Тема урока: Массовая доля химического элемента в соединении
ω, ω%
Цель: Адаптация понятия доля к предмету химия при решении задач с экологическим содержанием на нахождение массовой доли элемента в химическом соединении.
Задачи:
- Сформировать понятие массовой доли элемента;
- Развивать навыки нахождения массовой доли элемента в химическом соединении;
- Воспитывать личность с экологическим образом мышления.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Компьютер;
- Карточки;
- Форзац учебника с таблицей Д.И.Менделеева;
- Тетради;
- Маркеры;
- Таблица Д.И.Менделеева;
- Листочки с номерами;
- Глобус.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться и день и ночь,
И день и ночь! (М.Заболоцкий).
1.Организационный момент. На демонстрационном столе стоит глобус.
Слова учителя: Составляющие нашей планеты органический и неорганический мир, образованный органическими и неорганическими веществами. Посмотрите на глобус.
71 % нашей планеты занимает вещество, без которого не было бы жизни на нашей земле. Что это за вещество? (вода) Вы уже знаете, что любое вещество можно записать с помощью химической формулы. (Включается мультимедийный проектор, на экране высвечивается формула Н 2 O). Что вы можете определить по этой формуле?
Ответы учащихся (качественный и количественный состав, простое или сложное вещество, определить, что это за вещество, найти М r ).
Слова учителя: Ребята, какие элементы входят в состав молекулы воды? (водород и кислород). А сколько атомов каждого элемента содержится в молекуле воды? (ответы учащихся) А если изменить количество атомов кислорода или водорода в молекуле воды будет ли изменённая формула принадлежать веществу вода (ответы учащихся)? И так, атомы химических элементов находятся в молекуле в определённых массовых отношениях, т.е. составляют определённую часть от общей молекулы. А как можно высчитать какую часть от молекулы составляет химический элемент (предложения учащихся)?
С вашей помощью мы определили тему нашего урока: “Вычисление массовой доли элемента в соединении”.
Как вы считаете, какова цель нашего урока (ученики определяют цель урока)?
У вас есть определённый багаж знаний, какие понятия изученные ранее вам помогут в достижении цели (химический элемент, химическая формула, относительная атомная и молекулярная масса, доля)?
Проверим, готовы ли вы к изучению нового материала. Проведём эстафету между рядами.
Учащиеся записывают названия химических элементов на листочке. Каждый ученик записывает только один химический знак и передает карточку своему товарищу. Группа первая выполнившая задание поднимает руку. Учитель показывает символы знаков химических элементов, а учащиеся последние в группе проверяют правильность выполнения задания (2 балла получает каждый учащийся ряда, если нет ошибок, дополнительный балл тот ряд, который справился с заданием первым (если нет ошибок) и 0 баллов ученик не знающий химических знаков).
Второе задание (3 балла) выполняем индивидуально. Четыре варианта.
Найдите относительную молекулярную массу:
I CO 2
II Na 2 O
III NO 2
IV Na 2 O 2
(учащиеся работают в тетрадях) При правильном решении задачи ученик получает три балла, при допущении математической ошибки – 1 балл, неправильном решении - 0 баллов. Подсчитывается общее количество баллов за два задания.
Мы повторили необходимые определения, химические элементы, молекулярную массу, а что же обозначает понятие доля? Повторим понятие, решая задачи на нахождении доли.
(На экране появляется слайд с изображением колбы с круглыми и квадратными молекулами)
Задача № 1
Какова доля квадратных молекул в колбе? (учащиеся решают и сравнивают своё решение с решением предложенным учителем и изображённым на слайде)
Решение: всего 7 молекул, квадратных 3. Их доля равна 3/7 или 0,4286 или 42,86 %
Задача № 2
Какова доля площади зелёного прямоугольника? (сопровождается следующим слайдом, с изображением двух прямоугольников. Площадь одного равна 10 см 2 , зелёного 2см 2 )
Решение: 2/10 или 0,2 или 20 %.
Задача № 3
Зелёный шарик весит 1 кг, красный шарик весит 10 кг (слайд с изображением красных и зелёных шариков в ящике и решением задачи). Какова доля зелёных шариков в ящике?
Решение: каждый зелёный шарик весит 1кг, а всего их два, значит в сумме 2 кг зелёных шариков. Общая масса шариков 12 кг, значит 2/12 или 0,1667 или 16,67.
Все учащиеся активно участвующие в решении задач добавляют себе 1 балл.
Слова учителя: (демонстрация следующего слайда с изображением схемы молекулы воды) Рассмотрим молекулу воды. Массу этих шариков вы можете найти в таблице химических элементов Д.И.Менделеева. И так массовая доля кислорода? Попытайтесь решить задачу самостоятельно, познакомьтесь с алгоритмом решения задач. Кто не справился? Учащиеся могут получить помощь учителя или одноклассника. Решение проверяется на заранее подготовленном слайде.
Ученики, самостоятельно справившиеся с заданием получают 2 балла, остальные один.
Слова учителя: На уроке географии вы изучили основные источники загрязнения воды. Назовите их. Какой вывод мы должны сделать?
Учитель заостряет внимание на знании формулы нахождения массовой доли элемента. Эта формула появляется на слайде и прочитывается учащимися.
Слова учителя : Зачем человеку необходимо знание массовой доли?
Представим, что каждый из нас имеет свой металлургический завод. Для получения железа вам требуется закупить руду. Какую руду вам выгоднее приобрести Fe 3 O 4 или FeO?. Эту задачу лучше решать парами. Один учащийся находит массовую долю железа в руде Fe 3 O 4, другой FeO и сравнивают массовые доли.
Слова учителя : А влияет ли процесс добычи руды на окружающую среду? Беседа с учащимися.
Слова учителя: вы справились с сложной проблемой. Но в жизни вы можете столкнуться с более важными задачами. Массовая доля является одним из способов выражения концентрации, а этот фактор очень важен для человеческой деятельности. Ваши товарищи подготовили сообщения, давайте их послушаем.
Сообщение № 1
Сообщение № 2
Слова учителя:
Учащиеся решают задачу. Далее учитель сообщает о том, что при нагревании минерала киноварь выделяется ртуть в виде паров. На складе в 1000м 3 , где находилось 100кг киновари,случился пожар. Оцените опасность ситуации, воспользовавшись данными предыдущей задачи (эта задача решается самостоятельно или с помощью учителя, в зависимости от уровня подготовленности класса). За решение этой задачи учащиеся получают 3 балла.
Слова учителя: Ребята, как вы считаете, почему я выбрала эпиграфом к уроку слова русского писателя М.Заболоцкого? Нет таких людей, к которым знания приходят сами, только систематический труд подымает их каждый день на ступеньку выше. Если вы сегодня остались недовольны собой - не огорчайтесь, поработаете дома самостоятельно и завтра у вас всё получится. Поставьте себе оценку “5” если вы набрали 9 баллов и более, “4” - 7-8 баллов, “3” - 5-6 баллов, если вы набрали меньше 5 баллов оценку получим на следующем уроке.
Сообщение № 1
Углекислый газ-газ бесцветный с кисловатым запахом и вкусом, используется в пищевой промышленности для производства сахара, лимонада. Участвует в процессе фотосинтеза. Но если в воздухе его доля больше 2,5 %, то он вызывает отравление организма и может привести к смерти. Повышения содержания углекислого газа в атмосфере более 0,03% может привести к повышению температуры на нашей планете, т.е. к глобальным изменениям.
Сообщение № 2
Ртуть- высокотоксичный металл, поражающий кроветворную, центральную нервную систему, почки. В организме ртутные соединения проникают в различные органы и ткани, но больше всего их обнаруживают в крови, печени, почках, головном мозгу. Пары ртути имеют свойство равномерно распространяться по всему объёму, накапливаясь тканями. Если в небольшой комнате (2м 3 ) её паров будет 0,02 мг, то урон здоровью человека будет велик.
Задача № 1
Какова доля квадратных молекул в колбе?
Задача № 2
Какова доля площади зелёного прямоугольника? Площадь одного равна 10 см 2 , зелёного 2см 2
Задача № 3
Зелёный шарик весит 1 кг, красный шарик весит 10 кг Какова доля зелёных шариков в ящике?
Задача № 4
В природе существует минерал киноварь. Определите массовую долю ртути в киновари (HgS).
ТЕМА УРОКА: Массовая доля химического элемента в соединении.
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить вычислять массовую долю элементов в соединении по формуле соединения и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.
Основные понятия. Массовая доля химического элемента.
Планируемые результаты обучения
Предметные. Уметь рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.
Метапредметные . Формировать умения устанавливать аналогии, использовать алгоритмы для решения учебных и познавательных задач.
Основные виды деятельности учащихся. Рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле. Устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.
Структура урока
I . Организационный этап
II . Актуализация опорных знаний
III . Изучение нового материала
IV . Закрепление. Подведение итогов урока
V . Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
Дайте определения: относительной атомной массе, относительной молекулярной массе.
В каких единицах можно измерить относительную атомную массу.
В каких единицах можно измерить относительную молекулярную массу.
Изучение нового материала.
Работа с учебником. Рабочая тетрадь.
Ребята, допустим у нас есть вещество - серная кислота H 2 SO 4,
можем мы ли узнать какие атомы входят в состав соединения.
А их количество?
А в каком массовом соотношении они соединяются?
Вычисление массовых отношений химических
элементов в сложном веществе. (стр. 51)
А как можно узнать в каких массовых отношениях соединены элементы в соединении формула которого H 2 SO 4 ?
m (H ): m (S ): m (O )= 2*2 + 32 + 16*4= 2:32:64 = 1:16:32.
1+16+32 = 49, то есть 49 массовых частей серной кислоты, содержаться 1 массовая часть водорода, 16 массовых частей серы, 32 массовых частей кислорода.
Ребята, а как вы думаете, можем ли мы рассчитать долю каждого элемента в соединении?
Сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием массовая доля элемента в соединении.
W - массовая доля элемента в соединении.
n - число атомов элемента.
Mr - относительная молекулярная масса.
Вычисление массовых долей химических элементов
в сложном веществе. (РТ)
1. Изучите алгоритм вычисления массовой доли элемента в соединении.
Задача №1 (РТ)
Вывод химических формул, если известны массовые доли химических элементов,
входящих в состав данного вещества. (РТ)
2. Изучите алгоритм вычисления массовой доли элемента в соединении.
Задача №5 (РТ)
Закрепление изученного материала.
РТ стр. 25 №2.
РТ стр. 27 №6.
Подведение итогов урока.
Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке?
Самостоятельная работа.
Домашнее задание:
изучить §15 стр. 51 - 53;
ответить на вопросы №3,4,7 стр. 53-54 (письменно).
П еречень использованной литературы.
Учебник. Химия 8 класс. авт. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Издательство "Просвещение", 2014.
Рабочая тетрадь по химии. авт. Боровских Т.А.
МБОУ СОШ № 139 городского округа Самара.
Конспект урока по химии для 8 класса.
Тема: Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении.
Цели урока
учебные:
Изучить понятия: химическая формула, индекс, коэффициент; записи и чтение формул.
Изучить различия между относительными, атомной и молекулярными массами;
Изучит понятие массовой доли химического элемента и научиться ее рассчитывать.
развивающие:
Развить у учащихся умение делать несложные, логические построения на основе химических знаний;
Развить умение использовать в нестандартных ситуациях исследовательской деятельности знания из различных разделов школьных дисциплин (физика, алгебра), при необходимости находить недостающую информацию в справочной и учебной литературе;
воспитательная:
Воспитать личностную рефлексию, то есть умение осмысливать свои действия и себя в проблемной исследовательской ситуации;
Воспитать самоорганизацию и самооценку учащихся при выполнении исследовательских заданий на уроке.
Оборудование: таблицы «Относительные атомная и молекулярная массы», индивидуальные карточки задания для учеников, таблица Д.И.Менделеева.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель настраивает учеников на работу во время урока. Разъясняет все этапы урока и действия учащихся на каждом из них.
Ребята сегодня каждый из Вас станет исследователем и будет «добывать новые знания»: выяснять состав химических формул, правила их записи и чтения; выводить формулу массовой доли химического элемента и рассчитывать ее.
II. Изучение новой темы
1. Слово учителя.
Каждый атом любого химического элемента имеет свою массу, также как и любое физическое тело, окружающее нас, в том числе и мы с Вами. Но в отличии от нас, масса атомов очень мала. Поэтому учеными была принята за эталон масса 1/12 массы атома углерода 6 12 С (как самая легкая) и масса остальных атомов сравнивалась с массой этого эталона, отсюда и название «Относительная атомная масса» от англ. « relative » относителен. Данная величина не имеет единиц измерения и обозначается Ar . Численное значение относительной атомной массы любого элемента прописано в периодической таблице Д.И. Менделеева.
Если вещество образовано несколькими элементами (одинаковыми или разными), то речь уже идет о молекулах и «Молекулярной относительной массе». Она складывается из атомных масс всех химических элементов образующих молекулу, умноженные на количество этих атомов. Так же не имеет единиц измерения и обозначается Mr . Например:
Mr (O 2) =Ar (O) ·2 = 16 · 2 = 32;
Mr (H 2 O) = Ar (H) · 2 + Ar (O) = 1· 2 +16 = 18;
Mr (H 2 SO 4) = Ar (H) · 2 + Ar (S) + Ar (O) · 4 = 1· 2 + 32 + 16 · 4 = 98;
Учитель неоднократно напоминает ученикам, что значение Ar находим в периодической системе Д.И. Менделеева под знаком химического элемента. Значение атомных масс разных химических элементов складываются между собой. Если одинаковых атомов в молекуле несколько, от их численное значение атомных масс умножается на количество этих атомов. (закрепление новой темы будет происходить при выполнении самостоятельной работы в исследовательской части урока)
2. Исследовательская часть (самостоятельная работа учеников под руководством учителя), при возникновении затруднений у учеников учитель должен быть очень осторожен и не в коем случае, не давать ученикам прямой правильный ответ, то есть «готовые знания» они должны добыть их сами. Лучше «подталкивать» ученика к правильному решению наводящими вопросами, стимулирующими мыслительную деятельность, необходимость связывать уже имеющиеся знание из других областей с новым материалом. Это необходимо для того, чтобы не нарушить процесс исследования учеников и добиться наилучшего результата при изучении нового материала, поскольку знания, добытые самостоятельно удерживаются в долговременной памяти, нежели готовая информация.
Примерные вопросы:
- Как ты думаешь?
- Представь, что изменится если…?
- Как изменится, и что это значит?
- Подумай, где еще ты встречался с этим понятием? и т.д.
Учитель раздает ученикам карточки – задания, акцентирует их внимание на том, что это самостоятельная исследовательская работа, но при необходимости вы (учитель) обязательно поможете и направите работу каждого ученика в правильном направлении.
Карточки – задания
Тема: Химическая формула. Относительные, атомная и молекулярные массы. Массовая доля химических элементов.
Условная запись состава химического вещества, при помощи символов химических элементов, индексов и коэффициентов – называется химической формулой
Задание 1. Химическая формула ее состав, запись и произношение.
А. Исследуй качественный и количественный состав химических формул. Проанализируй, что каждый из них обозначает в формуле.
Формула
ФормулаВыводы:
1) Качественный состав химической формулы показывает: ____________________________________ образуют вещество.
2) Количественный состав химической формулы показывает:
Образуют вещество.
В. Проанализируй запись, как ты думаешь, что показывает индекс и коэффициент в химической формуле.
2 Al 2 O 3
коэффициент индекс
индекс – это _____________, которое показывает_______________ в веществе, записывается______________________ символа химического элемента;
коэффициент – это _______________, которое показывает количество _____________ химического вещества, записывается ______________ химической формулой;
В. Исследуй правила чтения формул.
Формула Порядок произношения составных частей формулы:1. коэффициент
2. символ химического элемента * и его индекс (если есть.)
3.следующий символ химического элемента и его индекс.
* при прочтении химической формулы читается произношение символа химического элемента, а не его название.
Самостоятельная работа.
(закрепление нового материала )
1.1. Запиши качественный состав каждой формулы:
H 2 SO 4 _______________ FeSO 3 _____________________
H 3 PO 4 ________________ H 2 Cl 2 O 7 ____________________
1.2. Запиши количественный состав каждой формулы:
O 3 __________________ K 2 O _______________________
Cl 2 __________________ MgCO 3 ____________________
MgO ________________ NaOH _____________________
H 2 SO 4 _______________ FeSO 3 _____________________
H 3 PO 4 ________________ H 2 Cl 2 O 7 ____________________
1.3. Прочитай формулы. Запиши то, что у тебя получилось:
Li 2 O ___________________________________________________
CaS ___________________________________________________
H 2 SiO 3 _________________________________________________
MgSO 4 _________________________________________________
Задание 2. Зависимость массовой доли элементов в соединении от некоторых физических величин.
Проанализируй, от каких параметров и как зависит массовая доля элемента в соединении.
А. Исследуй состав и относительные атомные массы элементов молекулы хлороводорода HCl.
Сравни массовые доли элементов в соединении: (H) _________ (Cl)
( , , )
(прямо / обратно)Б. Исследуй состав молекул этана C 2 H 6 и ацетилена C 2 H 2 .
Соединение
Сравни массовые доли водорода в этане и ацетилене:
(H) C 2 H 6 _______________ (H) C 2 H 2
( , , )
Какой параметр и как влияет на значение массовой доли элемента в соединении?
Массовая доля элемента в соединении _________________пропорциональна (прямо / обратно)значению _____________________________________ этого элемента.В. Исследуй состав молекулы углекислого CO 2 и угарного газа CO.
Соединение
Сравни массовые доли углерода в углекислом и угарном газе:
(C) CO 2 _____________ (C) CO
( , , )
Какой параметр и как влияет на значение массовой доли элемента в соединении?
Массовая доля элемента в соединении _________________пропорциональна (прямо / обратно)значению _____________________________________ этого элемента.Полученные выводы обобщи и составь формулу, показывающую зависимость массовой доли от найденных тобой параметров. Для этого:
Прямо пропорциональные запиши в числитель
значению массовой доли
Параметры
Обратно пропорциональные запиши в знаменатель
значению массовой доли
(Э) % = ––––––––––––
(Э) = –––––––––––––
Чтобы выразить массовую долю в процентах, надо правую часть формулы умножить на 100 %
Самостоятельная работа.
2.1. Подчеркни соединение, в котором наибольшая массовая доля серы:
а ) Na 2 SO 3 и Na 2 S 2 O 3 ; б) H 2 S и Na 2 S; в) Na 2 S 4 O 6 и Na 2 S 2 O 8 .
2.2. Не производя вычисления, запиши следующие соединения в ряд в порядке уменьшения массовой доли:
а) водорода - H 2 O, H 2 O 2 _________________________
б) хлора - Cl 2 O, Cl 2 O 7 , ClO 2 ______________________
в) серы - SCl 4 , S 2 Cl 2 , SCl 2 ________________________
г) углерода - CH 4 , C 2 H 2 , C 2 H 4 ____________________
д) фтора – P 2 F 4 , PF 3 , PF 5 _________________________
III. Итоги урока.
Подводятся итоги, проговариваются химические понятия изученные на этом уроке: относительные атомная и молекулярная массы, химическая формула, индекс, коэффициент, массовая доля химического элемента в соединении.
IV. Домашнее задание.
§5. упр. 1-5. (кто из учеников не доделал самостоятельные задания во время урока, делают их дома)
МБОУ СОШ № 139 городского округа Самара.
Конспект урока по химии для 8 класса.
Тема: Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении.
Цели урока
учебные:
— изучить понятия: химическая формула, индекс, коэффициент; записи и чтение формул.
— изучить различия между относительными, атомной и молекулярными массами;
— изучит понятие массовой доли химического элемента и научиться ее рассчитывать.
развивающие:
— развить у учащихся умение делать несложные, логические построения на основе химических знаний;
— развить умение использовать в нестандартных ситуациях исследовательской деятельности знания из различных разделов школьных дисциплин (физика, алгебра), при необходимости находить недостающую информацию в справочной и учебной литературе;
воспитательная:
— воспитать личностную рефлексию, то есть умение осмысливать свои действия и себя в проблемной исследовательской ситуации;
— воспитать самоорганизацию и самооценку учащихся при выполнении исследовательских заданий на уроке.
Оборудование: таблицы «Относительные атомная и молекулярная массы», индивидуальные карточки задания для учеников, таблица Д.И.Менделеева.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель настраивает учеников на работу во время урока. Разъясняет все этапы урока и действия учащихся на каждом из них.
— Ребята сегодня каждый из Вас станет исследователем и будет «добывать новые знания»: выяснять состав химических формул, правила их записи и чтения; выводить формулу массовой доли химического элемента и рассчитывать ее.
II. Изучение новой темы
1. Слово учителя.
— Каждый атом любого химического элемента имеет свою массу, также как и любое физическое тело, окружающее нас, в том числе и мы с Вами. Но в отличии от нас, масса атомов очень мала. Поэтому учеными была принята за эталон масса 1/12 массы атома углерода 6 12 С (как самая легкая) и масса остальных атомов сравнивалась с массой этого эталона, отсюда и название «Относительная атомная масса» от англ. « relative » относителен. Данная величина не имеет единиц измерения и обозначается Ar . Численное значение относительной атомной массы любого элемента прописано в периодической таблице Д.И. Менделеева.
Если вещество образовано несколькими элементами (одинаковыми или разными), то речь уже идет о молекулах и «Молекулярной относительной массе». Она складывается из атомных масс всех химических элементов образующих молекулу, умноженные на количество этих атомов. Так же не имеет единиц измерения и обозначается Mr . Например:
Mr (O 2) =Ar (O) ·2 = 16 · 2 = 32;
Mr (H 2 O) = Ar (H) · 2 + Ar (O) = 1· 2 +16 = 18;
Mr (H 2 SO 4) = Ar (H) · 2 + Ar (S) + Ar (O) · 4 = 1· 2 + 32 + 16 · 4 = 98;
Учитель неоднократно напоминает ученикам, что значение Ar находим в периодической системе Д.И. Менделеева под знаком химического элемента. Значение атомных масс разных химических элементов складываются между собой. Если одинаковых атомов в молекуле несколько, от их численное значение атомных масс умножается на количество этих атомов. (закрепление новой темы будет происходить при выполнении самостоятельной работы в исследовательской части урока)
2. Исследовательская часть (самостоятельная работа учеников под руководством учителя), при возникновении затруднений у учеников учитель должен быть очень осторожен и не в коем случае, не давать ученикам прямой правильный ответ, то есть «готовые знания» они должны добыть их сами. Лучше «подталкивать» ученика к правильному решению наводящими вопросами, стимулирующими мыслительную деятельность, необходимость связывать уже имеющиеся знание из других областей с новым материалом. Это необходимо для того, чтобы не нарушить процесс исследования учеников и добиться наилучшего результата при изучении нового материала, поскольку знания, добытые самостоятельно удерживаются в долговременной памяти, нежели готовая информация.
Примерные вопросы:
— Как ты думаешь?
— Представь, что изменится если…?
— Как изменится, и что это значит?
— Подумай, где еще ты встречался с этим понятием? и т.д.
Учитель раздает ученикам карточки – задания, акцентирует их внимание на том, что это самостоятельная исследовательская работа, но при необходимости вы (учитель) обязательно поможете и направите работу каждого ученика в правильном направлении.
Карточки – задания
Тема: Химическая формула. Относительные, атомная и молекулярные массы. Массовая доля химических элементов.
Задание 1. Химическая формула ее состав, запись и произношение.
А. Исследуй качественный и количественный состав химических формул. Проанализируй, что каждый из них обозначает в формуле.
Качественный состав | |
O 3 | кислород (O ) |
H 2 | водород (H ) |
Al 2 O 3 | алюминий (Al ) и кислород (O ) |
Выводы:
1) Качественный состав химической формулы показывает: ____________________________________ образуют вещество.
2) Количественный состав химической формулы показывает:
Образуют вещество.
В. Проанализируй запись, как ты думаешь, что показывает индекс и коэффициент в химической формуле.
2 Al 2 O 3
коэффициент индекс
индекс – это _____________, которое показывает_______________ в веществе, записывается______________________ символа химического элемента;
коэффициент – это _______________, которое показывает количество _____________ химического вещества, записывается ______________ химической формулой;
В. Исследуй правила чтения формул.
Порядок произношения составных частей формулы:
1. коэффициент
2. символ химического элемента * и его индекс (если есть.)
3.следующий символ химического элемента и его индекс.
* при прочтении химической формулы читается произношение символа химического элемента, а не его название.
Самостоятельная работа.
(закрепление нового материала )
1.1. Запиши качественный состав каждой формулы:
H 2 SO 4 _______________ FeSO 3 _____________________
H 3 PO 4 ________________ H 2 Cl 2 O 7 ____________________
1.2. Запиши количественный состав каждой формулы:
O 3 __________________ K 2 O _______________________
Cl 2 __________________ MgCO 3 ____________________
MgO ________________ NaOH _____________________
H 2 SO 4 _______________ FeSO 3 _____________________
H 3 PO 4 ________________ H 2 Cl 2 O 7 ____________________
1.3. Прочитай формулы. Запиши то, что у тебя получилось:
Li 2 O ___________________________________________________
CaS ___________________________________________________
H 2 SiO 3 _________________________________________________
MgSO 4 _________________________________________________
Задание 2. Зависимость массовой доли элементов в соединении от некоторых физических величин.
Проанализируй, от каких параметров и как зависит массовая доля элемента в соединении.
А. Исследуй состав и относительные атомные массы элементов молекулы хлороводорода HCl .
Состав | качественный | водород H | хлор Cl |
количественный | |||
Относительная атомная масса Ar |
Сравни массовые доли элементов в соединении: (H ) _________ (Cl )
( , , )
Б. Исследуй состав молекул этана C 2 H 6 и ацетилена C 2 H 2 .
этан C 2 H 6 | ацетилен C 2 H 2 | |
Число атомов углерода n (C ) | ||
Число атомов водорода n (H ) |
Сравни массовые доли водорода в этане и ацетилене:
(H ) C 2 H 6 _______________ (H ) C 2 H 2
( , , )
Какой параметр и как влияет на значение массовой доли элемента в соединении?
В. Исследуй состав молекулы углекислого CO 2 и угарного газа CO .
углекислый газ CO 2 | угарный газ CO | |
Число атомов углерода n (C ) | ||
Относительная молекулярная масса соединения Mr |
Сравни массовые доли углерода в углекислом и угарном газе:
(C ) CO 2 _____________ (C ) CO
( , , )
Какой параметр и как влияет на значение массовой доли элемента в соединении?
Полученные выводы обобщи и составь формулу, показывающую зависимость массовой доли от найденных тобой параметров. Для этого: Обратно пропорциональные запиши в знаменатель
значению массовой доли
Чтобы выразить массовую долю в процентах, надо правую часть формулы умножить на 100 %
Самостоятельная работа.
2.1. Подчеркни соединение, в котором наибольшая массовая доля серы:
а) Na 2 SO 3 и Na 2 S 2 O 3 ; б) H 2 S и Na 2 S; в) Na 2 S 4 O 6 и Na 2 S 2 O 8 .
2.2. Не производя вычисления, запиши следующие соединения в ряд в порядке уменьшения массовой доли:
а) водорода — H 2 O , H 2 O 2 _________________________
б) хлора — Cl 2 O , Cl 2 O 7 , ClO 2 ______________________
в) серы — SCl 4 , S 2 Cl 2 , SCl 2 ________________________
г) углерода — CH 4 , C 2 H 2 , C 2 H 4 ____________________
д) фтора – P 2 F 4 , PF 3 , PF 5 _________________________
III. Итоги урока.
Подводятся итоги, проговариваются химические понятия изученные на этом уроке: относительные атомная и молекулярная массы, химическая формула, индекс, коэффициент, массовая доля химического элемента в соединении.
IV. Домашнее задание.
§5. упр. 1-5. (кто из учеников не доделал самостоятельные задания во время урока, делают их дома)
Обернихина Татьяна Сергеевна
учитель химии высшей кв. категории.
МОУ «СОШ №3 г. Коряжмы»
Предмет . Химия.
Тема урока Массовая доля элемента .
8 КЛАСС.
УМК Г.Е. Рудзитис.
Тип урока: Изучение нового материала
Цель : Сформировать навык решения задач на расчет доли и нахождение массы компонента раствора.
Задачи
Образовательные:
Сформировать понятие массовой доли элемента;
Научить установлению простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Развивающие:
Развивать навыки логического мышления и интерес у школьников к химической науке.
Воспитательные:
Воспитывать личность с экологическим образом мышления.
Воспитывать в учащихся чувство товарищества и ответственности.
Планируемые результаты обучения:
предметные:
формирование систематизированных знаний о доле элемента в веществе;
развитие умения вычислять массовую долю в различных вещества;
метапредметные:
формирование компетентности в области использования полученных знаний на других учебных дисциплинах;
личностные:
формирование убежденности в необходимости химических знаний для жизни человека;
Средства обучения :
Мультимедийный проектор;
Компьютер;
Карточки;
Форзац учебника с таблицей Д.И.Менделеева;
Тетради;
Таблица Д.И.Менделеева;
Эпиграф к уроку:
Природа окружает нас загадкам и, и
попытка их решения принадлежит
к величайшим радостям жизни.
У.Рамзай
Этапы урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Проверяет готовность детей к уроку. Приветствие, положительный настрой на урок. | Проверяют готовность к уроку. |
2.Целеполагание и мотивация. | Создание стимуляционно-мотивирующей ситуации через систему вопросов : Перед вами перечислены различные минералы, из которых можно получить железо.(FeO, Fe 2 O 3 , Fe 3 O 4 ) (на мультимедийном проекторе). Проблемный вопрос: Как вы думаете, какой минерал наиболее выгодно использовать для получения железа. | Выдвигают свои предположения на поставленный вопрос. |
Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока. Как вы считаете, какова цель нашего урока. | Определяют цель урока |
|
У вас есть определённый багаж знаний, какие понятия, изученные ранее, вам помогут в достижении цели? | Химический элемент, химическая формула, относительная атомная и молекулярная масса. |
|
3.Актуализация и контроль знаний. | Что мы можем сказать об этих минералах? | Состоят из атомов железа и кислорода |
Можно ли по качественному и количественному составу ответить на поставленный вопрос | Коллективная работа |
|
Молекулярную массу веществ |
||
Проверка домашнего задания | На выданных карточках учащиеся рассчитывают молярную массу оксидов железа.После выполнения задания меняются карточками с соседом по парте и проверяют совместно с учителем. |
|
3.Изучение нового учебного материала. | Организует беседу, используя информацию презентации, текст учебника и рабочую тетрадь. Контролирует «открытие» новых знаний. Корректирует их. Как графически можно изобразить записанные формулы? Что такое доля? Проводит аналогию расчета доли вещества с математикой. Какая величина является главной в химии Чему равна атомная масса железа? Как, исходя из знаний атомной и молекулярной массы, можно вывести формулу вещества? Рассчитайте массовую долю железа в каждом веществе и сделайте и дайте ответ на поставленный вопрос (возврат к первому слайду) Обсуждение выполненных заданий. А влияет ли процесс добычи руды на окружающую среду? Физкультминутка. Давайте вспомним химические элементы. Я вам называю название, если оно совпадает с произношением - поднимаем правую руку, если нет - левую. Обобщение и систематизация Знакомит с новыми веществами в который встречается один и тот же химический элемент. Рассчитайте в каждом его массовую долю. SО 2 и SО 3 ω (S) = СО 2 и СО ω (С) = ω (N) = НNО 3 , НNО 2 Выполните задания в рабочей тетради по закреплению материала. | Отвечают на предложенные вопросы. Рисуют состав веществ разными цветами. Часть от целого. Учащиеся вспоминают как рассчитывается доля в математике. Атомная масса элемента Выводят совместно с учителем формулу вещества ω=(Аr·n/Мr)·100% Рассчитывают. 3 ученика работают у доски Отвечают на вопрос Выдвигают свои предположения Физкультминутка. Один из учеников по направлению учителя - называет правильное произношение. Производят расчеты Выполняют работу. |
4.Рефлексия и подведение итогов урока. | Организует рефлексию и подведение итогов урока. Если бы мама попросила вас написать ей смс о самом главном на уроке, что бы вы написали? Достигли ли мы поставленных целей? Ребята, заканчивая урок, прошу наклеить выданный кружок на один из плакатов у выхода. (Все усвоили, усвоили недостаточно, требуется серьезная доработка). | Произносят свои ответы. Оценивают свою работу в плакатах у выхода. |
5.Информация о домашнем задании. | Предлагает задание в соответствии с возможностями: 1.Рассчитайте в каком из предложенных соединений (пероксид водорода, вода, серная кислота, оксид кальция, пероксид натрия-формулы записаны учителем) массовая доля кислорода наибольшая? 2.Найдите массовую долю каждого элемента в соединении (Fe 3 (PO 4 ) 2 *8H 2 O) | Осуществляют выбор домашнего задания в соответствии с собственными возможностями и способностями, и проявленным интересом к изученной теме. |
Использована литература:
1. Химия, 8 класс, Неорганическая химия, 8 класс, Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., 2013.
2.Фадеев Г.Н. Задачи и тесты для самоподготовки по химии:пособие для ученика и учителя. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3. Рабочая тетрадь. 8 класс.
4. Дидактические материалы. 8-9 классы.