - в новых программах ("Взгляд", "Пятое колесо" и др.) открыто и полемично говорилось то, за что прежде могли судить. Парадоксально, но огромную популярность получили прямые трансляции с партийных мероприятий и съездов народных депутатов.

Были реабилитированы репрессированные сталинским режимом партийные и государственные деятели, интеллигенция, рабочие и крестьяне, целые народы.

Многие в обществе оказались не готовы к таким резким разоблачениям, преобразованиям, новым явлениям, переоценке ценностей.

М. Горбачев был избран первым (и последним) Президентом СССР, но этот союз уже начал разваливаться. Большинство союзных республик заявили о суверенитете. В Российской Федерации имелось свое энергичное руководство, стоявшее на иных, нежели Горбачев, позициях. На президента обрушились как консерваторы (за "предательство социализма"), так и демократы (за нерешительность). Предложенный им новый союзный договор, возможно, позволил бы сохранить единое государство. Но 19 августа 1991 г. М. С. Горбачев с семьей был изолирован у себя на даче в Крыму. Был провозглашен новый орган управления страной - ГКЧП (Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению). Но народ не захотел возврата к прежней жизни и вышел на улицы многих городов. Войска, введенные в столицу по приказу ГКЧП, отказались воевать против своего народа. Демократическая оппозиция во главе с Президентом России Б. Ельциным возглавила борьбу против ГКЧП, а уже через 2 дня члены комитета поняли, что их путч провалился. Это привело к отказу от подписания союзного договора, а в декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской пуще (Белоруссия) объявили о роспуске СССР и о самостоятельном развитии каждой из республик. В декабре Президент СССР М. Горбачев ушел в отставку.

Россия объявила себя правопреемницей СССР. "Реформаторское" правительство России, которое возглавил Е. Гайдар, предложило стране "шоковую терапию". Резко подскочили цены. Упал жизненный уровень. Люди еле сводили концы с концами. Зарплаты хватало лишь на скудное питание. В 1992 г. в России ежемесячная инфляция составляла 20-30 %, в 1993 г. - немного меньше. В результате так называемой приватизации большинство государственных предприятий оказалось в руках кучки нуворишей. Большинство же людей не получило ничего. Законодательство давало лазейки для мошенников - появились финансовые пирамиды типа МММ, которые, обещая большие доходы, забирали у людей последние сбережения.

В этих условиях активизировались политические партии и движения коммунистической ориентации. Либеральные силы, оказавшись у власти, поняли, что управлять государством -нелегкое дело. Среди них начались расколы. Третьей силой выглядят различные национально-патриотические союзы. Но несмотря на трудности, большинство жителей России не желают возвращения к социалистическим методам прошлого и продолжают поддерживать курс на демократизацию страны.

Экономическое положение бывших союзных республик ухудшилось, так как порвались годами налаженные связи. Границы России оказались оголенными. Практически сразу же начались споры о границах между автономиями, межэтнические столкновения, вылившиеся в локальные войны в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, а также в кровавую войну в Чечне (1995-1996). За пределами России в бывших союзных республиках остались миллионы русских людей. Россия сама оказалась на грани распада на десятки самостоятельных мелких государств.

После выборов второй Государственной думы (1995) большинство в ней получила левая оппозиция. За все время ее работы так и не был принят закон о земле, что соответственно ограничивало привлечение инвестиций в российскую экономику. Тем не менее, в период с 1994 по 1998 год экономическое положение в стране несколько стабилизировалось, в некоторых отраслях наблюдался даже некоторый рост. Однако, промышленность преимущественно находилась в состоянии резкого спада, курс рубля поддерживался за счет крупных займов. Несмотря на принятие Думой первой части нового налогового кодекса, ставки налогов остаются непомерными, тем самым тормозя предпринимательство и производство. Фактически, единственными экспортными отраслями остались нефтегазовая и лесная промышленность, а также поставки на рынок вооружений. Министерством финансов был введен валютный коридор, удерживавший рост курса доллара.

Однако, искусственное удержание курса ни к чему не привело, и финансовый кризис, разразившийся в "черный вторник" 17 августа 1998 года ознаменовался для большинства россиян резким ростом курса доллара: с 6 до 20 рублей.

По стране прокатилась волна банкротств, резко сократилось число коммерческих банков. За короткое время в России сменилось 4 правительства: Черномырдина, Кириенко, Примакова, Степашина. В августе 1999 года Б. Н. Ельцин проводит последнюю замену премьер-министра. На эту должность назначен Владимир Путин, до этого возглавлявший Федеральную Службу Безопасности РФ.

Серия взрывов, совершенных в Москве, Буйнакске и Волгодонске в сентябре, заставляют объединиться всю страну перед лицом общей опасности терроризма. К этому времени относят и начало второй чеченской войны, называемой в средствах массовой информации "антитеррористической акцией".

Выборы в Государственную Думу 3 созыва, прошедшие в декабре 1999 года, ознаменовались провалом коммунистической фракции. Несмотря на то, что она по прежнему лидирует, на второе место с отрывом на 1-2% выходит блок "Единство", номинально возглавляемый министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу, но более известный в народе, как "блок Путина", что фактически означает поддержку страной политики, проводимой Правительством РФ. Третье место занимает "Союз правых сил", возглавляемый бывшим премьер-министром Сергеем Кириенко.

31 декабря 1999 года неожиданно объявляет об отставке первый президент России Борис Николаевич Ельцин. СМИ всего мира называют его "политиком XX века" и человеком, "навсегда покончившим с коммунистическим прошлым России". Новые президентские выборы назначены на март 2000 года. Исполняющим обязанности Президента становится Владимир Путин.

Ну что же, Разведчик, вот и наступил XXI век, век пока еще полный тайн и надежд. Именно Тебе теперь писать его историю. Дерзай, и, быть может, Твое имя появится на новой странице этой книги...

  • География России
  • Биоклиматические зоны России
  • Население России
  • Культура России